Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артикуляционная поза. Лишь после тщательной автоматизации звуков Ш, Ч:




ВВЕДЕНИЕ

ЩЕНОК

Постановка

Лишь после тщательной автоматизации звуков Ш, Ч:

а) по подражанию,

б) от Ч или НГ при длительном и утрированном произнесении;

в) от С с зондом или шпателем под языком.

Основные направления автоматизации:

1. ащ, ощ, ущ, ищ, ещ, ящ, ющ

2. немощь мощный плющ помощь (плащ)

мощь вещь немощный изящный (товарищ)

хвощ лещ хищник овощной (хрящ)

овощ клещ хищный вещмешок (борщ)

 

3. ща, щё, щу, щи, ще

 

4. щавель пища вещи щель ищейка

щеки гуща овощи щепка ущелье

щетка пощада клещи щебень угощение

щеголь обещать тащить щебенка осхищение

щука восхищаться пищит щебет озмущение

щупать ищу ящик щебетать освещение

щи тащу гонщик щекотать помещение

щипать угощу общий щенок удилище

щиток наощупь защита щетина училище

 

5. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка в ущелье. Щенки щиплют щётку.

 

6. Щуку я тащу, тащу, Ты нас, мама, не ищи:

Щуку я не упущу. Щиплем щавель мы на щи.

 

Два щенка щека к щеке Щеткой чищу я щенка,

Щиплют щетку в уголке. Щекочу ему бока.

 

Тащу, не дотащу, Усищи, когтищи,

Боюсь, что выпущу. А моется всех чище.

 

Щипцы да клещи - вот наши вещи.

 

У Васи есть щенок. Он совсем маленький и тщедушный, но очень умный и уже умеет защищать своего хозяина. Щенок очень любит Васю. И Вася любит своего щенка. Он часто угощает своего щенка то небольшой щучкой, то лещиком. Всех восхищает Васин щенок.

 

8. Лексико-грамматические упражнения:

а)спряжение в настоящем времени:

- обещать угощение;

- искать защиты от хищников;

- восхищаться щебетанием птиц.

б)словообразование существительных, обозначающих лии по их занятиям:

пилить - пильщик чистить - уголь - угольщик

стеклить - носить - (барабан) –

фехтовать - камень - (сварка) –

точить - часы - (экскаватор) -

в)образование отглагольных существительных:

освещать - освещение восхищать - вещать - (прощать) -

извещать - угощать - похищать - (просвещать) -

посещать - обещать - совещаться - (обобщать) -

посвящать - смущать - возмущаться - (прекращать) -

г)образование действительных причастий настоящего времени, подбор к ним су­ществительных

шипеть - шипящий гусь звенеть - летать -

свистеть - свистящий звук кипеть - блестеть -

дымить - жужжать - падать -

гудеть - лететь - дышать -

идти - бежать - светиться -

пищать - зудеть - стоять -

д)прямой и обратный счет 1 10:

овощ щенок фехтовальщик

ущелье щепка хищник

лещ щётка удилище

 

е) словообразование существительных с увеличительно-пренебрежительным зна­чением по образиу

нос-носище сапог - сапожище туфля - туфлища

(сила) - (силища) нога - ножища дом - домище

ботинок - ботинище (голова) - (головища) ухо - ушище

кот - котище пиджак - пиджачище (волк) - (волчище)

зубы - зубищи медведь - медведище губы - губищи

(глаза) - (глазищи) усы - усищи рука - ручища

ступа - ступища (кулак) - (кулачище)

9. Письменная речь:

а)чтение наоборот:

акущ- ищев- еьлещу- илещ-

щел- щово - ущогу- ущат-

(щалп)- щюлп - акпещ- тащип-

б)перестановка слогов:

у-ли-ди-ще - (ра-пе-ще) - щи-во-о -

ще-у-ли-чи - (щад-ка-пло) - у-ще-го-е-ни -

и-ще-бо-по - (вра-ни-е-ще) - щу-го-у -

в)вписывание пропущенных гласных, припоминание правила правописания ща.

щ.вель ч.щ. щ.ка пищ.

щ.пальца наощ.пь пищ.т пищ.т

пощ.да гущ. щ.риться угощ.ть

(рощ.) (площ.дь) (площ.дка) обещ.ние

г)кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на ГЦ):

 

АВХЩЕКАПМТК

УМНЩИФЕШПОГ

ЖКМУВЕЩЬХФЯ

МВДЫГЩЕПКАУ

 

Иллюстративный материал на звук Щ на цветной вставке (стр. 27-32).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление нашего пособия «Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящего из 4 альбомов, явилось результатом ностальгии по 4 альбомам Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий.

Но этих 4 альбомов Н.И. Соколенко, ставших логопедическим раритетом, увы, уже нет два десятилетия.

Со времени создания пособия Н.И. Соколенко в нашей жизни,а значит и в языке произошли значительные изменения (вышли из употребления некоторые устаревшие слова, появилось много новых и т.д.).

В основном мы разделяем подход Н.И. Соколенко к автоматизации звуков, считаем удачной для пользования структуру ее пособия:

 

1 — свистящие звуки С, Сь, Зь, 3, Ц.

2 — шипящие звуки Ш, Ж, Ч,

3 — соноры Л — Ль.

4 — соноры Р — Рь.

 

Поэтому, сохранив удачную и привычную структуру Н.И. Соколенко, изменили подход к отбору дидактического материала:

- во-первых, максимально, где только возможно, исключили картинки и лексику, провоцирующие употребление в речи конфликтных и других дефектных звуков;

 

- во-вторых, осовременили внешний вид предметов на картинках;

 

- в-третьих, предложили другие сюжеты для работы над фразовой речью;

 

- в-четвертых, по возможности увеличили смысловую нагрузку лексико-грамматических упражнений, и, наконец,

 

- в-пятых, в отличие от пособия Н.И. Соколенко, в дополнение к картинному дидактическому материалу включили значительное количество вербального материала на каждый из автоматизируемых звуков: набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок, а также систему как устных, так и письменных упражнений без опоры на картинки.

 

 

- губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью,

- язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель,

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, воздух

- теплый, струя направлена по середине языка вверх.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.