Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи




Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразные тяжелые речевые нарушения, при которых у детей нарушено развитие всех структур речевой системы, принадлежащих к ее звуковой и семантической стороне, при сохранном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.[7]

Впервые научное толкование данному аномалии в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было предоставлено Р.Е. Левиной и группой научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. А. Каше, Г. И. Жаренковой, А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. XX в.

При общем недоразвитии речи наблюдается запоздалое ее возникновение, бедный запас слов, нарушение произношения и звукообразования, аграмматизм.

Причиной возникновения общего недоразвития речи могут быть: интоксикации или инфекции (ранний или поздний токсикозы) матери в период беременности, патология натального (родового) периода (родовые повреждения и патология в родах), несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, проблемы центральной нервной системы и повреждения мозга в первые годы жизни ребенка и др.

Наряду с этим общее недоразвитие речи может быть вызвано вредными условиями обучения и воспитания, может быть обусловлено психической депривацией (недостаток или нехватка осуществимости удовлетворения жизненно значимых потребностей). В большинстве случаев общее недоразвитие речи является результатом комплексного воздействия различных причин, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного общественного окружения.

Наиболее тяжелым и стойким видом является общее недоразвитие речи, вызванный ранним повреждением мозга, случившееся в период беременности, родов и первый год жизни младенца.

Общее недоразвитие речи появляется при самых тяжелых, системных расстройствах речи — афазии и алалии. Общее недоразвитие речи может также наблюдаться при фонационных расстройствах (ринолалии и дизартрии), когда обнаруживаются не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.[8]

Детям с ОНР характерны стандартные симптомы, характеризующий системное расстройство речевой функции. Одним из главных симптомов является слишком запоздалое начало речи: первые слова появляются к 3-4, а изредка и к 5 годам. Речь изобилует аграмматизмами и фонетически плохо оформлена. Самым ярким признаком является недоразвитие экспрессивной речи при более или менее успешном, в первое время, осознании обращенной речи. Речь данных детей невнятная. Свойственна бедная речевая активность, которая со временем, без надлежащего обучения, сильно падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Патологическая речевая деятельность оказывает отрицательное влияние на развитие у детей мыслительной, аффективно-волевой и сенсорной сферы. Наблюдается низкая устойчивость внимания, незначительные способности его распределения. При сравнительно сохранной семантической, логической памяти у детей сниженная словесная память, проблемы с эффективностью запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и очередность заданий.

Для данных детей присуще слабая координация пальцев, кисти руки, нарушение мелкой моторики. Выявляется инертность, зацикленность на одной позе.

По уровню сложности проявления нарушения относительно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.[9]

Характеристика первого уровня развития речи (по классификации Левиной Р.Е.):

1) активный словарь в начальном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и исключительно незначительного числа распространенных слов. Смысл слов изменчив и неразграничен;

2) пассивный словарь богаче активного, тем не менее понимание речи вне ситуации затруднено. Фразовая речь практически полностью отсутствует;

3) умение воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не развита.

Второму уровню речевого развития детей с проблемами речи свойственны нижеследующие признаки:

1) активный словарь увеличивается не только благодаря существительным и глаголам, но и благодаря использованию определенных (большей частью качественных) прилагательных и наречий;

2) появляется определенное обогащение речи благодаря изменению отдельных форм слов. Прослеживаются старания дошкольников менять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но данные старания нередко являются неуспешными;

3) на втором уровне речевого развития дети начинают говорить фразой;

4) совершенствуется понимание речи, увеличивается пассивный и активный словарь, появляется усвоение отдельных несложных грамматических форм;

5) произношение звуков и слов, в большинстве случаев, расстроено грубо. Заметно наблюдается неподготовленность детей к освоению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень общего недоразвития речи у детей отмечается следующими недочетами:

1) на фоне более-менее развернутой речи отмечается неточное знание и искаженное использование большинства разговорных слов. В активном словаре детей превалируют глаголы и существительные. Незначительное количество слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Прослеживается значительное количество ошибок в употреблении простых предлогов и почти не употребляются в речи более сложные предлоги;

2) прослеживается неполное развитие грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Приемами словообразования дети почти не владеют;

3) в активной речи употребляют главным образом нераспространенные предложения. Наблюдаются заметные затруднения, а часто и полная неспособность обогащать предложения второстепенными членами и сочинять сложные предложения (подчиненные и сочиненные);

4) у большинства детей на этом этапе еще сохраняются дефекты произношения звуков и нарушения строения слова, что вызывает значительные сложности в усвоении звуковым анализом и синтезом;

5) понимание разговорной речи в основном не плохое, но в отдельных случаях выявляется незнание некоторых слов и выражений, смешение семантических значений слов, смежных по звучанию, слабое усвоение большинства грамматических форм. Это преимущественно выражается при чтении художественных и учебных текстов. В письме и чтении встречается много ошибок специфического характера, находящихся в подчиненности от степени развития речи.

Четвертый уровень речевого развития отмечается особыми пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первых порах ошибки выглядят несерьезными, тем не менее их комплексность ставит ребенка в сложную ситуацию при обучении письму и чтению. Учебный материал усваивается недостаточно, качество его овладения очень слабое, правила грамматики не овладеваются.

Осознание системы общего недоразвития речи, источника, находящихся в его основе, знание связи первичных и вторичных нарушений нужно при направлении детей в специальные учреждения, выборе соответствующих коррекционных мероприятий, профилактике расстройств чтения и письма в начальной школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.