Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание художественной рамки для фотографии




Выбор или создание рамки для фотографии может быть важ­ной частью арт-терапевтической помощи жертвам насилия.

Клиент — как ребенок, так и взрослый — может пользоваться при этом широким набором материалов и изобразительных средств и проявлять творческое начало. Иногда выбор и созда­ние рамки происходит по инициативе самих участников арт-терапевтических занятий. В некоторых случаях, зная о психо­терапевтическом значении рамки, специалист может предла­гать им изготовить рамку для конкретной фотографии в каче­стве самостоятельного творческого задания. Ниже рассматри­ваются некоторые функции рамки, имеющие большое значе­ние для достижения психотерапевтических эффектов при ра­боте с жертвами насилия. Рамка — это конечно же средство работы с самим визуальным образом, его художественного оформления. Она помогает усилить эффект зрительного вос­приятия фотографии. Однако основное внимание мы уделим обсуждению ее психологических функций.

В некоторых случаях рамка позволяет разрешить или за­вершить психологически сложную ситуацию, способствует разрешению внутреннего конфликта. Создание рамки в опре­деленной степени обеспечивает проработку психологическо­го материала — осознание тех чувств и отношений, с которы­ми фотография связана. Рамка также может служить компен­сации, то есть позволяет восполнить, добавить то, что отсут­ствует на снимке и в той ситуации, которую он передает. По­этому имевшиеся ранее при восприятии фотографии чувства напряжения и незавершенности могут смениться чувством удовлетворения.

В некоторых случаях рамка представляет собой рисунок или коллаж, напоминая технику «графической разработки», ког­да человека специально просят поместить фотографию или вырезанный из нее фрагмент, например, его изображение, на чистый лист бумаги, а затем создать для фотографического образа новую среду, разрисовывая лист бумаги вокруг сним­ка. Такой прием позволяет не только завершить или изменить ситуацию, но и привнести в фотографический образ новый смысл, то есть обеспечить рефрейминг.

Важна также защитная функция рамки. Она дает ощущение безопасности, являясь визуальным контейнером, охраняющим то, что в нее помещено — определенный психологически значимый материал, чувства, представления, ценности, опыт авто­ра. Если передаваемые фотографией чувства и представления автора сложны и противоречивы, потребность в использовании рамки в ее защитной, контейнирующей функции будет особен­но высока. Следует учесть, что своеобразной рамкой, контей­нером подчас является фотоальбом, а также та физическая сре­да с определенными границами, в которую помещается фото­графия. Иногда рамка также помогает дистанцироваться от сложной ситуации или поменять ракурс ее восприятия.

Рамка, конечно же, связана с предъявлением фотографи­ческого образа, практикой экспонирования, размещением художественных фотографий в пространстве - галерейном, домашнем и т. д. Она подчеркивает художественные достоин­ства образа, его выразительность. При этом она часто бывает связана с проявлением механизма сублимации, обеспечивая трансформацию, «облагораживание» психологически значи­мого материала, его эстетизацию.

За счет сублимирующей, эстетизирующей функции рам­ка способна придавать ценность визуальному образу и сто­ящей за ней внутренней реальности автора. Это подчас по­могает повысить его самооценку и придает ценность его опы­ту, даже если он был сложен или травматичен. Можно тем самым помочь автору признать свой опыт в качестве внут­реннего ресурса. Несомненно, рамка подчеркивает особен­ности «я»-концепции автора, его отношение к себе самому. Ее создание иногда также помогает в какой-то степени изме­нить это отношение.

Очень важно, что рамка нередко способствует осознанию психологического значения образа, иногда — обнаружению скры­того, латентного смысла. Это особенно ярко может проявлять­ся в том случае, если фотографический образ символичен. Та­ким образом, рамке присуща и смыслообразующая функция.

Нельзя не отметить способность рамки иногда подчерки­вать авторство фотоработы, отнесенность снимка к опреде­ленному лицу — ее хозяину. Она усиливает ощущение соб­ственности, обладания и тем опытом, который она выражает. За счет помещения фотографии в раму может происходить акт «присвоения» опыта, осознание его связи с самим собой, принятия на себя ответственности за определенные пережива­ния и представления. Иногда такое присвоение опыта, подчер­кивание своего обладания кем-либо или чем-либо осуществ­ляется путем помещения в раму того снимка (и соответствен­но того, что он передает), который человек сам не создавал.

Большое значение при создании или выборе рамки может иметь материал, из которого она изготовлена. Материал и цвет рамки могут рассматриваться как средства символического вы­ражения чувств и представлений. Материалы могут быть самы­ми разными — керамика, гипс, стекло, металл, картон, пласт­масса, ткань, дерево и другие природные материалы. Иногда со­здание своими руками рамы из выбранного автором материа­ла, даже если это требует значительного времени, очень важно.

Иногда рама может создаваться в техниках коллажа или ассамбляжа, то есть составляется из плоских или объемных деталей, готовых предметов — таких, как бобы, семена, кам­ни, листья, цветы, песок, монеты или купюры, наклейки и т. д. Таким образом, создание рамки может быть особой, чрез­вычайно интересной областью художественной практики, связанной с использованием фотографий в работе с жертва­ми насилия.

Примером фоторамки, созданной девушкой, перенесшей сексуальное насилие, может быть следующая работа (рис. 14). Фоторамка создана той же самой клиенткой, коллаж которой был представлен выше. Работа по созданию фоторамки прово­дилась на одном из занятий, вскоре после работы с техникой фотоколлажа. Обращает на себя внимание композиционное сходство обеих работ и наличие в ним общих символических элементов. Так, например, фоторамка имеет округлую форму, и напоминает столь же круглую крону дерева на фотоколлаже. И рамка, и крона заключают в себе внутреннее пространство, создавая для него толстые, двойные границы, имеющие внеш­ний и внутренний контур. И то и другое служит символичес­ким контейнером, защищающим то, что находится внутри. Потребность в таком символическом контейнере может отра­жать хрупкое «я» клиентки, возможно также — хрупкий теле­сный образ «я» и в то же время потребность в психологичес­кой интеграции и сохранении внутренней стабильности.

На фотоколлаже внутреннее пространство крута включает еще одно изображение дерева, которое клиентка прокоммен­тировала как отражение своей мечты, возможность самореа­лизации, то, к чему она стремится. Внутрь фоторамки клиент­ка планировала поместить свой фотопортрет, возможно тот, который ей еще предстоит создать. Она сказала, что этот фо­топортрет должен отражать ее «приход к самой себе, состоя­ние целостности и гармонии с миром», и что это станет воз­можным благодаря ее занятиям в будущем любимым делом — творческой деятельностью, возможно, работой психолога с детьми из детских домов, в том числе перенесшими насилие. Можно признать, что помимо контейнирования сложных пе­реживаний и защиты границ «я» клиентки, создание рамки выполняло смыслообразующую функцию, помогало ей осоз­нать свои потребности и жизненные цели.

Рис. 14. Рамка-контейнер, созданная участницей арт-терапевтического тренинга,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.