Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и cредства обучения

Звучит фоном заколдованно-завораживающая музыка

Звучит музыка из фильма «Вечер накануне Ивана Купала».

Сценарий эпизода.

(Артисты, ранее работавшие на площадках. быстрым шагом идут в глубь сцены, где смонтированы кулисы, обрамленные черной плотной тканью.)

Все: НАЧАЛОСЬ, НАЧАЛОСЬ.

На сцене появляется Баба-Яга в образе красивой девушки с длинными распущенными волосами.

Поет песню (акапельно): «ВЫ, ЦВЕТЫ ЛИ МОИ, ЦВЕТИКИ».

(В это время на сцене группа девушек исполняет хореографический номер, в ходе которого заплетают косы Бабе – Яге (здесь девушке).)

Появление нечисти.

Танец нечисти: «ШАБАШ С БАБОЙ-ЯГОЙ».

(Во время танца накидывается черная ткань на девушек, которая протягиваясь через всю сцену, убирается во внутрь сцены. Перед зрителем появляется образ страшной старой уродливой Бабы-Яги.)

Баба-Яга: около полуночи из листьев папоротника появится почка, которая, поднимется высоко, высоко, и разорвется с треском, и взорам предстанет ярко-огненный цветок, который исполняет любые желания.

Если папоротник будет моим, на века останусь я красавицей…

(За сценой идут звуки начинающегося народного гулянья. Нечисть, испугавшись, сползает со сцены и прячутся во внутрь.)

 

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечиваю-щих усвоение учебного материала.

 

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации. Поэтому в педагогической науке нет единого под-хода к выделению методов обучения

 

Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод,, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др. Этот список далеко не полон.

 

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с кни-гой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др. При этом важно пом-нить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объёме. Хороших результатов в обуче-нии можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

 

Эффективность методов обучения в той или иной педагогической ситуации зависит от конкретных целей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

 

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

• цели образования, воспитания и развития учащихся;

• особенности содержания изучаемого материала;

• особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

• время, отводимое на изучение того или иного материала;

• уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

• уровень педагогического мастерства учителя;

• материально-технические условия обучения.

 

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т.е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокуп-ность определённых приёмов и средств.

 

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы ме-тодов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д.

 

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

 

ин и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

 

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отра-жающую самостоятельно изучаемый ими материала).

 

Методы обучения вырабатываются в опыте многих педагогов и совершенствуются десятилетиями. Многие из современных методов появились много веков назад. Например, рассказ и упражнение были известны уже в школах Древнего мира, а в Древней Греции Сократ усовершенствовал метод беседы и стал применять его для развития мышления и активизации познавательного интереса учеников. В отличие от методов, приёмы могут создаваться в опыте отдельно взятого учителя, определяя уникальность его индивидуального педагогического стиля.

 

Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, по-этому приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный, исчерпывающий список всех дидактических приёмов. На рис. 4.6. представлены лишь некоторые группы приёмов обучения.

Классификация методов обучения

 

Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения. Сегодня существует достаточно много классифи-каций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не являет-ся общепризнанной. Наиболее распространены классификации по источнику обу-чения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе), по характеру познавательной дея-тельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), а также полинарная (по несколь-ким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.

 

В классификации методов по источнику обучения выделяются три группы мето-дов обучения:

1) словесные (источником обучения является слово, речь): рассказ, бе-седа, лекция, работа с книгой;

2) наглядные (источник обучения – наглядные средства, демонстрируе-мые педагогом): демонстрации опытов, натуральных объектов, образ-цов деятельности и т. д.;

3) практические (источник обучения – практическая деятельность): прак-тические и лабораторные работы, выполнение упражнений, решение задач, моделирование объектов.

 

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся включает следующие методы:

1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); суть этого метода заключается в том, что учитель объясняет, органи-зует восприятие учебного материала различными способами, а учащи-еся воспринимают, осмысливают, запоминают;

2) репродуктивный: учитель объясняет, а ученики осмысливают, запоми-нают, воспроизводят, многократно повторяют учебные материал;

3) метод проблемного изложения: учитель объясняет учебный материал как решение проблемы: сам ставит проблему и решает её; учащиеся следят за действиями и ходом мысли учителя, получают образец рас-суждений для самостоятельного решения проблем;

4) частично-поисковый (эвристический): учитель объясняет и организу-ет поиск новых знаний, ученики самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи под руководством учителя;

5) исследовательский: учитель формулирует проблему (иногда вместе с учащимися), в процессе решения проблемы помогает лишь в затруд-нительных случаях или наблюдает за деятельностью учащихся, фик-сируя их успехи и не-удачи; учащиеся самостоятельно решают пробле-му.

Нетрудно заметить, что методы располагаются в порядке возрастания самостоя-тельности и активности учащихся: при использовании первых двух методов знания преподносятся ученику в готовом виде. Два последних предполагают, что знания добываются учеником самостоятельно. Метод проблемного изложения в этом смысле можно рассматривать как переходный, подготавливающий учеников к са-мостоятельным познавательным действиям.

 

В классификации Ю.К. Бабанского методы обучения подразделяются на…

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной дея-тельности:

- по источнику обучения: словесные, наглядные, практиче-ские;

- по логике обучения: индуктивные (обучение строится от частных фактов к выявлению общих правил и закономер-ностей) и дедуктивные (от общих законов и правил – к распознаванию и объяснению частных случаев этих зако-нов и правил);

- по мышлению: репродуктивные (воспроизводящие, осно-ванные на запоминании учебного материала) и проблем-но-поисковые (связанные с добыванием знаний самим учеником);

- по управлению: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной работы учащихся;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной дея-тельности:

- методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

- методы стимулирования и мотивации долга и ответствен-ности в уче-нии;

3) методы контроля и самоконтроля:

- методы устного контроля и самоконтроля: фронтальный или индивиду-альный опрос, рассказ ученика, чтение тек-ста, объяснение схемы и т.д.;

- методы письменного контроля и самоконтроля: контрольная работа, реферат, изложение, сочинение, диктант и др.;

- лабораторно-практический (практические и лабораторные работы) и машинный (с помощью специальной техники, например, выполнение теста на компьютере) контроль и самоконтроль.

Средства обучения

 

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т. д.

 

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инстру-ментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учеб-ном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, нагляд-ные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

 

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими сред-ствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модально-сти (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информа-ции происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

 

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими сред-ствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модально-сти (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информа-ции происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тре-нажёры и универсальные.

 

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

 

- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные ра-бочие тетради, словари, справочники;

 

- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

 

- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, раз-личные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

 

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записываю-щая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнито-фон,CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

 

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

 

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффек-тивной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относится, например, лингафонное оборудование, компью-терные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

 

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сете-вые ин-формационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интер-нет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообра-зию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визу-альное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный ком-пьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами дела-ют компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограниче-ния доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электрон-ных библиотек и образовательных порталов, на ка-чественно новом уровне органи-зовать дистанционное обучение.

 

Наряду с описанных выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются

- технические средства обучения (ТСО);

- учебно-наглядные средства (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

- раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначен-ные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минера-лов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисун-ка; карточки с индивидуальными заданиями);

 

- дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

- учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

- учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется спе-циально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учеб-ном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

• компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);

• адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить со-держание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);

• информативную (средства обучения либо являются непосредствен-ным источником информации (учебник, учебный видеофильм и т. д.), либо спо-собствуют передаче информации (классная доска, проекци-онная аппаратура, лабораторное оборудование и т. д.);

• интегративную (использование средств обучения позволяет рассмат-ривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики примене-ние учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать дей-ствие этого закона, понять его значение и т.д.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режиссерская экспликация | Методические рекомендации по изучению тем программы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.