Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационная (практическая) часть




Ответ на теоретическое задание

Текст теоретического задания

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Микроэкономика (продвинутый уровень)

Номер варианта контрольной работы: 7

Наименование направления (специальности, профиля подготовки): Экономика, Банки и банковская деятельность

Ф.И.О студента: Овсянникова Юлия Александровна

Номер группы: мБД61

Номер зачетной книжки: 163807

Дата регистрации контрольной работы кафедрой: «___» _________20___г.

Проверила: Руди Людмила Юрьевна

 

Оценочное заключение:

 

Новосибирск 2016

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

1.1 Текст теоретического задания 3

1.2 Ответ на теоретическое задание 3

2. СИТУАЦИОННАЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ 8

2.1 Текст ситуационной (практической) задачи 8

2.2 Решение ситуационной (практической) задачи 8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

 

 

 

Проблемы асимметрии информации современной экономики: роль государства в их решении.

В экономическом мире информация является благом – товаром, производство которого требует издержек. Получение информации связано с определенными затратами ресурсов, и сама информация поэтому является ограниченной. В сложном мире, которым является современная экономическая система, информация не всегда бывает надежной. Быстрое изменение экономической среды ведет к устареванию информации. Кроме того, экономические агенты не в состоянии запомнить и переработать весь объем встречающейся им информации. Они вынуждены отбирать для хранения только наиболее важную информацию. Часть совокупной информации вынужденно теряется. Сложность информационного производства и продукта приводит к тому, что у некоторых участников рыночного процесса недостаточно знаний и навыков для адекватной переработки имеющейся информации. К этому надо добавить стратегическое поведение фирм: многие компании создают информационный «шум» с целью укрепления собственной рыночной власти.

Размах информационных проблем обычных людей показывают многие исследования. Например, анализ покупательского поведения в США показал, что 10% индивидов вообще не смотрят на ярлыки при покупке товаров и услуг, 22% опрошенных не понимают, что написано на ярлыках, а от 20 до 30% покупателей даже не обращают внимание на цену товара.

Все это приводит к формированию асимметрии – ситуации, когда одни участники трансакций знают больше о предмете сделки, чем другие.

Симметричное распределение информации между продавцами и покупателями, т.е. такое распределение, при котором те и другие обладают одинаково полной информацией, свойственно модели совершенной конкуренции. В реальности имеет место асимметричное распределение информации, когда продавцы или покупатели скрывают свои истинные знания с целью получения некоторых преимуществ. Экономический агент, владеющий ключевой информацией, может выбрать такой тип поведения, который выгоден именно данному участнику рынка и может нанести ущерб прочим сторонам. Например, продавец арбузов не станет информировать покупателей о том, что эти арбузы были выращены в неблагоприятных экологических условиях, что сказалось на вкусовых качествах и других характеристиках продукции. В качестве другого примера можно рассмотреть прием на работу нового сотрудника. Для успешной работы предприятия важны работоспособность и квалификация работников. Однако работодателю зачастую трудно определить ценность потенциального работника. Напротив, работник хорошо знает свои сильные и слабые стороны, но заинтересован скрывать свои недостатки.

Асимметричное распределение информации приводит к неопределенности, которая мешает эффективно использовать ресурсы.

В качестве примеров рынков с асимметричной информацией можно привести рынки подержанных автомобилей, страховых услуг, кредита и т.д.

Существует два типа асимметрии информации:

1. Скрытые характеристики – одна из сторон рыночной сделки обладает более полной информацией, чем другая;

2. Скрытые действия – участник рыночной сделки, обладающий более полной информацией, может предпринимать действия, о которых не знает менее информированный участник. Это создает возможность и стимулы к безответственному поведению другой стороны и моральному риску первого агента.

Асимметрия информации порождает ряд проблем. Одной из таких проблем является неблагоприятный отбор.

Неблагоприятный отбор – ситуация, когда на рынке осуществляются покупки худших по качеству товаров, услуг и ресурсов или выбирается клиент, затраты на обслуживание которого будут не минимальными.

Неблагоприятный отбор возникает тогда, когда покупатели неспособны дифференцировать продавцов, предлагающих товары и услуги различного качества, или когда продавцы не могут дифференцировать своих клиентов по затратам, необходимым на их обслуживание.

Случай, когда продавец обладает большей информацией, чем покупатель, принято называть рынком «лимонов» по названию модели Дж. А. Акерлофа, который рассматривал функционирование рынка подержанных автомобилей. На таком рынке предлагаются автомобили как хорошего, так и плохого качества. Продавцы автомобилей точно знают качество своих автомобилей. Напротив, покупатели не могут оценить качество машин. Даже если они воспользуются помощью специалиста, который проведет диагностику подержанного автомобиля, продавец по-прежнему будет обладать более полной информацией, так как он знает все скрытые дефекты, нюансы эксплуатации и т.д. Продавцы хороших автомобилей не в состоянии донести до покупателей информацию о том, что предлагаемые ими автомобили действительно качественные, поскольку любой продавец будет утверждать, что его продукцию характеризует высокое качество. Следовательно, покупателям приходится ориентироваться на некое среднее качество. Поэтому они готовы заплатить цену, которая соответствует этому среднему качеству. Однако эта цена оказывается для продавцов хороших автомобилей слишком низкой, и они вынуждены покидать рынок. В результате на рынке остаются только продавцы плохих автомобилей.

Если бы продавцы и покупатели были бы одинаково плохо осведомлены о качестве предлагаемой продукции, то имела бы место неполная информация, которая вела бы к неопределенности. В этом случае продавцы также ориентировались бы на среднее качество.

Для рынка, когда покупатель обладает большей информацией, чем продавец, наиболее типичным примером является рынок страховых услуг.

Предположим, страховая компания занимается страхованием квартир и использует статистические данные, согласно которым любая квартира в городе может быть в течение года ограблена с вероятностью 0,01. В этом случае годовой страховой взнос составит 0,01 от стоимости квартиры. Предположим дальше, что в одном из районов города успешно орудует организованная банда квартирных воров, в результате чего там установилась вероятность ограбления квартиры 0,05. Жители данного района, осведомленные о таких нюансах, будут стремиться застраховать свое имущество по низкой ставке 0,01. Однако такие действия приведут к убыткам для страховой компании, так как с каждой сотни застрахованных квартир она соберет страховых взносов на сумму, равную стоимости одной квартиры, а выплатить должна будет в среднем сумму, равную стоимости пяти квартир.

Преодоление асимметрии информации.

Существуют следующие виды преодоления асимметрии информации:

1. Сертификаты качества и другие документы, подтверждающие высокое качество товаров.

2. Аттестаты, письменные рекомендации, дипломы и другие документы, подтверждающие профессиональные качества устраивающегося на работу человека.

3. Использование отзывов тех, кто уже взаимодействовал с данным контрагентом, пользовался данным благом и т.д.

4. Гарантии (гарантийные сроки) и поручительства. Если продавец (производитель) обязуется в течение определенного срока устранять все выявленные недостатки товара, то это выступает сигналом для покупателей.

5. Социальное страхование. Данный метод позволяет получать страховые услуги на тех рынках, где частные компании будут неэффективны. Например, страхование на случай безработицы частные компании не могут взять на себя, так как в данном случае велик моральный риск (люди меньше боятся потерять работу, когда знают, что смогут рассчитывать на пособие по безработице), а случаи потери работы нельзя считать не связанными друг с другом (например, циклическая безработица).

Роль государства состоит в преодолении информационной асимметрии путем создания законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей информационную прозрачность в деятельности предприятий и организаций, формирования единой информационной структуры, регулирования управления системы лицензирования, квалификационных тестов контроля, в преследовании мошенничества, лживой рекламы.

Также в каждом сегменте деятельности, которому присуща асимметрия информации могут быть установлены свои правила. Например, для борьбы с этой проблемой на рынке труда в Трудовом кодексе должны быть прописаны специальные статьи, закрепляющие право всех субъектов рынка труда на получение полной информации, необходимой для заключения трудового договора и статьи, предусматривающие меры ответственности за предоставление ложных сведений или предоставление неполной информации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.