Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы




Понятие и значение приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Понятие и сущность целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

МБОУ ДО СЮН г. Сургут

Подготовил: Вадим Агишин

УО "Основы ветеринарии"

Безусловным является тот факт, что цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются центральными, системообразующими элементами всей системы национальной безопасности государства и общества. Цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности, с момента образования Российской Федерации, прошли достаточно долгий путь в своем развитии и эволюции, отвечая потребностям и реалиям того или иного времени. На сегодняшний день, следует констатировать тот факт, что по сравнению с первыми годами существования Российской Федерации как независимого государства, достижение многих целей стало несоизмеримо ближе, ведь за прошедшие 25 лет была проделан колоссальная работа по правовому, организационному, социальному, финансовому и иным видам обеспечения сферы государственной и общественной безопасности. Система национальной безопасности Российской Федерации, в настоящий момент времени, представляет собой как некогда действенную и эффективную систему отражения как внутренних, так и внешних угроз. Однако, изменившиеся за последние пару лет геополитические реалии мира (конфликт на юго-востоке Украины, гражданская война в Сирии, введение санкций против Российской Федерации), экономическая стагнация, активизация террористического движения на Северном Кавказе диктуют необходимость качественного повышения уровня действия механизма целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Однако, для того чтобы это осуществить, необходимо провести ретроспективный анализ эволюции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, чтобы учесть положительные и отрицательные моменты развития данного механизма. Таким образом, именно все вышеизложенное, а также ряд иных теоретических и практических вопросов, касающихся эволюции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации обуславливает значимость и актуальность темы курсовой работы.

Основной целью данной работы является комплексное исследование эволюции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

При постановке цели курсовой работы, было определено решение следующих задач:

- выделить понятие и сущность целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- исследовать понятие и значение приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- рассмотреть цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы;

- рассмотреть цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 2000 по 2010 годы;

- рассмотреть цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 2010 по настоящее время.

Объектом исследования является категория «национальная безопасность Российской Федерации».

Предметом исследования являются цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

При исследовании теоретических аспектов эволюции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, использовались труды ученых: Гацко М.В., Кардашова И.Б., Логунова А.Б. и других. В представленных трудах ученых тема целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации освещена достаточно, однако современные геополитические вызовы свидетельствует о необходимости дополнительного изучения данной темы.

Методологические основы исследования составляют общие и специальные методы научного исследования.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение и список использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Прежде чем раскрывать понятие и сущность целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в первую очередь нужно определиться с понятием «национальная безопасность».

Анализ учебное литературы и нормативных правовых актов, позволяет нам выделить некоторые основные элементы национальной безопасности: безопасность личности, где основные объекты безопасности личности ее права и свободы; безопасность общества, где ее объекты – материальные и духовные ценности общества; безопасность государства, где объекты безопасности – конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Вопрос об объектах и субъектах национальной безопасности вообще не нашел единого толкования у российских исследователей. Мы придерживаемся точки зрения, высказанной доктором юридических наук И.Б. Кардашовой, что объектами национальной безопасности выступают конституционный строй, государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина; субъектами – органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и граждане[1].

Во-вторых, в зависимости от характера угроз существует внешняя и внутренняя безопасность: внешняя понимается как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, исходящих из-за рубежа; внутренняя безопасность представляется как защищенность жизненно важных интересов указанной триады от внутренних угроз.

В-третьих, государственная политика России в вопросах обеспечения национальной безопасности разрабатывается и реализуется на двух уровнях: федеральном и региональном, где защита от внешних угроз – задача федерального уровня, а защита личности от внутренних угроз, как правило, задача регионального уровня[2].

Впервые на законодательном уровне термин «национальная безопасность» был использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[3].

Сегодня базовые положения теории национальной безопасности представлены в первой главе Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[4].

В соответствии с данным указом, национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Что же касается системы обеспечения национальной безопасности, то система обеспечения национальной безопасности - это совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Цель, в наиболее общем виде, представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта, конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс, «доведение возможности до её полного завершения», осознанный образ предвосхищаемого результата.

Проанализируем вышеприведенные дефиниции национальной безопасности и системы обеспечения национальной безопасности, исходя из данного выше определения цели.

Исходя из дефиниции «национальная безопасность», которая закреплена в первой главе Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», мы можем выделить следующие цели: цель – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, цель - реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, цель - достойные качество и уровень их жизни, цель - суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, цель - устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Проанализировав ранее действовавшие нормативные дефиниции понятия «национальная безопасность», проанализировав учебную специальную научную литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что вышеобозначенные нами цели существенно не менялись с момента образования Российской Федерации. Это вовсе не значит, что данные цели были абсолютно также сформулированы и преподнесены в научной литературе, безусловно плюрализм мнений по данному вопросу присутствовал, как в научной среде, так и в действующем в разное время законодательстве, однако по сути он касался технических формулировок целей национальной безопасности, тогда как их суть оставалась неизменна.

Все это позволяет сделать нам первый вывод – цели обеспечения национальной безопасности – это монолитное и редко подвергающееся изменениям явление, которое характерно для любого исторического этапа развития Российской Федерации (не путать с Российской Империей и СССР).

Цель, как нами было указано выше, это конечный, предполагаемый результат воздействия на объект (что-либо), какого-то субъекта (чего-либо). Цели обеспечения национальной безопасности, как нам представляется - это воздействие субъектов обеспечения национальной безопасности (должностные лица, государственные органы, общественные объединения и т.д.) на государственную политику в сфере национальной безопасности, но при этом данное воздействие не должно иметь хаотичный характер, субъект должен четко представлять себе и отдавать отчет о конечных результат своего воздействия на рассматриваемую сферу. Данное воздействие может носить любой характер: принятие каким-либо субъектом нормативного-правового акта, затрагивающего те или иные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности, практическое воплощение нормативных правовых актов в жизнь (правоприменение), воздействие на социально-политическую сферу общества посредством средств массовой информации и т.д.

Сущность целей обеспечения национальной безопасности, это их фундаментальная основа, то, ради чего собственно они и существуют. Сущность целей по сути заложена в их направлении действий. К примеру, как мы указывали выше, одной из современных целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является цель - реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, т.е. сам конечный результат цели и является выражением ее сущностного содержания. Как правило, сущностное содержание целей в сфере обеспечения национальной безопасности, связано с современными тенденциями развития демократии (приоритет прав и свобод человека и гражданина), с нормами международного права (право использования военной силы при внешнем нападении), с устоявшимися нормами морали и обычаев и т.д.[5]

Сущность целей обеспечения национальной безопасности, является именно тем элементом, который приводит в действие весь сложный механизм обеспечения национальной безопасности: в виду защиты прав и свобод человека и личности, общества и государства, разрабатываются приоритеты деятельности вооруженных сил и правоохранительных органов, создается нормативная основа регулирования данной сферы, разрабатываются приоритеты обеспечения национальной безопасности и т.д. Иными словами, сущность целей обеспечения национальной безопасности заключается как раз в некой фундаментообразующей роли для всей системы национальной безопасности.

Таким образом, в заключении мы можем сделать следующие выводы. Цели обеспечения национальной безопасности – это конечный, идеально-предполагаемый результат воздействие должностных лиц, государственных органов, общественных объединений на сферу национальной безопасности, посредством реализации государственной политики. Сущность целей обеспечения национальной безопасности – это их конкретное содержание, то, ради чего данные цели непосредственно существуют. Сущность целей обеспечения национальной безопасности носит фундаментообразующий характер для всего механизма национальной безопасности.

 

Для того, чтобы определить значение приоритетов обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации, исследуем понятие «приоритет» и свяжем его со сферой обеспечения национальной безопасности.

Приоритет, согласно общей научной литературе, это понятие, показывающее важность, первенство. Приоритет действий определяет порядок их выполнения во времени. Иными словами, приоритет позволяет, после анализа той или иной проблемы и выделения путей ее решения, расставить по порядку данные пути, в зависимости от того, насколько эффективно и быстро они позволят решить тот или иной компонент проблемы.

Если рассматривать сферу обеспечения национальной безопасности, то можно отметить, что приоритеты в данной сфере не являются, в отличии от целей, статичными явлениями. Приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности характеризуются достаточно высокой степенью подвижности, т.к. государство и общество, пытаясь достичь ту или иную цель национальной безопасности, решает промежуточные задачи и определенным образом стабилизирует ту или иную сферу общественных отношений. После подобной стабилизации, логично направить государственные и общественные усилия в соседнюю сферу, тем самым сменив приоритет в обеспечении национальной безопасности. Тем не менее высказанное выше мнение подходит к так называемому «узкому» подходу к определению приоритетов обеспечения национальной безопасности. «Общий» подход к определению приоритету национальной безопасности включает в себя три компонента: национальную защиту, государственную и общественную безопасность, которые также по своей природе достаточно монолитны и малоподвижны (подобно целям) и говорить о смене приоритетов в данном контексте не приходится – они постоянно одни и те же. Однако на наш взгляд, общий подход по сути приравнивает приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности к целям.

Приоритет обеспечения национальной безопасности, на наш взгляд, находится в отношениях сложной взаимосвязи и взаимозависимости с целями обеспечения национальной безопасности. Цель, как известно, это конечное выражение результата воздействия. Однако цель не говорит о том, как можно ее достичь, цель не называет общие проблемы которые придется преодолеть субъекту на пути к ее достижению, не устанавливает пути решения данных проблем – цель всего лишь выражает идеальный результат. Приоритеты обеспечения национальной безопасности, на наш взгляд, конкретизирует цели обеспечения национальной безопасности. Для того, чтобы расставить приоритеты в системе обеспечения национальной безопасности, необходимо провести комплексный анализ всей сфере национальной безопасности, выделить проблемы, обозначить пути их решения. Только после этого можно расставить приоритет тех или иных проблем и путей решения. Иными словами, приоритеты обеспечения демографической безопасности по сути образовывают фактический механизм путей решения проблем демографической безопасности. Однако приоритеты не могут физически существовать без целей, так, как только имея конечную цель, возможно эффективно расставить приоритеты для ее достижения. В этом и заключается сложная взаимосвязь и взаимозависимость данных явлений в сфере обеспечения национальной безопасности[6].

Приоритеты обеспечения национальной безопасности получают свое закрепление в действующем законодательстве. В частности, в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», что состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Далее идет перечисление основных приоритетов в сфере национальной безопасности (более подробно мы их проанализируем во второй главе данного курсового исследования). Иными словами, действующее законодательство подчеркивает, что системы национальной безопасности напрямую связана с приоритетами в сфере национальной безопасности и зависит о них. Стратегические приоритеты национальной безопасности формируются исходя из анализа современной геополитической ситуации. В настоящее время между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.

Проанализировав научную литературу и нормативные правовые акты, мы пришли к выводу, что когда-либо существовавшие приоритеты обеспечения национальной безопасности, можно отнести к одной из нижеследующих групп: внешнеполитические приоритеты обеспечения национальной безопасности (осуществление Россией политики, направленной на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств; поддержка Россией коллективных усилий по укреплению правовых основ в межгосударственных отношениях; противодействие попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные нормы международного права; поддержка Россией процесса создания зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и т.д.) и внутриполитические приоритеты (повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения является обеспечение продовольственной безопасности страны; поддержка фундаментальной науки. В этих целях предусмотрена корректировка приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации для создания информационно-аналитической основы повышения эффективности использования бюджетных средств в области науки и технологий, а также консолидации ресурсов в интересах построения инновационной экономики; повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Значение приоритетов обеспечения национальной безопасности заключается в том, что они по своей сути позволяют оперативно реагировать на меняющиеся внутрисоциальные и геополитические реалии. На наш взгляд, принятие в 2015 году новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации как раз связано со стремительно изменившимися геополитическими реалиями (вооруженный конфликт на юго-востоке Украины, участие Российской Федерации в гражданской войне в Сирии, активизация мирового террористического движения и т.д.). В этом проявляется основное назначение приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности – являясь оперативным инструментом редактирования государственной политики, они позволяют максимально быстро отвечать на вновь складывающиеся угрозы национальной безопасности[7].

Факультативным значением приоритетов обеспечения национальной безопасности является то, что они по своей сути выступают, подобно целям, системообразующим механизмом обеспечения национальной безопасности в целом. Иными словами, государство, расставляя приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности – к примеру обеспечение эффективной противовоздушной обороны против нового типа ракет – создает практически комплекс мер для реализации данного приоритета – ведутся разработки новых систем ПРО, чертежи и прототипы данных систем поступают в производство, создается правовая основа действия новых систем ПРО и т.д. Таким образом приоритеты также являются образующим элементом обеспечения национальной безопасности, но в отличии от целей они не являются фундаментальным элементом, на котором строится вся система национальной безопасности, а являются скорее отраслевыми и ограниченными элементами.

Таким образом, в заключении можно отметить, что приоритеты обеспечения национальной безопасности – это основные направления воздействия субъектов национальной безопасности на объект данной сферы. Подход к приоритетам может быть, как широким – общие, стратегические, национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности, так и узким – отдельные приоритеты той или иной сферы связанной с национальной безопасностью. Что касается значения приоритетов, то на наш взгляд, основное значение заключается в двух моментах: приоритеты обеспечения национальной безопасности служат инструментом оперативного реагирования на внутренние и внешние угрозы для государства и общества, а также они служат системообразующим элементом механизма обеспечения национальной безопасности.

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1991 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

В условиях политической неопределенности, экономического застоя, общественной деградации 1990-х годов перед административными кругами встала насущная задача: необходимо было определить цели и приоритеты развития системы обеспечения национальной безопасности, и, соответственно, направления развития внешней и внутренней политики в их обеспечении, что должно было позволить новой России и ее новому обществу развиваться как сильное независимое государство, не давая западным странам рассматривать Россию как страну третьего мира, призванную обеспечивать интеллектуальными и природными ресурсами передовые страны Европы и Америки[8].

Однако, вплоть до утверждения Концепции национальной безопасности России 1997 года ни одного официального документа, определяющего общие цели и приоритеты национальной безопасности России правительством создано не было. Перед всенародным референдумом 1993 года, на котором должны были принять редакцию Конституции РФ[9] многие политические деятели высказывались о необходимости четкого законодательного определения целей и приоритетов национальной безопасности, так как текущее состояние государства тогда объективно оценивалось как общенациональная катастрофа. Были предприняты первые разрозненные шаги создания единой структурированной системы национальной безопасности, однако в данный период, вплоть до 1997 года говорить о наличии какого-то четко структурированного завершенного плана, в сфере обеспечения национальной безопасности, нельзя.

17 декабря 1997 года, Указом Президента РФ № 1300 была принята «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»[10]. Именно с момента принятия данной концепции принято говорить о нормативном закреплении целей и приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основными целями и приоритетами по рассматриваемой концепции, были цели и приоритеты в области экономического развития государства, так как реализация иных целей и приоритетов возможна только при наличии многоотраслевого высокотехнологичного производства, которое обеспечит ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами. В документе устанавливается так называемая «стержневая цель – доведение уровня экономического развития государства до такой степени, когда можно обеспечить всем гражданам достойные условия жизни, а бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Важное внимание уделяется цели социального обеспечения ветеранов, инвалидов и пенсионеров, и доступности образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг для всего населения[11].

Концепция национальной безопасности 1997 года определила цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности во внешнеэкономической сфере - установлении таких внешнеэкономических связей, которые обеспечили бы реализацию интересов российских предприятий и производителей, а, соответственно, привели бы и к экономическому росту всей страны. Однако, 90-е годы, к сожалению, были таким временем, когда внешнеэкономическая деятельность велась не в интересах России. Глубокий экономический кризис и застойные явления на производствах говорят сами за себя.

Во внутриполитической сфере цели и приоритеты системы обеспечения национальной безопасности состояли в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма. Обеспечить реализацию этих целей призвано проведение такой государственной национальной политики, которая бы согласовывала интересы населяющих страну народов и стимулировала их к всестороннему сотрудничеству. На фоне нестабильной ситуации на Кавказе и Чеченской войны это должно было обеспечить внутриполитическую стабильность Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Следует подчеркнуть тот факт, что очень подробно в рассматриваемой концепции были описаны цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности, посредством борьбы с преступностью и коррупцией. Президент призывал все общество объединить усилия с государством в этой борьбе, и направить их на воспитание законопослушных граждан и построение превентивной системы борьбы с преступностью и коррупцией.

Что касается целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности России на международной арене, они заключаются в проведении активной внешней политики в направлении упрочения позиций. Сюда входит и обеспечение нерушимости границ и территориальной целостности государства, защита конституционного строя страны, развитие равноправных партнерских отношений с другими странами мира и региона с целью укрепления глобальной и региональной безопасности и создания благоприятных условий для участия России в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве. Приоритеты государственной политики обеспечения национальной безопасности, в международной сфере, включали в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом (что было особенно важно в виду участившихся случаев национальной нетерпимости к русским в бывших республиках СССР).

В рассматриваемой концепции отмечается неудовлетворительное состояние военных структур и намечаются определенные цели, достижение которых призвано изменить и возродить военное превосходство. Упоминается цель обеспечения информационной безопасности страны.

Неотъемлемым условием реализации целей обеспечения национальной безопасности, рассматриваемый документ определяет возможность решать внутриполитические, экономические и социальные задачи самостоятельно, вне зависимости от мнения иностранных государств и организаций, а также обеспечение общественно-политической стабильности в стране путем поддержания уровня жизни.

Несмотря на то, что принятие рассматриваемой концепции являлось для того времени существенным шагом вперед, все же данная концепция содержала в себе ряд недостатков, в том числе и в сфере определения целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Главным недостатком, как отмечают ученые того времени, явилось то, что в концепции отсутствовало четкое определение национальной идеи, что стояло во главе многих тогдашних социальных бед России включая затянувшийся экономический кризис, коррупцию, террор Кавказа. Отсутствие единой национальной идеи безусловно сказывалось и на реализации целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности, т.к. без определенной морально-идеологической подпитки, реализация представленных в концепции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности могло существенно затянуться. После распада Коммунистической партии, после лишения народа тех идей, которые главенствовали на протяжении 70 лет, новой идеи правительством предложено не было. Возможно, именно отсутствием единой идеи можно объяснить низкий уровень патриотизма среди населения страны, а также низкой политической активностью народа, духовный кризис общества. Споры о необходимости национальной идеи продолжались с самого момента создания Российской Федерации[12].

В 1994-1995 годах. была предпринята попытка создания новой идеологической доктрины. Предложенная идеология заключалась в концепции формирования новой политической нации «россиян», включала идею России как великого государства, которое призвано сыграть ведущую роль в заново объединенном сообществе стран постсоветского пространства. В политической практике особое развитие получила теория новой российской нации. После выборов 1996 года Б.Н. Ельцин признал необходимость национальной идеи и выступил с предложением разработки новой единой национальной доктрины. Таким образом, цель создания национальной доктрины было определено как один из необходимых пунктов в обеспечении государственных интересов России.

Таким образом, в заключении можно отметить, что цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы по сути только создавались как самостоятельный элемент системы обеспечения национальной безопасности. В период с 1991 года по 2000 годы наше государство находилось в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе, вопрос стоял скорее о выживании, о сохранении государства как такового, преодоления негативных тенденций в экономике и постепенное разрешение скопившихся социальных проблем. Именно это обусловило цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.