Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.А. Каше, Т.Б. Филичева 16 страница




6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений зву-копроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1–2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы

11 Э-48

Р.И. Лалаевл

осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знаниями о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обусловливает необходимость строить содержание логопедической работы во вспомогательной школе с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

8. В связи с тем что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

9. Характерной для логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замы-кательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т. д.).

11. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая

Общая характеристика нарушений речи и вх коррекция..

задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем – на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми.

13. При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим цели занятия должны быть изложены умственно отсталому ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

14. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

15. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

16. В связи с тем что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа во вспомогательной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей. Нужно так организовать педагогический процесс во вспомогательной школе, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств.

18. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне. Например, занятия по устранению заикания будут более эффективны, если они проводятся на фоне расслабления после приема соответствующих медикаментов. При наличии чрезмерной возбудимости даже работа над звуками будет более эффективной, если она проводится на фоне успокаивающей терапии.

Р.И. Лалаева

19. Логопед вспомогательной школы при перспективном планировании, учитывая необходимость участия в логопедической работе с детьми учителей, воспитателей и родителей, должен уделять большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде логопедических знаний.

,,

Методика коррекции нарушений звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются у умственно отсталых детей в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение звука в словах сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение звука удается ребенку сравнительно легко. У умственно отсталых детей наиболее длительным является введение звука в речь, т. е. этап автоматизации звука. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.

В процессе коррекции дефектов звукопроизношения осуществляется развитие познавательной деятельности умственно отсталых детей, развитие операций анализа, синтеза, сравнения. На всех этапах работы по устранению нарушений звукопроизношения широко используют прием сравнения. Так, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение звука. На этапе автоматизации звук сравнивают с фонетически далекими звуками. В дальнейшем на этапе дифференциации проводится сопоставление отрабатываемых звуков с фонетически близкими звуками. В процессе коррекции нарушений звукопроизношения

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

анализируют различные слова по количеству звуков, месту отрабатываемого звука в словах.

Большое внимание уделяют развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения и обусловливают особенности проявления их у умственно отсталых детей.

Коррекция нарушений звукопроизношения связывается с формированием речевой функции в целом, т. е. с развитием фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного недоразвития речи.

В процессе устранения дефектов звукопроизношения придается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделять звуки из слова, определять место этих звуков, уточнению смысл оразличи-тельной функции фонемы.

Необходимо осуществлять тесную преемственную связь между формированием правильного произношения и обучением грамоте. Формирование правильного произношения звука подготавливает ребенка к усвоению соответствующей буквы. С другой стороны, овладение буквой обеспечивает новую, графическую опору для закрепления звука в речи.

При коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей учитывают особенности протекания у них психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, качественное своеобразие памяти, мышления, слабость мотивации и интересов).

Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является индивидуализация коррекционно-логопе-дического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплен в речи.

Специфика логопедической работы проявляется и в планировании. Фронтальные логопедические занятия строят

Р.И. Лалаева

с учетом постепенного введения трудностей. Каждую задачу, доступную нормальному ребенку, максимально расчленяют на простейшие задачи.

Предварительный этап

тт

Предварительный этап устранения нарушении звукопро-изношения имеет место чаще всего в первом классе вспомогательной школы. Этот этап является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием, чем в массовой школе. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Развитие ручной моторики

Необходимость развития моторики рук у умственно отсталых детей, особенно страдающих дизартрией, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у учеников первого класса вспомогательной школы имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки умственно отсталых детей к овладению письмом.

На предварительном этапе коррекции нарушений звуко-произношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Также проводят упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности.

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция... 327

1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).

3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по

памяти.

4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.

5. Обведение контуров предметных изображений.

6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

8. Наматывание ниток на катушку, клубок.

9. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

10. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).

11. Работа с мозаикой.

12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

14. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Лесенка (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

Р.И. Лалаева

I

Пальчики «здороваются»

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки:

то же упражнение выполняется пальцами правой руки;

то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;

пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.).

л^уо?;*?1:Х; 'I О^ЙИ

Оса

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им;

то же упражнение проводится указательным пальцем левой руки;

одновременные движения указательных пальцев обеих рук (осы).

' г '<.'1. '''•.: - '•«.,.: ' *'''"ОН''.'"г*С '^ '"''Т;. - *:Г.т

Дети бегут

Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу;

то же упражнение проводится пальцами левой руки;

то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).

Коза и козлята

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки; то же движение выполняется пальцами правой руки; то же движение выполняется пальцами обеих рук.

Очки

•,чл?ш.-ч -'ч:•••!•:?Ч".-"•;•: V:'тг/;:/.*?&•'г'..,.; 'I

Образовать два кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..,

Двое разговаривают

Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.

_

Стол

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

Птичка пьет водичку

"|..^д к т\;ф';., шч.

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательный палец левой руки опускается в отверстие.

%;.ч'1о •,,.-.,-..

Крыша

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, ладони в наклонном положении.

Ы* П{0:.".' (Г'-;*»? Л>| '••'.^•УГ'.'Г'': ''?'

Гнездо

Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.

. -,?т ц?;:^.;;-:^!-.:ио1р--. • '••,', к ';. ч '!;•,:/;;;.•>.•• >ч- •.. гу,,,";;:,..;С:," п. ы. -...:•,:::

Цветок

.-. ~ '• " •:'- --> •

 

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

Улитка

V» >л^.5г \з^- •, •

Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

Р.И. Лалаева

Лодочка

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

Солнечные лучи

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

Елка

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

,':>:>«; Л'МУТ*- лЛ'/Л1*'*1: ' Ч '.Я

Игра на рояле

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1;

двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

В процессе развития ручной моторики обращают внимание как на кинетическую организацию движений, так и на кинестетическую основу двигательного акта. Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано как с одной, так и с другой целью. Для развития кинестетических ощущений детям предлагают выполнить упражнение с закрытыми глазами. Рекомендованы задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданное логопедом. Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.

Пальчики в лесу

Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли зайчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал.

Этот резал. Этот ел.

Ну, а этот лишь глядел.

(Загибают мизинец.)

(Загибают безымянный

палец.)

(Загибают средний палец.)

(Загибают указательный

палец.)

(Загибают большой палец

и щекочут ладошку.)

Пальчики

7':,;\,,.лЪ;-'•/• • с.:ч, '• У.•<•'.•. 1..-.'.м.-,:V•;.••'•>•,-•../*•. •

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул. Этот крепко-крепко спит.

(Загибают мизинец.) (Загибают безымянный палец.)

(Загибают средний палец.)

(Загибают указательный палец.) (Загибают большой палец.)

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать! (Распрямляют пальцы рук.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Кто приехал (болгарская игра)

Дети складывают пальцы обеих рук.

– Кто приехал? (Быстро хлопают кончиками больших

пальцев.)

– Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты

друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)

Р.И. Лалаева

– Мама, мама, это ты?

– Да, да, да!

– Папа, папа, это ты?

– Да, да, да!

(Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками указательных пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками средних пальцев.)

– Братец, братец, это ты? (Хлопают кончиками

больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками

безымянных пальцев.)

– Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками

больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопают кончиками

мизинцев.) Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают всеми пальцами.)

Сидит белка

Дети поднимают левую (а затем правую) руку ладонью к себе.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, (Загибают большой палец правой

руки.) Воробью, синичке, (Загибают указательный,

средний палец.)

Мишке толстопятому, (Загибают безымянный палец.) Заиньке усатому. (Загибают мизинец.)

Для развития ручной моторики используются и игры на разгибание пальцев рук.

Этот пальчик

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик – дедушка. (Разгибают большой палец.)

Этот пальчик – бабушка. (Разгибают указательный

палец.) Этот пальчик – папочка. (Разгибают средний палец.)

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..,

Этот пальчик – мамочка. (Разгибают безымянный

палец.)

Этот пальчик – наш малыш. (Разгибают мизинец.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

За работу

Дети сгибают пальцы левой (а затем и правой) руки в кулак.

Ну-ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить,

•,:т,г<

А тебе воду носить, А тебе обед варить.

(Разгибают большой палец.) (Разгибают указательный палец.) И т. д.

При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия. Так, например, подбирают контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезывания) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.

Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3–5 минут на каждом занятии предварительного этапа.

Развитие ритма

Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (................). Далее даются сочетания

Р.И. Лалаева

звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками:.._,..._, _.._, _.., _..._, • •_•.)•

Развитие дыхания

Первоначально проводят работу над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывают нижнереберное, диафрагмальное дыхание. С целью контроля логопед кладет руку на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения логопеда.

Приведем некоторые игровые упражнения для развития дыхания.

Пилка дров

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

Погреться на морозе

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Надуй игрушку

Детям предлагают надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Листья шелестят

Предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

«Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Бабочки

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

Задуть свечу

Логопед по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги.

Покатай карандаш

Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

•,",';" г

•;.<П; ••;:.•:•! '• «'.пхим -'-л *,'•: ' •>,. - • •.'(•;•'.'!-;/••:'.•'.рП.ч^'У.'.:-

Костер

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагают раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

Чайник закипел

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1–1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один

Р.И. Лалаева

из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

Снежинки летят

На ниточки прикрепляют легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

Вертушка

•'Ч

Детям предлагают длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

Вьюга

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы

Развитие речевого дыхания и голоса

После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводят голосовые упражнения. Обращают внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса. С этой целью можно использовать, например, такие игровые упражнения.

Эхо

.лш>.„ли,;..;й; ^,•.•;;;,)/,-•.,•;'; ^ч;.;/ п., •'..•'.;..гш|

Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, у а, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки – дети говорят тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса.

' У •, 'их,,.:•.•.••.•••'...... •.' ':'•

Дует ветер

.. н^-'-ч"" •' •>;л:!•>"<.>;'• •?(К|Л; • "< ''./Лл'Сф; ь;-•:\

Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» Дети громко повторяют.

.'7;.;*;,::•:"•/(,:. яБ

В лесу

Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)

С целью развития голоса, речевого дыхания, подражательности, а также слухового восприятия на предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения проводят игры на звукоподражание.

Приведем некоторые из них.

Лесенка

Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

Р.И. Лалаева

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з.)

.. О Корова и телята

Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями.

Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным.

,,.-.......,,- • -

Закрепление правильного дыхания в процессе речи

С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе даются специальные речевые упражнения. Приведем некоторые из них.

 

Цветы

Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняют. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.

Добавление фразы

Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе.

Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения 3. Александровой, С. Маршака, А. Барто, М. Ивенсен и др. При этом дети сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.

Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи и в целом просодическая сторона речи. Диалоги необходимо сопровождать наглядным материалом (картинками, макетами, масками животных и др.). Доступными для умственно отсталых школьников первого класса являются такие диалоги, как «Лис и мышонок», «Медведь и лиса», «Куда, Миша, едешь?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.