Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №14 Типология и структура урока

Урок как основная форма организации обучения младших школьников характеризуется рядом общих признаков: коллективная деятельность; постоянный состав учащихся; устойчивые времен­ные рамки занятий и др. Однако по форме организации уроки могут быть разного типа, каждый из которых имеет свою структуру.

Наиболее употребительной является классификация уроков по дидактическим целям (Г.И.Щукина, В.А. Онищук и другие):

  1. уроки изучения новых знаний;
  2. уроки закрепления знаний;
  3. уроки обобщения и систематизации изученного;
  4. уроки проверки (контроля) и коррекции зна­ний и умений;
  5. комбинированные уроки.

Согласно еще одной известной классификации по ведущему методу обучения (И. Н. Казанцев), выделяют: урок-лекцию, урок-беседу, урок-экскурсию, киноурок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические занятия, уроки смешан­ные (с разнообразными видами заданий).

Независимо от типа урока педагогу необходимо продумать его структуру и логику для повышения эффективности учебного процесса.

Под структурой урока понимают его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Структурные элементы урока

Этапы Дидактические задачи
  Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии
  Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися
  Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
  Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
  Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
  Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
  Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей
  Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
  Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

Тип комбинированного урока — один из самых распространенных в педагогиче­ской практике. Последовательность элементов в его структуре не является жестко закрепленной. Думающий и творчески работающий учитель каждый элемент урока может сделать продуктивным, обучающим, развивающим, интересным. Урок этого тина позволяет одновременно решать несколько учебно-воспитательных задач. Вмес­те с тем проведение комбинированного урока требует от учителя правильной регла­ментации времени на отдельные этапы.

Содержанием урока изучения новых знаний является неизвестный учащимся учеб­ный материал достаточно большого объема, требующий значительного времени на его изучение. Урок этого типа предполагает использование таких методов обучения, как объяснение, беседа, проведение опыта, методы проблемного обучения, самостоятельная работа с учебником и др.

Структура урока изучения новых знаний состоит из следующих элементов: организация начала урока, постановка цели и за­дач; объяснение нового материла (изложение учителем и (или) организация само­стоятельной работы учащихся с учебником, приборами, компьютерной техникой и т. п.); проверка понимания и первичное закрепление материала; комментирование домашнего задания; подведение итогов урока. (Далее, характеризуя структуру уро­ков других типов, не будем указывать первый и последний этапы, так как они явля­ются обязательными.)

На уроках закрепления знаний и (или) формирования, закрепления умений и навыков происходит вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, формируются умения и навыки по их применению. Структура урока данного типа включает такие этапы, как проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упраж­нений различных видов и степени сложности, практических или лабораторных ра­бот; включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя; по­каз достигнутых результатов, их обсуждение, коррекция знаний и деятельности уча­щихся, их оценивание (выставление отметок); домашнее задание и его комментарий.

Уроки обобщения и систематизации изученного проводятся в конце изучения от­дельных тем, разделов, всего курса в целом. Для того чтобы сформировать у учащихся систему теоретических знаний, на уроке выделяются основные положения, показы­вается взаимосвязь изученных фактов, событий, систематизируются и обобщаются изученные знания. Кроме того, проводится проверка знаний, умений и навыков по изученным темам или разделам.

Соответственно в структуре урока данного типа можно выделить этапы: вступительное слово учителя, в котором намечаются пределы (гра­ницы) повторения материала; повторение и обобщение учебного материала с исполь­зованием разных видов и форм опроса; анализ и оценка работы учащихся, диагно­стика глубины и прочности знаний; рекомендация учащимся способов и содержания дальнейшей самостоятельной работы; постановка домашнего задания.

Уроки контроля имеют целью диагностику уровня обученности учащихся, то есть сформированноести у них знаний, умений и навыков в определенной предметной об­ласти для того, чтобы выявить недостатки (пробелы) и наметить пути дальнейшей работы по их устранению. Основной этап в структуре такого урока состоит из ин­струкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы уча­щихся по их выполнению.

Урок контроля предполагает последующее проведение урока коррекции знаний и умений, в ходе которого анализируются типичные ошибки и их причины, показы­ваются рациональные способы решения, намечаются пути предупреждения отстава­ния и неуспеваемости отдельных учащихся, определяется общая тенденция усвоения программного материала, дается комментарий хорошим работам учащихся, учащие­ся настраиваются учителем на изучение нового материала.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Макроэкономическое равновесие | Характеристика углеводов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.