КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика ознакомления со звуком и буквой
Структура занятий Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме: 1. организационный момент; 2. знакомство и работа со звуком; 3. знакомство и работа с буквой; 4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия); 5. подведение итогов занятия. Последовательность работы над каждым звуком такова: 1. знакомство со звуком — выделение его на слух; 2. уточнение артикуляции звука; 3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий); 4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других 5. звуков,слогов, слов; 6. определение места звука в слове (с опорой на картинки); 7. определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки; 8. составление слогов, слов из заданных звуков; 9. подбор слов с определенным звуком. Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности: 1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; 2. «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу; 3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам. 4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия. Структура занятий по дифференциации звуков такова: 1. организационный момент; 2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий; 3. дифференциация звуков: o на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),
o определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки; 4. работа в тетрадях: o запись слогов, слов на изучаемые звуки, o составление звуковых схем слогов, слов; 5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв; 6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия; 7. подведение итогов занятия. Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр. Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности. Начало каждого занятия — сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух. Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся определенным звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка водички» — [С], «песенка комарика» — [3]). При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв помощь в работе могут оказать фонетические сказки для дошкольников (см. ниже). Так как тема «Йотированные гласные» сложна для детей дошкольного возраста, следует лишь «прикоснуться» к ней (познакомить с буквами), объяснив, что обо всех «хитростях» этих букв ребята узнают позже — в школе. Для фонетического разбора следует подбирать слова без йотированных гласных. После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?» Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Логопед при этом не просто проговаривает звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заостряет их внимание на существенных моментах.
Далее проходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (логопед «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше-ниже). Дается объяснение, что такой звук называется гласным. Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (логопед с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т.е. нельзя петь). Объясняется, что такой звук называется согласным. Затем детям предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [М], при этом задается вопрос: «Что вы чувствуете?». Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», логопед объясняет, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким. После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний: o Звук [М] ([А]) — это какой звук? (Гласный/согласный.) o Почему? (Гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный — петь нельзя, воздух встречает преграду.) o У Какой согласный? (Глухой/звонкий.) o Почему? (Глухой — горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий — горлышко дрожит, голосовые связки работают.) Следующий этап работы — выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра «Услышишь — хлопни» (или аналогичные ей). Обязательное условие — дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор каждого ребенка. Целесообразно использовать различные варианты игры «Эхо», которая позволяет автоматизировать звуки, развивать слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов, внимание, память. Ряды звуков, слогов, слов для запоминания даются с постепенным усложнением по объему и по содержанию (см. приложение).
Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, картинка выставляется на доску в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор При изучении согласных звуков вводится следующий этап работы — формирование понятий «твердый — мягкий». Детям предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова — одно на твердый, другой на мягкий звук. Вопрос логопеда, сопровождающий показ, нацеливает на то, чтобы ребята вслушались и определили, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы звучания педагог объясняет, что один звук — твердый, другой — мягкий, и картинки выставляются в ту или иную часть доски: на твердый звук — слева, на мягкий — справа. Далее педагог упражняет детей в различении твердого и мягкого звука, проговаривая слова, предъявляя картинки и помещая их после ответов детей в соответствующую часть доски. По окончании этого этапа работы детям еще раз задается серия вопросов на закрепление: o О каком звуке мы сегодня говорили? o Какой это звук? o Почему его называют согласным (гласным)? o Какой это согласный? (Глухой — звонкий.) o Почему? o Каким он может быть? (Твердым — мягким.) Примечание. Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([М]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук.
После объяснениа карточки с буквой «Ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками. С первых занятий, как групповых, так и индивидуальных, следует «закрепить» место картинок на твердые и мягкие звуки (например: слева — на твердые, справа — на мягкие), картинок на звуки в начале, середине, конце слов (соответственно в верхнем, среднем, нижнем рядах). Заключительный вид работы над звуком — самостоятельный подбор слов. По цепочке опрашиваются все дети. Каждый ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится. Если кто-то затрудняется подобрать слово самостоятельно, то к помощи привлекаются остальные дети (по желанию). Ребенок повторяет предложенное ему слово и сам определяет характеристики нужного звука. Примечание. Работа по дифференциации звуков на слуховом уровне предусматривает: выделение звуков из ряда других звуков, из ряда слогов и слов. Например: игра «Услышишь — хлопни» — услышав один звук, надо хлопнуть один раз, другой звук — хлопнуть два раза; o определение наличия того или иного звука и их места в слове с опорой на картинки. Для развития фонематического синтеза используются задания на составление слогов, слов, произнесенных по отдельным звукам ([Ш], [А] — [ША], [Ж], [У] — [ЖУ]; [С], [У], [П] — суп, [К], [О], [3], [А] — коза); по слогам ([жу], [ки] — жуки, [ма], [ши], [на] — машина). Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы пишем и читаем. Об этапах знакомства с буквой и их содержании говорилось выше («Структура занятий»), здесь же остановимся на некоторых моментах. 1. Работа в тетрадях. С первого занятия детей необходимо приучать четко выполнять требования к ведению тетрадей: каждая работа начинается с бордюра; между строчками пропускается 2 клеточки, между работами — 4 клеточки; между буквами, слогами, словами — 2 клеточки. Во время первого периода обучения образец бордюра дается в тетрадях, в дальнейшем под диктовку детьми могут выполняться первые несколько элементов (вместо образца). Возможно и самостоятельное придумывание бордюров. Бордюры не только помогают в работе по коррекции мелкой моторики, но и способствуют развитию зрительного внимания, умению видеть чередующиеся элементы, развивают зрительное восприятие рядов. В тетрадях, в зависимости от периода обучения, выполняются следующие виды работ: «печатание» букв, слогов, слов, предложений; составление звукобуквенных схем слов, схем предложений. 2. Работа по таблицам. Чтение по таблицам прямых и обратных слогов проходит после знакомства с буквой и «печатания» ее в тетрадях. На занятиях используются 2 таблицы: первая — на чтение прямых и обратных слогов, вторая — на чтение слогов с твердыми и мягкими звуками (см. приложение). Сначала дети читают хором, затем — поочередно. В ходе систематической работы по таблицам у детей формируется навык слогового чтения, закрепляются образы букв, на практическом уровне усваивается способ обозначения мягкости на письме йотированными гласными и буквой И. В заключительной части занятия проводится игра, направленная на развитие зрительного внимания, памяти, автоматизацию звуков, коррекцию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Используя выставленные ранее картинки, можно проводить такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный фотограф» и др. Наглядный материал для знакомства со звуком подбирается так, чтобы его можно было использовать в ходе занятия и для составления звуковых и слоговых схем, предложений. Подводя итог занятия, логопед еще раз задает серию вопросов, позволяющих закрепить знания, полученные детьми. В конце каждого занятия детям объясняется задание, которое они могут выполнить дома с родителями: 1. Подбор слова с твердым и мягким изученным звуком, определение его места в слове. 2. Игра «Скажи наоборот» — на закрепление твердости — мягкости (игра объясняется). 3. В тонких тетрадях: o нарисовать бордюр (дается образец); o нарисовать картинки на изученный звук в начале, o середине, конце слова; под картинками составить o схемы слов, обозначить место изучаемого звука; o «напечатать» по строчке большой и маленькой изученной буквы. Выполнение заданий дома позволяет лучше закреплять полученные знания. Практика показала, что дети выполняют их осознанно, зачастую сами объясняют родителям, что и как надо делать. Такие задания можно предлагать два раза в неделю. Большое значение для развития и коррекции речи имеет работа воспитателей группы, выполняемая ими по поручению логопеда как на фронтальных занятиях, так и индивидуально. Для этого, принимая во внимание ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к занятиям, целесообразно применять различные игровые формы обучения. Предлагаемая система работы позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы. Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование разнообразных игр и приемов в сочетании с многократностью и вариабельностью позволяет достичь эффективности в коррекции фонетико-фонематического строя у детей с общим недоразвитием речи и успешному обучению их слоговому чтению. *** Практика показала, что дети группы риска (дошкольники с диагнозом ОНР), прошедшие обучение по данной системе, успешно обучаются в начальных классах школы. Представленная в пособии система работы по ознакомлению со звуками и буквами, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, с успехом может быть использована как при обучении детей с задержкой психического развития, так и в массовых детских садах. Учите: слушая — слышать, чувствуя — понимать, играя — познавать мир звуков.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 5735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |