Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты рынка и их характеристика




Семинарское занятие № 8

 

Тема: Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования.

 

1 Основные субъекты рыночных отношений.

2 Виды рынков и критерии их классификации.

3 Инфраструктура рынка, ее функции.

4 Содержание понятия «конкуренция», функции конкуренции, конкуренция и монополия.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Ивашковский, С.Н. Микроэкономика [Текст]: учебник /С.Н. Ивашковский. - М.:ДЕЛО, 2001. – Гл. 2.

2 Курс экономической теории [Текст] / Московский гос. Институт международных отношений МИД РФ; под общ. ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Киселевой. Киров: АСА, 2000. - Гл.5.

3 Курс экономики [Текст]: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000. - Гл. 10,11.

4 Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник /под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – тема 2.

5 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики [Текст]: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

6 Экономика [Текст]: учебник / под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. - гл. 2. - п. 4.

7 Экономическая теория (политэкономия) [Текст]: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство Российской экономической академии, 2000. - С. 120 – 129.

8 Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. - Гл. 6, 7.

 

Дополнительная:

 

Глисин, Ф. О конкурентоспособности промышленных предприятий [Текст] / Ф. Глисин, Г. Воронина // Экономист. - № 6.

 

Основные категории: рынок, рыночная экономика, инфраструктура рынка, конкуренция, совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, антимонопольное регулирование.

Темы рефератов:

1 Модели рынка и их характеристика.

3 Биржи и их роль в рыночной экономике.

 

Задачи и упражнения:

1) Рынки различают по:

а) по географическому положению: 1)..., 2)..., 3)..., 4)..., 5)...;

б) по месту создания продукта: 1)..., 2)...;

в) по степени ограничения конкуренции: 1)..., 2)..., 3)..., 4)...;

г) по объему заключаемых сделок: 1)..., 2)...;

д) по характеру отношения с законодательством: 1)..., 2)....

2) Выполнение рынком информационной функции связано с большими издержками, называемыми трансакционными. По каким причинам фирма идет на эти затраты, несмотря на их значительность?

3) Чем отличаются понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка»?

4) Биржа – это:

а) организация, аккумулирующая денежные средства и предоставляющая кредит;

б) учреждение, содействующее развитию финансовых отношений между различными странами;

в) оптовый рынок массовых товаров, продающихся по стандартам или образцам.

5) Консалтинговые учреждения призваны:

а) осуществлять контроль за соблюдением бухгалтерского учета и отчетности;

б) осуществлять проверку правильности уплаты налогов и других платежей в бюджет;

в) возмещать ущерб, причиненный страховым случаем;

г) осуществлять деятельность по консультированию производителей, продавцов и покупателей.

6) В конкурентной борьбе побеждают те фирмы, у которых:

а) качественная продукция;

б) раньше других внедрена передовая технология;

в) масштабнее производство;

г) ниже, чем у других цены;

д) ниже объем затрат на единицу готовой продукции (издержки производства).

7) Ценовая конкуренция предполагает:

а) продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурентов;

б) продажу товаров более высокого качества и надежности;

в) снижение цены за счет снижения издержек;

г) снижение цены за счет уменьшения прибыли.

8) Внутриотраслевая конкуренция – это:

а) соперничество между предпринимателями, производящими одинаковую продукцию;

б) соперничество между предпринимателями из разных отраслей экономики;

в) соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

9) При совершенной конкуренции:

а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену;

б) существует чистая монополия;

в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

г) господствует олигополия;

д) ограничен вход на рынок.

10) При монополистической конкуренции:

а) на рынке действует ограниченное число фирм;

б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка.

11) При монопольном рынке:

а) один продавец;

б) свободен вход на рынок;

в) продукт дифференцирован.

12) Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:

а) малое число фирм;

б) большое число покупателей;

в) однородные или мало дифференцированные продукты;

г) труднодоступное вхождение на рынок;

д) верно а) и г).

13) Какая из перечисленных ниже причин возникновения монополий наиболее характерна для современного этапа:

а) рост числа крупных предприятий;

б) рост объема производства и реализации товара;

в) появление новых уникальных товаров и услуг как следствие НТП.

14) Заполните таблицу 7, дав характеристику рынков по степени ограничения конкуренции.

 

Таблица 7 – Характеристика рыночных структур

 

Рынки Параметры Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополия
Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество фирм, производящих продукт        
Контроль над ценами        
Товарная дифференциация        
Легкость входа        

 

15) В советской литературе длительное время оспаривался вопрос о пользе конкуренции. Более эффективным считалось соревнование, а не конкуренция. Напротив, в рыночной экономике конкуренция выступает стимулом роста и развития. Выскажите свою точку зрения о достоинствах и недостатках соревнования и конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.