Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая характеристика русского языка

ЛЕКЦИЯ 9

ДОРОГОЙ ДРУГ!

I8ВN 5-8112-2002-2

Пособие содержит развивающие игровые задания, направленные на автоматизацию произношения звука [з], а также на развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса и обучение звуковому анализу. Представленные в пособии задания способствуют развитию базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, творческих способностей ребенка.

Адресовано логопедам-практикам, воспитателям детских садов, а также родителям.

ББК 74.3 УДК 376.1-058.264

I8ВN 5-8112-2002-2 © Айрис-пресс, 2006

Методическое пособие

Лазаренко Ольга Ивановна

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [3]

Ведущий редактор Ю.Е.Клименок

Редактор Г. Н. Хондкариан

Художественный редактор М. А. Владимирская

Иллюстрации О. Г. Контарева

Оформление обложки,

подготовка иллюстраций О. А. Сторожевских

Технический редактор С. С. Коломеец

Компьютерная верстка Е. Г. Иванов

Корректор 3. А. Тихонова

Подписано в печать 18.07.06. Формат 60x90/8. Печать офсетная. Печ. л. 2. Усл. печ. л. 2. Тираж 5000 экз. Заказ № 1661.

ООО «Издательство "Айрис-пресс"». 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.

Отпечатано на ОАО «Альянс «Югполиграфиздат», фабрика «Офсет». 400001, г. Волгоград, ул. КИМ, 6.



 

Этот альбом поможет тебе чётко и правильно произносить звук Ш.

Посмотри на страницу 1. Поставь пальчик на камыши. Камыши тихо шуршат,
как будто издают звук Ш. Медленно веди пальчиком по дорожке к змее и тихо
произноси звук Ш. Молодец!

А теперь веди пальчиком по дорожке от змеи — к камышам. Змея тоже издаёт
звук Ш.

Проделай это упражнение несколько раз.

Раскрась картинку (лучше цветными карандашами).

Для того, чтобы ребенок правильно произнес звук Ш, напомните ему правильное
положение артикуляционного аппарата:

— кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат;

— боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, мышцы языка не слишком
напряжены, губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, воздух выдыхается
равномерно посередине языка;

— на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха.



 




Досмотри внимательно на страницу 3.

Найди букву Ш. Вспомни, как правильно произносится звук Ш. Выбери дорожку,
прямую или волнистую. Веди пальчиком по дорожке, называя слова. Не забывай
правильно произносить звук Ш.

Ребенку можно давать такие задания:

— пройди по прямой (волнистой) дорожке, называя слова,
которые начинаются со звука Ш;
у которых звук Ш в середине слова;
звук Ш в конце слова.

Раскрась рисунки (лучше цветными карандашами).
Нарисуй свою дорожку.



 




Посмотри на страницу 5. Найди букву Ш.

Вспомни, как правильно произносится звук Ш. Теперь веди по дорожке не
пальчиком, а глазами, называй слова, выделяя звук Ш.

Пройди по прямой дорожке, затем — по волнистой.

Ребенку можно давать разные задания:

— пройди по волнистой дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос кто?;

— пройди по прямой дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос что?;

— выдели ударный слог в словах;

— пройди по дорожкам, называя слова с прилагательными, например: башнявысокая,
кирпичная; кошка
пушистая, ласковая; бабушкастаренькая, добрая.

Нарисуй свою дорожку.
Раскрась рисунки.



 



Посмотри на страницу 7.

Для того, чтобы сделать гармошку, нужно раскрасить рисунки.

Если умеешь читать, прочти слова, подчеркни букву Ш.

Разрежь лист по пунктирным линиям. У тебя получатся две полоски со словами
и рисунками. Склей две полоски. Затем сложи их по линиям — «логопедическая
гармошка» готова.

Бери её в руки, смотри на рисунки, перебирай гармошку и поочерёдно называй
все слова. Не забывай правильно произносить звук Ш.

Повтори это упражнение несколько раз.

Не глядя на гармошку, вспомни слова, которые ты называл.

Придумай предложения со словами, которые ты запомнил.



 


Посмотри на страницу 9.

Раскрась рисунки.

Все дорожки идут от кошки. Выбери, по какой дорожке пойдёт кошка и куда она
придёт.

Придумай маленький рассказ, что случится с кошкой, если она встретится с
мышкой, лягушкой, бабушкой, найдёт подушку.

Расскажи о приключениях кошки маме и своим друзьям.



 


Посмотри на страницу 11.

Раскрась рисунки.

Все дорожки ведут от мышки. Выбери, по какой дорожке пойдёт мышка.

Придумай маленький рассказ о приключениях мышки, если она окажется в
машине, найдёт вкусную кашу, встретится с петушком, с мишкой, с друзьями-
мышатами, найдёт башмак.

Расскажи о приключениях мышки маме и своим друзьям.

;



 

 

Все современные славянские языки делятся на три группы: южнославянскую (болгарский, сербохорватский, македонский и словенский языки), западнославянскую (польский, чешский, словацкий, кашубский, верхне-и нижнелужицкий языки) и восточнославянскую (в которую входят русский, украинский и белорусский языки). Все эти три группы славянских языков составляют одну из ветвей индоевропейской семьи языков.

Современное состояние, современная структура славянских языков обнаруживают поразительную их близость: факт общности славянских языков в фонетике, морфологии и в словаре очевиден. Это дает возможность предполагать, что в далёком прошлом близость славянских языков была выражена еще отчетливее и что эта близость объясняется происхождением всех славянских языков из одного праславянского языка, который являлся языком индоевропейской системы.

В свою очередь изучение индоевропейских языков показывает, что в их структуре также можно найти ряд общих явлений, позволяющих говорить о них как о родственных языках и, следовательно, предполагать существование в еще более отдаленном прошлом общеиндоевропейского языка-основы. Правда, такое предположение не говорит еще о том, что праиндоевропейский язык может быть восстановлен путем сравнения структур современных индоевропейских языков (хотя такие попытки и были): у исследователей слишком мало фактов, которые могли бы помочь в разрешении этого вопроса. Но само сущест­вование такого общеиндоевропейского языка-основы можно все же предполагать.

Распад общеиндоевропейского языка-основы привел к образованию ряда родственных языков, из которых впоследствии развились современные индоевропейские языки, в том числе и славянские.

Выделение славян из общеиндоевропейского единства произошло в глубочайшей древности, приблизительно к началу III тысячелетия до н. э. После этого выделения все славяне долгое время, вероятно, продолжали жить совместно. Это вполне определенно доказывается общностью их древних языковых переживаний, общими изменениями языковой структуры, захватившими все славянские языки. Этот длительный период существования праславянского языка, или общеславянского языка-основы, называется праславянским периодом.

Предполагают, что в середине I тысячелетия н. э. общеславянская эпоха закончилась: именно в это время языки отдельных славянских групп развивают те особенности, которые противополагают их друг другу. Процесс образования трех славянских языковых групп был сложен, и в разные периоды дописьменной эпохи эти группы были в разных отношениях друг к другу.

Первые упоминания о славянах относятся к начальным векам нашей эры и принадлежат римским историкам (Плинию, Тациту, Птолемею), которые упоминают славянское племя венедов, живших, по их указанию, в районе Прибалтики.

В более поздних источниках, относящихся к VI в. н. э. (у византийского историка Прокопия Кесарийского или у готского Иордана), упоминаются два славянских племени – словене и анты. Это свидетельствует о том, что в V-VI вв. славяне были известны на обширной территории Восточной Европы.

Однако первоначально праславяне и праславянский язык занимали более узкие пространства: в IV-III вв. до н. э. его географические границы на западе определялись средним течением р. Вислы (до устья Буга), на востоке – средним течением Днепра (от устья Припяти до Сулы), на севере – течением Припяти, а на юге – верхним течением Южного Буга и Днестра.

На рубеже нашей эры славяне занимали уже более обширную территорию: они продвинулись к западу от верхнего и среднего течения Одры, вышли на северо-западе к побережью Балтийского моря; в движении на восток и северо-восток славяне перешли Днепр и двинулись по бассейнам Сожа и Десны. Таким образом, к I-II вв. н. э. праславянский язык занимал территорию от левого побережья Одры до среднего течения Десны и от Балтийского моря до предгорий Карпат. В результате этих передвижений единая этническая группа славян распалась на две – на западную и восточную. Западный диалект праславянского языка лег в основу западнославянских языков, а восточный – в основу южно- и восточнославянских языков.

Во II-III вв. н. э. начинается движение славян к югу. Один путь шел в районы Восточных Карпат и далее – на территорию Большой Среднедунайской низменности, а другой – на так называемую Молдавскую возвышенность (между Восточными Карпатами и Прутом). В V в. эта часть славян продвинулась еще дальше на юг – к Южным Карпатам, в Нижнедунайскую низменность. На всех этих территориях начинают формироваться южнославянские языки. Вместе с тем во II-III вв. славяне продвигаются и на северо-восток, по Десне, Сожу и Днепру, а начиная с III-IV вв. – и на юго-восток, по Днестру, Южному Бугу и Днепру к Черному морю.

После II в. предки восточных славян продвигаются на запад – до Западного Буга.

Западные славяне, с одной стороны, достигают левого берега Эльбы и расселяются в Южной Прибалтике, которую раньше заселяли готы, ушедшие оттуда на юго-восток. С другой стороны, часть западных славян двинулась на юг, в районы современной Чехословакии.

В VI в., как уже говорилось, южные славяне заселяют Балканский полуостров, колонизация которого ими закончилась в VII в., а также области Восточных Альп. В свою очередь, восточные славяне, заселяя весь бассейн Днепра и его левых притоков, продвигаются к северу (в районы Ловати и Волхова), на восток (в бассейн Оки и верховья Волги) и на юг – в Северное Причерноморье. Правда, в VIII-IX вв. кочевники оттеснили восточных славян вновь к северу. Все эти процессы способствовали отделению восточных славян от южных.

Расселение славян на обширной территории и ослабление связей между отдельными группами постепенно стали приводить к распаду славянской языковой общности. Это обусловило усиление местных особенностей в праславянских диалектах, которые начали превращаться в самостоятельные языки.

Славянский период (VII –IX вв. н.э.).

Начиная с конца общеславянской эпохи, т. е. не позднее VI в. н. э., и кончая приблизительно IX в., на всей территории Великого водного пути «из Варяг в Греки», т. е. на территории от озера Ильмень и бассейна Западной Двины до Днепра, а также к востоку – в районах верхнего течения Оки и Волги, на Дону и Сев. Кавказе – и к западу – на землях Волыни, Подолии и Галиции, расселялись многочисленные восточнославянские племена, говорившие на близкородственных диалектах.

Все эти племена были в различной близости друг к другу и на различных ступенях экономического и культурного развития. Вполне вероятно поэтому, что существовали определенные группы восточнославянских племен.

По поводу их древнейшей группировки существуют различные гипотезы русских лингвистов, но окончательно решить этот вопрос пока что нельзя. Можно лишь делать некоторые предположения о связях и степени близости отдельных племенных образований восточных славян.

Древнерусский период (IX-XIVвв).

В IX-X вв. у восточных славян возникли города-центры – Киев и Новгород. Борьба между этими крупнейшими в политическом, экономическом и культурном отношениях центрами привела в конце концов к образованию единого Древнерусского государства во главе с Киевом и к возникновению древнерусской народности. Языковая общность этой народности была унаследована от языковой общности восточнославянских племен (или племенных союзов).

Образование древнерусской народности выразилось, между прочим, в том, что возросла устойчивость языковой единицы – диалекта определенной территории. В эпоху племенных образований такой устойчивости языковой единицы быть не могло, ибо племена постоянно передвигались, занимая обширные территории.

Закрепление отдельных групп населения на тех или иных территориях отразилось в постепенном отмирании старых племенных названий и в появлении названий жителей определенных областей. Так появились новгородцы, кияне (от Киева), рязанцы и т. д.

Такое закрепление населения на определенной территории привело к образованию новых территориальных единиц – земель и княжеств, - объединенных под властью Киева.

Все это не могло не вести к перераспределению диалектных особенностей, к образованию новых диалектных групп, а следовательно, к утрате прежнего диалектного членения языка и к созданию нового такого членения. Однако объединение всех княжеств под властью Киева, создание Киевского государства привело к тому, что нарушившаяся в период существования отдельных племенных групп языковая общность восточных славян стала вновь возможной после IX в., хотя диалектные различия при этом могли не только сохраняться, но и развиваться дальше.

В X-XI вв. в языке древнерусской народности постепенно накапливались диалектные различия. Однако все эти различия затрагивали отдельные элементы фонетической системы диалектов и глубоко не касались грамматического строя, в результате чего единство общенародного языка сохранялось.

В укреплении единства древнерусского языка сыграла роль выработка так называемого киевского койне.

Население Киева с давних времен было этнически смешанным: в его составе были представители как северных, так и южных племен. Это смешение усиливалось и увеличивалось за счет пополнения населения Киева пришельцами из разных древнерусских областей. Поэтому разговорный язык Киева первоначально отличался большой пестротой. Однако постепенно возникает своеобразный сплав диалектных черт – койне, в котором одни черты были по происхождению южными, а другие – северными. В древнекиевском койне происходило стирание особенно резких диалектных черт, в результате чего оно смогло стать языком, удовлетворяющим потребности Киева в его связях со всей Русью, что, без сомнения, укрепляло единство русского народа.

Конечно, местные диалекты не могли в этот период подвергнуться нивелировке, ибо тогда не было еще тех исторических условий, которые возникают в эпоху образования национального языка и которые приводят к растворению диалектов в едином национальном языке. Именно поэтому диалектные особенности продолжали развиваться, и это наиболее ярко обнаруживалось на территориях, значительно отдаленных от Киева. Однако, несмотря на это, киевское койне сыграло определенную роль в укреплении языкового единства древнерусской народности.

Вопрос о развитии древнерусского языка в Киевскую эпоху связан, кроме того, с вопросом о происхождении письменности и о начале развития русского литературного языка.

Вопрос о возникновении письменности на Руси в настоящее время до конца не решен.

Ранее предполагалось, что письменность на Руси возникла вместе с принятием христианства, т. е. в конце 988 г. До этого времени восточные славяне якобы не знали письма, не умели писать. После крещения на Руси появились рукописные книги, сначала на старославянском языке, писанные той азбукой, которую придумал Константин (Кирилл) Философ, которые были завезены из Византии и Болгарии. Затем стали создаваться и свои – древнерусские – книги, написанные по старославянским образцам, а позже русские люди начали пользоваться перенятой у южных славян азбукой и в деловой переписке. Таким образом, в связи с введением христианства на Руси возникает двуязычие.

Однако существуют научные факты, свидетельствующие о том, что письменность у восточных славян зародилась задолго до крещения Руси и древнерусское письмо было буквенным. С возникновением, развитием и укреплением Киевского государства развивается и совершенствуется письменность, нужная для государственной переписки, для развивающейся торговли и культуры. В этот период начинается и история русского литературного языка.

Огромная территория Киевского государства с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением, объединённая под властью Киева, рано начала обнаруживать тенденции к распаду. К середине XI в., а особенно в XII в., процесс ослабления Киева, с одной стороны, и процесс укрепления и обособления новых политических центров – с другой, привёл к тому, что Киев потерял своё ведущее значение. Усиливалась феодальная раздробленность древней Руси, что приводило и к определённым изменениям в языке древнерусской народности: усиление феодальной раздробленности означало прежде всего углубление диалектных различий в древнерусском языке. Однако языковая общность древнерусской народности сохранялась, ибо развитие диалектных различий не затронуло глубоко структуры русского языка

К XIV в. усилилась феодальная раздробленность древней Руси, которая привела к дальнейшему обособлению русских диалектов северо-восточной Руси и Руси юго-западной и западной. В период XIV-XV вв. складываются три отдельные восточнославянские народности – великорусская, украинская и белорусская с их особыми языками.

Старорусский период (XIV-XVII вв.).

С конца XIV в. наблюдается усиление конвергентных процессов и встаёт вопрос об объединительном центре.

В Ростово-Суздальской Руси создаётся новое крупное государство, во главе которого встаёт Московское княжество, с центром в Москве. Оно и является той базой, вокруг которой формируется великорусская народность.

Свидетельством формирования великорусской народности и ее языка на почве объединения разных диалектов является возникновение на всей территории этой народности, не выходя за ее пределы, языковых новообразований, несвойственных языкам украинской и белорусской народностей.

Язык великорусской народности в структурном отношении был близок к современному русскому языку.

Ядро территории великорусской народности было едино в диалектном отношении, но постепенное ее расширение увеличивало диалектное многообразие как за счет северновеликорусских, так и за счет южновеликорусских говоров. Те и другие постепенно начинают становиться диалектами великорусского языка. Таким образом, общенародный русский язык выступает и теперь в своих местных разновидностях. В деловой письменности получает особенное отражение ростово-суздальский диалект, в состав которого входит и московский говор; вокруг этого диалекта начинают концентрироваться другие говоры.

В XVI в. территория царства стала огромной, т.к. была захвачена Сибирь. К XVI в. оформилась и диалектная структура. В Москве как в государственном центре сложилась смешанная речь - интердиалект. Московская речь стала основой для общерусской нормы, и впоследствии из неё вырос литературный язык и общерусское просторечие. Билингвизм в этот период сохраняется, но старорусский язык постепенно расширяет свои границы.

 

Новорусский период (XVII–XXI вв.)

В XVII в. складывается русская нация. Это было связано с экономической и политической концентрацией территорий, со слиянием феодальных земель и княжеств, с образованием общего всероссийского рынка.

В эту эпоху начинает складываться и русский национальный язык, который является не новым языком по отношению к языку великорусской народности, а дальнейшим его развитием, обусловленным развитием самой народности в нацию.

Образование национального языка, связанное с концентрацией территорий, постепенно приводит к прекращению развития новых диалектных особенностей, хотя существующие диалекты сохраняются долго, устойчиво удерживая свои местные черты.

Процесс формирования русского национального языка связан еще с одним явлением.

Ростово-Суздальская земля отличалась и диа­лектным многообразием. Однако в ней количественно преобладали и социально-экономически и культурно господствовали потомки северновеликорусов, которые составляли ядро населения Ростово-Суздальской земли. Это обусловило складывание ростово-суздальского диалекта первоначально как северновеликорусского. Точно так же северновеликорусским по характеру первоначально был и московский говор, входивший в ростово-суздальский диалект.

Правда, в самой Москве было сосредоточено этнически разнородное население – как потомки северных, так и потомки южных племен, но выработка единого диалекта Москвы шла, как видно, сначала под ведущим воздействием севера.

Вместе с тем уже с XIV в. в Московском княжестве медленно, но неуклонно усиливаются позиции южновеликорусских говоров, что связано с постепенным расширением территории государства на юг и с освоением южновеликорусских областей.

Проникновение в Москву южновеликорусского населения вело к увеличению в ней разнодиалектности. И лишь постепенно, к XVII в. вырабатывается единое московское койне, средневеликорусское по своему характеру. Выработка единого московского койне сыграла большую роль в начале развития русского национального языка.

В эпоху образования этого языка, к середине XVIII в., развивается единая устно-разговорная разновидность литературного языка, которая распространяется по всей стране, все шире проникая в письменность. Источниками этого типа языка являются московское койне и деловой письменный язык, оба с северной основой. Но московское койне в своем развитии все больше и больше проникалось южными элементами; обогащалось оно и за счет элементов церковнокнижного языка.

Эта устно-разговорная норма литературного языка все шире распространяется и вытесняет диалекты, которые становятся низшей формой языка, утрачивающейся под влиянием устной литературной речи.

После Октябрьской революции быстрый подъем культуры привел к активизации процесса перемалывания, нивелировки диалектов. С другой стороны, литературный язык обогащается за счет местных диалектов, усваивая из них то, что ведет к развитию его языковой структуры.

В наши дни русский национальный язык - это язык не только русского народа. Это язык, служащий средством общения между всеми народами нашей страны, это и средство международного общения людей.

Пройдя долгий и сложный путь развития, русский язык достиг высокой степени совершенства и вошел в ряд языков, имеющих мировое значение.

Современный русский язык не только в его литературной форме, но и во всем многообразии диалектов находится в определенных отношениях ко всем другим славянским языкам. В его языковой структуре обнаруживаются, с одной стороны, элементы, являющиеся общими для всех славян, а с другой – элементы, сближающие его только с другими восточнославянскими языками. Кроме того, в его языковой структуре есть черты, отличающие русский язык от всех остальных славянских языков, в том числе и от украинского и белорусского. Все это объясняется историческими путями образования и развития русского языка. Нетрудно понять, что общие языковые элементы во всех славянских языках возникли в период общеславянского единства, в период существования праславянского языка, и являются наследием этого единства. Вместе с тем, такие общие черты могли возникнуть и после распада общеславянского единства, в результате параллельного развития явлений в диалектах-предках разных славянских языков.

С другой стороны, черты, общие только для восточных славян и отличающие последних от западных и южных славян, возникли в период существования единого восточнославянского языка-основы, т. е. тогда, когда уже не существовало общеславянского единства и три славянские языковые группы развивали явления в свойственном для каждой из них направлении. Правда, иногда черты, отличающие восточных, южных и западных славян друг от друга, могли возникать, как видно, и в праславянский период, что было связано с диалектным членением самого праславянского языка.

Наконец, черты, свойственные только русскому языку и несвойственные не только польскому, чешскому, болгарскому и т. д., но и близкородственным украинскому и белорусскому языкам, возникли в период после распада восточнославянского единства. Как показывает историческое изучение восточнославянских языков, начало развития явлений, свойственных одному лишь русскому языку, относится ко времени, когда древнерусское единство еще сохранялось, однако окончательное их оформление произошло лишь в эпоху существования отдельной великорусской народности и ее языка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разгадай ребусы 6 страница | Квантативні слова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.