КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты рынка и их характеристика
Семинарское занятие № 8
Тема: Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования.
1 Основные субъекты рыночных отношений. 2 Виды рынков и критерии их классификации. 3 Инфраструктура рынка, ее функции. 4 Содержание понятия «конкуренция», функции конкуренции, конкуренция и монополия.
Рекомендуемая литература: Учебная: 1 Ивашковский, С.Н. Микроэкономика [Текст]: учебник /С.Н. Ивашковский. - М.:ДЕЛО, 2001. – Гл. 2. 2 Курс экономической теории [Текст] / Московский гос. Институт международных отношений МИД РФ; под общ. ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Киселевой. Киров: АСА, 2000. - Гл.5. 3 Курс экономики [Текст]: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000. - Гл. 10,11. 4 Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник /под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – тема 2. 5 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики [Текст]: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: Издательство НОРМА, 2001. 6 Экономика [Текст]: учебник / под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. - гл. 2. - п. 4. 7 Экономическая теория (политэкономия) [Текст]: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство Российской экономической академии, 2000. - С. 120 – 129. 8 Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. - Гл. 6, 7.
Дополнительная:
Глисин, Ф. О конкурентоспособности промышленных предприятий [Текст] / Ф. Глисин, Г. Воронина // Экономист. - № 6.
Основные категории: рынок, рыночная экономика, инфраструктура рынка, конкуренция, совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, антимонопольное регулирование.
Темы рефератов: 1 Модели рынка и их характеристика. 3 Биржи и их роль в рыночной экономике.
Задачи и упражнения: 1) Рынки различают по: а) по географическому положению: 1)..., 2)..., 3)..., 4)..., 5)...; б) по месту создания продукта: 1)..., 2)...; в) по степени ограничения конкуренции: 1)..., 2)..., 3)..., 4)...; г) по объему заключаемых сделок: 1)..., 2)...; д) по характеру отношения с законодательством: 1)..., 2).... 2) Выполнение рынком информационной функции связано с большими издержками, называемыми трансакционными. По каким причинам фирма идет на эти затраты, несмотря на их значительность? 3) Чем отличаются понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка»? 4) Биржа – это: а) организация, аккумулирующая денежные средства и предоставляющая кредит; б) учреждение, содействующее развитию финансовых отношений между различными странами; в) оптовый рынок массовых товаров, продающихся по стандартам или образцам. 5) Консалтинговые учреждения призваны: а) осуществлять контроль за соблюдением бухгалтерского учета и отчетности; б) осуществлять проверку правильности уплаты налогов и других платежей в бюджет; в) возмещать ущерб, причиненный страховым случаем; г) осуществлять деятельность по консультированию производителей, продавцов и покупателей. 6) В конкурентной борьбе побеждают те фирмы, у которых: а) качественная продукция; б) раньше других внедрена передовая технология; в) масштабнее производство; г) ниже, чем у других цены; д) ниже объем затрат на единицу готовой продукции (издержки производства). 7) Ценовая конкуренция предполагает: а) продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурентов; б) продажу товаров более высокого качества и надежности; в) снижение цены за счет снижения издержек; г) снижение цены за счет уменьшения прибыли. 8) Внутриотраслевая конкуренция – это: а) соперничество между предпринимателями, производящими одинаковую продукцию;
б) соперничество между предпринимателями из разных отраслей экономики; в) соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. 9) При совершенной конкуренции: а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену; б) существует чистая монополия; в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы; г) господствует олигополия; д) ограничен вход на рынок. 10) При монополистической конкуренции: а) на рынке действует ограниченное число фирм; б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию; в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка. 11) При монопольном рынке: а) один продавец; б) свободен вход на рынок; в) продукт дифференцирован. 12) Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно: а) малое число фирм; б) большое число покупателей; в) однородные или мало дифференцированные продукты; г) труднодоступное вхождение на рынок; д) верно а) и г). 13) Какая из перечисленных ниже причин возникновения монополий наиболее характерна для современного этапа: а) рост числа крупных предприятий; б) рост объема производства и реализации товара; в) появление новых уникальных товаров и услуг как следствие НТП. 14) Заполните таблицу 7, дав характеристику рынков по степени ограничения конкуренции.
Таблица 7 – Характеристика рыночных структур
15) В советской литературе длительное время оспаривался вопрос о пользе конкуренции. Более эффективным считалось соревнование, а не конкуренция. Напротив, в рыночной экономике конкуренция выступает стимулом роста и развития. Выскажите свою точку зрения о достоинствах и недостатках соревнования и конкуренции.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |