Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жертвоприношение 1 страница




ЖЕНЩИНА

ЕДА

ДУХ

ДРУГ

ДОМ

ДОЛГ

ДОБРО

ДЕРЕВО

ДЕЛАТЬ

ДАР

ГРЕХ

ГОСПОДЬ

ГОРИЗОНТАЛЬ

ГОРДЫНЯ

ВРЕМЯ

ВОЛЯ

ВОЛОСЫ

ВОДА

ВЛАСТЬ

ВИНА

ВЕРХ

ВЕРТИКАЛЬ

ВЕРА

Быть

БЫТИЕ

БЫТ

Среднехорватский бит – «суть», «существо», «сущность»; чешский byt «жилище»; польский byt «состояние»; среднерусский битъ, бито – «имущество», «собственность», но также и «род жизни»; древнепрусский buttan «жилище», «дом».

Быт – это то, что окружает человека и вступает с ним в отношения собственности.

И здесь обнаруживаются следующие аспекты быта:

1. Свойство ограждать.

2. Свойство защищать.

3. Свойство принадлежать.

4. Свойство утешать.

Важно при этом иметь в виду, что не все окружающее нас, является нашим бытом, а только то, чему придается значение «своего», «собственного», «родного». Таким образом Быт представляет собой Материнский Символ.Он воплощает архетипическую фигуру матери, материнского чрева.

Действительно, позиции: 1. Окружать – Обволакивать - Защищать и 2. Принадлежать – Относиться друг к другу в пространстве смысла "мое – мое" -моделируют отношения матери и ребенка. Мать окружает – защищает "мое" чадо сначала во чреве, затем в объятиях, прижимая это "мое" к животворной груди.

Известно, что как только мы преступаем порог своего жилого пространства и помещаем себя в домашние тапочки, мы регрессируем, то есть символически возвращаемся в младенческое, а порою даже и эмбриональное состояние.

Следовательно, бытовые отношения есть отношения симбиотические.

Семантическое поле: Быт -Жилище – Дом – Состояние – Мать.

 

 

«Существовать», «находиться», «проявляться».

Индоевропейский корень bhei – «бить, рассекать». С другой стороны бытие увязывается с понятием «тянуться, восходить вверх, занимать вертикальное положение» (индоевропейский корень bhu- тянуться вверх»). Значение «вертикальный» ассоциировалось со священным и божественным. Древнеиндийское bhu означает «возникать», «являться», «жить», «расти», bhuta-m – «существо», «мир».

Значение «быть» может связываться со значением «есть», «питаться», что изначально осмысливалось как «введение Божества внутрь себя» и тем самым приобщение к Нему. Индоевропейский корень ues- означает как «быть», так и «есть, питаться».

Также значение «быть» восходит к проявлениям божественных первотворений – Слову и Огню. Индоевропейское bha- «гореть», но также и «издавать звуки».

Кроме того, понятие «быть» соотносится с понятием «дух». Индоевропейское men- «оставаться, быть» и авестийское mainui – «дух».

Очевидна и корелляция «быть» со значением «правильный», «истинный». Индоевропейское uer- «быть» и латинское verus – «правильный, истинный».

Интересно соотношение «быть» – «делать». Индоевропейский корень uer - означает «быть», но и в то же время «делать, совершать». Подобное положение рассекречивает загадочный принцип «недеяния». Если поместить себя в позицию «быть», а для этого достаточно просто осознанно быть, то, в сущности, и делать ничего не надо, ибо дело делается само по себе, безо всяких усилий со стороны того, кто находится в «быть».

Возвращаясь к началу данной статьи, еще раз сделаем акцент, что понятие сущего – как воплощения и выражения быть – связано с понятием разрыва. Тохарское A tak «быть, существовать» соотносится с индоевропейским kes- «рассекать». Здесь вступает в созвучие и русское «атака». Индоевропейское bei - «бить, рассекать» и английское be – «быть». Примечательно русское фонетическое соответствие «бить» – «быть».

Последние параллели отнюдь не случайны и не натянуты, но выходят из древней космогонической парадигмы о сотворении Вселенной, возникновение которой явилось результатом того, что Божество разорвало Хаос в середине Мироздания. Интересно, что и современная физическая концепция говорит о первоначальном «космическом взрыве», послужившим импульсом к сотворению миров.

Семантическое поле: Бытие - Бить – Рассекать – Восходить – Являться – Расти – Жить – Есть (питаться – вбирать в себя Божество) – СловоОгоньДухИстинаДелать.

Древнеисландское varar «договор» (Судьба), «обет».

Индоевропейский корень uer- “расположение”, “любезность”, “гореть” (Огонь), говорить (Слово). Отсюда и – “врач”. Стало быть, становится понятным, почему Вера – Врачует. Индоевропейские производные указанного корня – uera «вера», ueros «истинный» (Истина) получают и дальнейшее языковое развитие: латинское verum «правда», «истина» (интересно сравнение verum – verbum «слово»). Древневерхненемецкое wara «истина».

В силу своей чрезвычайной распространенностим данное понятие стало предметом спекулятивных умствований. В действительности, в нем не меньше тайны, чем заезженности. Но в сложившейся путанице можно разобраться. Для этого прежде всего следует осознать простую очевидность – вера иррациональна, то есть она дологична, довербальна, подобно тому, как и Слово начинается там, где заканчиваются слова. И в этом смысле она представляет собой чистое переживание, вне каких-либо концептуальных оформлений. Именно поэтому вера никак не может носить характер убежденности, а тем более такой, которая претендует на статус абсолютной правоты.

Выражение “Таинство Веры” подчеркивает ее именно мистическую глубину, сопряженную с откровением, которое не может быть постигнуто умом и выражено рассудочным мнением. Стало быть, верующий не заявляет о своей вере. Ведь, например, если я сплю и одновременно провозглашаю, что я сплю, то вряд ли при этом я сплю. Если человек голоден, то он ест и можно себе представить всю нелепость картины, когда проголодавшийся, склонившись над тарелкой, выкрикивает: “Я ем! Я ем!” Кому приходит в голову во время ходьбы озвучивать каждый свой шаг – “я иду?”

Посему, уточняя смысловые нюансы представляемой темы, мы имеем возможность обнаружить некоторую ложь, хотя и не всегда осознаваемую, у тех, кто определяет себя в понятиях веры. Так зачастую фраза «Я верю в Бога» подразумевает «я верю в свое представление о Боге». Но «мое представление о Боге» не есть Бог. Это всего лишь концепция, точка зрения, и получается, что исповедуется именно она. В таком случае мы уже имеем дело с механизмом кумирообразования и идеологического идолопоклонничества. Быть может, подобный двойственный контекст и имел Григорий Богослов, когда писал - «под словом набожность разумею и почитание демонов», и «Вера бывает двоякая: одна по убедительности слова, а другая по какому-то на все готовому согласию. И первая есть правильная, потому что начальником слова – само Слово». «Таинство есть неизглаголанное Богочестие».

Таким образом мы подходим к возможности, позволяющей с достаточной ясностью провести различие между Верой как таковой, в ее изначальном, адекватном смысле и ее эрзац формами. Постольку поскольку Вера как самодостаточное состояние, представляет собою максимально интенсивное, как уже было сказано, именно переживание, а не мировоззрение, то этим самым она воплощает в себе в наивысшей степени принцип жизненности, который находит свое отражение и развитие в понятии «Живая Зона». Следовательно, отделяя Веру от того, что ею не является, мы можем указать на те же отличительные признаки, которые позволяют обнаружить разницу между Зоной Жизни и Зоной Смерти.

Таким образом, в некотором смысле повторяя и развивая то, что будет сказано, мы можем выявить и характерную динамику процесса движения к Вере – как пиковому, актуальному статусу Бытия, своего рода экзистенциалной истине (Истина, Реальность). Подобный путь предполагает прохождение ряда этапов.

Наблюдение – неосуждение и безоценочная позиция.

Принятие – понимание и осознание того, что случающееся неслучайно, а является результатом собственного выбора.

Доверие – готовность взять ответственность за свой выбор и отказ от самооправданий.

Уверенность в незнании - осознание относительной истинности своих мнений и суждений.

Пребывание в вопросе - понимание того, что любой ответ не может быть исчерпывающим в силу ограниченности рассудка.

Естественное знание – озарение вследствие пробуждения интуиции (например, естественное знание дается ребенку, который однажды встает на ноги и идет, при этом не нагружая себя никакими установками, концепциями или рассуждениями относительно того, как это нужно правильно делать).

Присутствие – тотальное переживание себя «здесь и сейчас».

Участие – осознание себя соавтором собственной судьбы, восприятие собственного существования как мистического факта.

Сотворение – уподобление Творцу - Автору и активное взаимодействие с Ним.

Следовательно, исповедует Веру тот, кто пребывает в непосредственном переживании каждого мига бытия. Он тотально в нем присутствует, а стало быть, и участвует, и значит, ежемгновенно сотворяет, становясь тем самым образом и подобием Творца.

Приведенные положения вполне согласуются с данными семантического ряда. Психологически же здесь можно говорить о взрыве сознания, взламывающем застывший порядок стереотипных установок и прорыве к озарениям, осмыслениям космического уровня. В этом плане проблематика настоящей статьи соотносится с темой молитвы и индивидуации.

Семантическое поле: Вера – Договор – СудьбаОгоньСловоИстина – Исцеление.

 

 

И.-е. корень uers «возвышенное место». Соотносится с понятием «верх». И.-е. uorsanos – «небо».

Латинское vertex – «вихрь», «центр вращения неба», «темя», «голова», «вершина», «высота», «гора», «высшая ступень», «верх».

Верх: древнерусское вьрх – «верх», «вершина», «победа», «темя».

Древнеирландское ferr – «лучший».

Семантическое поле: Вертикаль – Верх – Небо – Темя – Лучший – Победа.

 

 

И.-е. корень uers - «возвышенное место», uorsanos – «небо».

Древнеиндийское varsman – «верх», «вершина», «темя».

Соотносится с идеей вертикали как символом божественной благости, Мировой Оси.

«Ось» – из и.-е. ak’sis < и.-е. ag – «приводить в движение». Латинское ago – «привожу в движение».

Верх тахже сообразуется с понятием «Над». Общеславянское «надъ» представляет собой композитум, составленный из предлога na- и частицы d-ъ, которая восходит к и.-е. dhe- (Дух). Что касается na, то здесь имеются свои параллели. Русское «на» (как предлог, указывающий местонахождение поверх чего-либо) соотносится с греческим ano:ana, что означает «верх», «наверху», а также «в глубине». (Середина, Утроба).

Таким образом можно сказать, что верх не над нами, а внутри нас.

Семантическое поле: ВерхНебо – Темя – ДухСередина – Утроба.

Индоевропейский корень uei- “гнать”, “преследовать” > «вызывать страх, ужас».

В древнерусском повинути(ся)покорити(ся), обинутися < обвинутися – «бояться».

Литовское vyti – «гнать».

Развитие значения: «преследование» > «результат, следствие преследования» > «наказание», «то, что заслуживает наказания».

Корневая основа viti присутствует в словах «вить» и «война».

«Вить» – индоевропейский корень тот же uei -, но раскрывающийся в таких значениях как “поворачивать”, “гнуть”, “сгибать” (Лукавый).

“Повой” – роды, так как значение связано с повитухой. Также “повой” – “повитие” – “повивальное (акушерское) дело”.

Латинское vieo «плету», «вью». Древнеирландское fen – «запирать», «отгораживаться».

«Война». Общеславянский корень vojь > древнерусское «вой» > «война».

Литовское vyti – «гнать», «изгонять», «преследовать». Древневерхненемецкое weiden – «искать, добывать корм». Латинское vis – «сила», «насилие», venor – «охочусь, гоняюсь». Древнеиндийское veti – «схватывает», «нападает».

Стало быть, тот, кто обвиняет, тот – преследует, гонит, наказывает, нападает, стремится подчинить жертву себе, добиться повиновения (сравним: вина – повиновение – повинность) от нее, путем насилия отобрать у нее силу, используя в качестве некоего корма (известно выражение «поедать поедом» в значении «изводить», «издеваться»). Таким образом становится вполне очевидной связь между обвинением – осуждением – стремлением к власти, и все это являет собой тяжелую форму агрессии, психического террора. Этимологически видно, что обвиняющий – всегда объявляет войну избираемой им жертве.

Вместе с тем мы обнаруживаем и иной аспект данной темы, который может указывать на переживание вины как врожденного чувства, если принять во внимание выстраивающийся ряд значений: «повой» – «роды». Постольку поскольку выяснилось, что вина и агрессия находятся в ближайшем соотношении, то в данном случае можно говорить о наличии какого-то глубинного конфликта, «военного положения» внутри самого человека и человечества, пребывающего в предзаданной, органически присущей, хотя онтологически и противоестественной форме. Придерживаясь логики этимологии, мы легко констатируем, что равно как до своего появления на свет, так и во время такового человеческое существо находится под гнетом «гонения», «преследования», «ужаса».

Интересно отметить, что подобным же образом высказываются библия и психоанализ. Посему более подробное исследование представленного вопроса проводится в соответствующей статье и «Родовая травма» данного словаря.

Семантическое поле: Вина - Гнать – Преследовать – Повиноваться – Запирать – Атака – Изводить – Насилие – Ложь – Сила.

 

 

И.-е. ual-d(h). Корень ual- «иметь силу».

Латинское valeo – «имею силу».

Общеславянское sila. Литовское siela «душа», английское soul «душа», древнепрусское seiliu «усердие», seilius «сознание».

Указанные слов восходят к индоевропейскому корню se (i)isi- «соединять», «связывать». (Язык, Мысль).

Древнеиндийское syati, siuati – «соединяет», «связывает».

Латинское saeta – «жесткие волосы» (волос как символ власти).

Стало быть, владеет и имеет власть тот, кто соединен внутри сознания, в середине нутра с душой. Быть в со-единении значит быть с Единым. В единстве же концентрируется энергия множества. Множество управляется не многим, но Единым.

Семантическое поле: ВластьСила – Душа – Усердие – Сознание – Соединение – МысльЯзык.

 

И.-е. база aued -: ud -, ued.

Древнеиндийское udan – «вода».

Латинское unda – «волна».

Из и.-е. корня ued - происходит общеславянская база vedro.

Ведро: соотносится с литовским vёdaras – «внутренности», «Чрево». Древнепрусское weders – «внутренности», «чрево». Греческое hydor «вода», hydria – «ведро».

Латинское Uter – «бурдюк», но латинское Uter – «матка», «чрево».

Древнеиндийское udaram – «чрево».

Одним из старших значений «чрева» было – «то, с помощью чего можно черпать и переносить воду».

Вследствие сказанного становится ясно, насколько точно сплетаются такие смыслы как Чрево – Матка – Вода – Женщина (околоплодные воды) – Плодородие – Жизненность.

Однако, разветвление корневой основы позволяет нам пойти дальше и глубже.

Общеславянское vedro содержит в себе корень ved -, тот же, только на другой ступени чередования, что и о.-с. Voda.

И тут же обращает на себя внимание слово ведать – с аналогичным корнем.

Древнерусское и старославянское ведети – «знать», «уметь», а также «управлять», ведение – «знание», «управление», ведь – «знание», «знахарство».

Семантическое поле: Вода – Чрево – Матка – Женщина – Плодородие – Жизнь – Ведать.

 

 

Индоевропейский корень uel- «гореть». Древнеиндийское valsah – «отросток», «ветвь», «гибкий прут».

Согласно Традиции, волосы представляли средоточие жизненных сил организма.

Волос также символизировал связь миров – здешнего и запредельного. И в этом смысле он приобретал значимость таких сакральных явлений как огонь, свет, звук. Английское hair «волос» - индоевропейский корень ker - «гореть», а также – «издавать звуки». Греческое kome «волосы» соотносится с тохарским A Kam «звук». Авестийское varesa «волосы» базируется на индоевропейской основе uer- «издавать звуки», но и «гореть».

Понятие «волос» смыкается с понятием «путь», что также подтверждается этимологически. Древнесеверное слово gata «дорога» в кельтском языке имеет свой аналог gait «волос». Русское соответствие «куда» (в смысле направления) и «кудри» является также достаточно показательным.

Семантическое поле: Волосы - ОгоньВластьПутьПрут.

Раскрывается в семантике ряда: Воля – Велеть – Великий.

Обратимся к этимологии.

Хорватское Волити – «любить».

И.-е. корень uel – «хотеть, желать», «выбирать». uel/uer – «говорить»(Слово).

Велеть: болгарский диалект веля – «говорю», словенский veleti – «приказывать», «говорить», «рассказывать», «сказать».

Великий – величина – соотносится с понятием «число».

Таким образом, ядерное значение понятия «воля» проявляет себя в таких аспектах как Слово и Число.

С другой стороны: Воля – Проявление – Явление – Явь также образуют морфофонетическое единство.

Этимоны указанных значений таковы:

Явиться – «возникнуть», «обнаружиться», «оказаться»; «прибыть», «прийти», «появиться», «сообщить», «дать знать», «объявить», «дать знать о себе», «сделать известным», «представить(ся)».

Najevu – «вьявь» – «на виду»; najevo – «открыто». Польское jawa – «явь» – «действительность». Верхне-лужское zjowac – «открываться», извещать. Древнерусское явити – «указать», «открыть», явиться – «показаться».

Явление – «пришествие», «указание». И.-е. корень au- база auis – «воспринимать органами чувств», «ощущать», «понимать».

Древнеиндийское Ud-ava-ti – «замечает», «наблюдает».

Сюда же относится и латинское audio - «слышу», греческое aisdonomai (корень < auis) – «ощущаю», «понимаю», «обладаю здравым смыслом».

В итоге получается, что Воля есть пришествие и обнаружение себя через Слово и Число.

Здесь мы видим, что этические и психологические компоненты значения слова оказываются вторичными – за счет последующих социальных наложений, но в изначалии своем первосмысл раскрывается как результат соприкосновения и взаимодействия с сакральным, таинственным, за-предельным фактором, который становится фактом переживания и рождает некий отклик, по принципу обратной связи указывающий на произошедшее.

То есть Воля как желание есть продукт психосоциальной переработки и представляет собой вторичную семантику понятия. Первичной же оказывается вне- психологическое и вне- этическое – Слово, Число, Пришествие.

Семантическое поле: Воля - СловоЧисло – Пришествие – Проявление – Явление.

 

 

И.-е. uertmen – «колесо», «орбита» (как движение по кругу).

Общеславянская основа verme происходит из vertmen – «коловращение», «кружение», «повторное возвращение», «вечный оборот».

Древнеиндийское vartman – «поле», «дорога».

Корень vart – «вертеться», «кружиться».

Родственное по смыслу «вращать» означает «воз-вращать», «поворачивать обратно».

Старославянское «вращати-ся» – «возвращаться», «вратити-ся» – «обернуть(ся), «повернуться», «вернуться». «Ворочаю» – «возвращать», «отдавать назад».

Индоевропейская база uer-t:uor-t, ur-t.

Литовское virstu – «превращаться».

Древнеиндийское vart – «вертеться», «проходить»; vartula – «круг»; vrtta – «приведенный в движение».

Родственные значения: «веретено», «веревка», «вереница», «верста» при общеславянском корне vьrvь – «связывать(ся), (при)соединять(ся)». Древнерусское «вьрста» – «мера пространства».

Это значит, что куда бы мы ни шли, охваченные временем, мы неизбежно возвращаемся туда, откуда вышли. В этом смысле движение есть цикл, чередование ритмов. Подобный процесс в алхимической метафоре описан как превращение земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь и огня в землю, после чего цикл возобновляется, правда уже на новом уровне. Таким образом повторяется история, и повторяются истории. Никакая биография не бывает линейной. Если присмотреться внимательней, она имеет характер вращения – обращения – превращения в возвращение. Одни и те же проблемы, казалось бы решенные, по прошествии какой-то определенной последовательности событий, вновь заявляют о себе. Воспроизводятся прежние тенденции (Закон Воспроизведения), а актуальные не исчезают, но до некоторой поры вытесняются. Колесо крутится и совершает обороты, а душа смутно грезит о том, как выйти за его пределы и выбраться из вереницы постоянных превращений и повторений, пока только осознавая удел собственных возможностей – предугадать предуготовленное и определить предопределенное, что в какой-то степени предоставляет шанс не быть застигнутым врасплох.

В отношении же расширения возможностей рекомендуется отсылка к остальным статьям данного словаря.

Семантическое поле: Время – Вращение – Превращение – Возвращение.

 

И.-е. база ghreu: ghrod - «растирать», «изнурять» – от корня gher - «тереть».

К данной же базе восзохяд общеславянские gruda, grustь.

Среднехорватское грдити се – «уродовать себя». «безобразить себя», грдити – «обезображивать, бранить».

Словенское grd – «уродливый».

Grustь – древнерусское и старославянское грущение – печаль, грустость – «горе», «бедствие», грузскый – «грустный», «Тяжелый» - образовано от «грызть».

«Грызть» – и.-е. основа gru - g’h – «скрежетать зубами». Древнерусское грызати – «жалить», грызтися – «впиваться», «скорбеть», «печалиться».

«Тяжелый» соотносится с понятием «Груз», а понятие «груз» по происхождению связано с понятием «грязь».

«Грязь» – древнерусское грязь, греза – «грязь», «тина», «топь», «топкое место», «болото». Общеславянский корень grezь. Это выводит к еще одному понятию – «Греза».

«Груз» – данное значение развилось из значения «тело, погружающееся в воду». Общеславянский корень grez: groz.

Рассмотрим некоторые соответствия.

Литовское gramzdeti – «утопать», «погружаться». Сходно по смыслу и русское «погрязнуть».

«Греза». С оттенком психопатологического значения встречается уже в «Рукописном лексиконе» XVIII в.: «грезити или бредити». С XI в. Слово «греза» известно как означающее «волнение», «смущение». Съгреза – «ошибка», съгрезъ – «смешение», съгрезитися – «смешаться», «рушиться». Греческое brizo – «сплю», «исчезаю».

Группа древнерусских слов – греза, съгреза, грезити – соотносится с литовскими grezti «вертеть», «выкручивать», «сверлить», grozyti – «вращать», «выкручивать», graizus – «скрученный», «согнутый», «искривленный» (см. Ложь).

Примечателен тот факт, что в старославянских рукописях X – XI вв. Слово Грждение – «гордыня» соответствовало греческому epilepsia, что придает обоснованность смещению акцента в понятии «гордыня» с аспекта нравственного на аспект психопатологический. Исходя из сказанного, мы логически можем определить излишне гордую и надменную натуру как натуру бредовую и эпилептическую. Возможные же последствия такого стиля поведения четко отражаются в представляемом семантическом ряду.

Семантическое поле: Гордыня – Растирать – Изнурять – Уродовать себя – Обезображивать – Горе – Бедствие – Грызть – Скрежетать зубами – Жалить – Скорбь – Печаль – Груз – Грязь – Погрязнуть – Грех - Греза – Бред – Рушиться – Эпилепсия.

 

Греческое, затем латинское horizon – «нечто ограничивающее наш взор», от глагола orizo – «служу границей», «отделяю», «ограничиваю».

И.-е. базой данного понятия служит корень guer: gere - «пожирать», «с жадностью глотать».

Здесь мы встречаемся с понятием, имеющем довольно существенные последствия.

Древнерусское жьрьти – «жрать» означает «приносить жертву», «совершать жертвоприношение».

Общеславянская база zerti, zero. А и.-е. корень тот же – ger -.

Отсюда происходит и «Жрец» – тот, кто совершает священный обряд жертвоприношения.

В представляемых соответствиях возникает еще одно понятие, имеющее отношение к указанной корневой основе – «Жребий». Этимологически оно раскрывается в контексте значений: «нечто отрезанное», «отрезок» через и.-е. основу gerbh- «нацарапать», «вырезать», «надрезать». Таким образом смысловой круг замыкается, и мы вновь возвращаемся к идее границы – горизонтали.

Человеческое существо приходит из Без-граничного в незнакомый мир и ориентируется в нем посредством начертания границ и ограничений. Но его самобытное естество, храня в глубине своей память о том, откуда оно родом, своей подспудной, исконной силой устремляется в это самое инобытие.

И уже при этой жизни люди выражают тенденцию к преодолению границ и обозначений, прорыву за горизонт, отрыву от горизонтали и вхождению в пронзающий вертикальный поток Бытия.

Все религиозные обряды, ритуалы, священнодействия как раз и призваны были осуществлять подобную функцию – совершить бросок в за-предельное, дабы осознать и пережить истую мощь насущного откровения, узнать себя и признать себя не только в бытовом, но и бытийном.

Задача жреца состояла в том, чтобы через жертвоприношение осуществить этот таинственный переход от горизонтали к вертикали.

Подобного же смысла исполнена фаллическая символика.

В соотнесении архетипических символов Вертикаль соразмерна Небу и Мужскому, а горизонталь уподобляется Земле и Женскому.

Семантическое поле: Горизонталь – Граница – Жрать – Жрец – Жертвоприношение.

 

 

Общеславянское gospodь представляет собой композитум, составленный из двух частей: gost(ьj) + podь, где gost – «гость»; производное от древнерусского «гостити» – «почитать», «угощать». Pod-ь восходит к и.-е. potis – «хозяин, глава дома», «супруг».

Литовское pats – «муж», «сам», «владыка». Латышское pats – «хозяин дома», «глава семьи». Латинское potis – «могущий», «могущественный», «обладающий силой». Греческое potis – «супруг». Древнеиндийское patih – «господин», «владыка», то есть наделенный властью, «супруг».

«Гость» – как угощающий, приносящий дары, по смыслу соотносится с понятием «жертвоприношение», которое в одном из своих значений раскрывается как «принесение даров». Следовательно, обращение «Господь», «Господи» подразумевает прежде всего со стороны взывающего, обращающегося, просящего осознавание себя в качестве добровольно и осмысленно приносящего себя в жертву Тому, к кому направлено обращение. В этом случае возможно установление диалога между Владыкой – Могущим, Главой Дома и тем, кто стучится в его двери. И таким образом часть вскоре перестает быть пришельцем и становится со-владельцем, Своим, Другом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.