Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Сущность факторного анализа. Понятие фактора

Национальная безопасность это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, обусловлено определенными условиями и факторами. Факторный анализ является институтом исследования проблем национальной безопасности, позволяющим расчетным путем вычленить и изучить относительно независимые аспекты явлений, что способствует лучшему достижению целей и решению поставленных задач.

Следует заметить, что понятия «условие» и «фактор» близки по своему значению, но не тождественны. «Условие» - обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; «условие – то, от чего зависит нечто другое. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы.(К примеру, географическая среда, количественный и качественный состав населения; материальные и духовные силы общества). «Фактор» - момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении; «фактор – это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельных его черт».

Система национальной безопасности как социальная система развивается и функционирует под воздействием определенного набора факторов. Большинство факторов взаимосвязано, обладает качеством системности и оказывает комплексное воздействие на сферу национальной безопасности. По своему проявлению, источнику зарождения и направленности действия факторы дифференцируют на объективные и субъективные, внешние и внутренние, основные и второстепенные, реальные и потенциальные и др. Понятие фактора тесно связано с категорией угрозы национальной безопасности, которая определена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации как «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства». В.Л. Манилов определяет угрозу как «фактор обстановки, способный отрицательно воздействовать на национальные ценности и национальные интересы страны, жизненно важные интересы личности и общества». Такими факторами, приносящими ущерб по степени возрастания возможности нанесения реального ущерба, являются риск, вызов, опасность, угроза.

Раскрытие содержания и значимости факторов, влияющих на обеспечение национальной безопасности, предполагает необходимость рассмотрения источников угроз. Существует определенная точка зрения, которая отождествляет источники угроз с различными субъектами общественных отношений (государственными органами, должностными лицами, политическими и общественными организациями, отдельными физическими лицами). Например, в ходе социологического опроса было отмечено высокое единство взглядов респондентов относительно определенных субъектов угроз национальной безопасности России (государственная власть, криминальный мир, олигархи). Понятно, что такая позиция существенно сужает круг источников, поскольку необходимо понимание источников не в смысле их носителей, а в качестве причин. Рассматривая концептуальные источники безопасности, С.В.Степашин подчеркивает, что угроза и опасность зависят от интересов различных групп населения, институтов общества и государства и конкретно появляющихся во всех сферах жизни общества: политической, военной, экономической, экологической и иной.

Вопрос 2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние национальной безопасности Российской Федерации.

К системе факторов, влияющих на деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности, следует отнести, прежде всего, виды угроз национальной безопасности. В соответствии с внутренними и внешними источниками опасности объектам безопасности факторы, влияющие на состояние национальной безопасности Российской Федерации, дифференцируются на внешние и внутренние.

К внешним факторам можно отнести: изменения в соотношении сил в мировом геополитическом пространстве; глобализацию или возрастающую взаимозависимость стран и народов во всех сферах материальной и духовной жизни; активизацию процессов интеграции в экономической, политической и военной сферах; обострение внутренних проблем, порождаемых межэтническими и религиозными противоречиями.

Разумеется, организационное построение системы обеспечения национальной безопасности России невозможно без информации о совокупной среде безопасности на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Для реализации мероприятий по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства крайне необходимо иметь объективные сведения о среде безопасности, а также о ее качественных и количественных характеристиках. Иначе говоря, мониторинг среды безопасности повысит общий уровень деятельности органов и сил системы обеспечения национальной безопасности при использовании факторного анализа национальной безопасности, выражающего среду безопасности через конкретные показатели безопасности, сведенные в «матрицу». «Матрица» показателей выступает главной информационной базой системы обеспечения национальной безопасности на любом уровне, построение которой в каждой сфере жизнедеятельности на основе экспертных оценок и эмпирической информации представляет собой трудоемкий процесс.

Например, такой вид национальной безопасности, как экономическую безопасность можно охарактеризовать через определенные пороговые показатели, выход за пределы которых означает появление реальных угроз. Пороговыми показателями могли бы служить: доля расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов госбюджета (допустимое пороговое значение -20%); уровень инфляции за прошедший год; объем валового внутреннего продукта; доля инвестиций в ВВП (25%); показатель удельного веса россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении страны (25%); соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения страны; уровень безработицы в стране и др.

Однако в значительной степени на уровень национальной безопасности, состояние жизненно важных интересов личности, общества, государства и характер угроз этим интересам оказывают внутренние факторы. В настоящее время существенно изменилось геополитическое положение Российской Федерации. Размеры и освоенность территории страны, протяженность и состояние государственных границ, характер отношений с сопредельными странами, геостратегическая инфраструктура составляют группу геополитических факторов внутренней безопасности России. На геополитическое состояние нашей страны неблагоприятное влияние оказывают: демографические факторы, снижение рождаемости, диспропорция в половозрастных характеристиках населения, процессы старения населения, увеличение миграции русских из автономных республик; незащищенность большей части государственной границы и др. Разумеется, национальная безопасность страны зависят от количества и качества населения.

Деятельность всех правоохранительных органов направлена на обеспечение национальной безопасности, предотвращение опасностей и угроз в пределах установленной им компетенции. Коренные перемены, происходящие в России, особенно в правоохранительной сфере, новые политические и экономические реалии, оказывают существенное влияние на состояние правопорядка по его обеспечению. Социально-экономическое положение в России характеризуется ежегодными статистическим данными.

К основным факторам экономического, социального и правового характера, оказавшим в последнее время особое влияние на состояние правопорядка следует отнести:

во-первых, ошибки и просчеты осуществляемых в России реформ, которые способствовали криминализации экономики, резкому социальному расслоению общества, снижению качества жизни значительной части населения при отсутствии действенной системы социальной поддержки малоимущих;

во-вторых, деятельность зарубежных спецслужб, транснациональных преступных сообществ, отдельных политических сил по ослаблению России;

в-третьих, открытость государственных границ России по линии раздела с государствами, составлявшими ранее СССР, которая способствовала проникновению на территорию страны антиобщественных элементов;

в-четвертых, отсутствие достаточно полной законодательной базы правоохранительной деятельности;

в-пятых, недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов в силу отсутствия их координации, оттока профессиональных кадров, низкого профессионализма и исполнительской дисциплины сотрудников, нерешенность проблем правового, материально-технического, финансового, кадрового и социального обеспечения;

в-шестых, коррумпированность в системе, распространенность различного рода злоупотреблений и нарушений законности. Например, серьезной угрозой экономической безопасности России является криминализация хозяйственной деятельности, вызванная ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

Мы согласны с мнением А. А.Прохожева, что обеспечение национальной безопасности определяется как система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия интересов личности, общества и государства и угроз этим интересам как внутренних, так и внешних. Поэтому на состояние оперативной обстановки и тенденцию ее изменения в современных условиях оказывают значительное влияние: политические силы с определенными задачами и способами их достижения; изменения в экономике страны; социальные изменения в обществе; изменения на межнациональном и религиозном уровнях; состояние здоровья населения и тенденции в его структуре; криминализация в обществе и экономике; возникновение вооруженных конфликтов; состояние сил безопасности и другие. Сегодняшняя оперативная обстановка определяется следующими факторами: наличием кризисных явлений в стране; разнообразием угроз для личности, общества и государства; снижением жизненного уровня населения; неопределенностью экономических, социальных ориентиров; ослаблением силовых структур при отсутствии полного правового регулирования их деятельности; наличием противоречий между федеральным центром и регионами и другие.

Факторы и условия, составляющие оперативную обстановку, можно представить как два взаимодействующих и взаимообусловленных блока информации: внешние и внутренние. К внешним условиям и факторам относятся компоненты, характеризующие правопорядок, как объект воздействия системы. Это: географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживаемой территории; установки концептуальной среды, определяющие общие социально-политические задачи, основные направления и характер деятельности государственных и общественных организаций по поддержанию правопорядка, а также состояние и деятельность государственных органов и общественных организаций, взаимодействующих в поддержании правопорядка. Причем при криминологическом подходе к перечисленным факторам добавляются другие факторы: социальные и социально-психологические (ослабление традиционных форм социального контроля над отдельной личностью в связи с урбанизацией, акселерация, алкоголизация и наркотизация населения); организационно-правовые (принятие законов, предусматривающих усиление уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений; принятие актов об амнистии; практика помилования и т.д.).

К внутренним условиям и факторам относятся компоненты, отражающие состояние системы обеспечения национально безопасности, т.е. структуру, штатную численность и укомплектованность личным составом, расстановку сил и средств, техническую оснащенность и т.д., а также деятельность системы по поддержанию правопорядка (раскрываемость преступлений, розыск преступников, выявление правонарушений, их профилактика, административная практика, качество расследования и пр.).

Эти условия и факторы представляют собой как бы «функциональные зоны», в которых концентрируются основные внутренние проблемы эффективности деятельности системы. Можно также дифференцировать эти зоны: во-первых, организация процессов управления, включающая в себя сбор, систематизацию, обобщение, анализ и распределение осведомительной и командной информации; во-вторых, организационные структуры, через которые реализуется компетенция органа внутренних дел, обеспечивается соблюдение принципов разделения труда, управляемость организации; в-третьих, сложившаяся в данном органе внутренних дел совокупность правил и процедур подготовки, прохождения, утверждения и реализации управленческих решений, в обобщенном; в-четвертых, социальное наполнение организации, кадровое обеспечение ее функционирования; в-пятых, материально-ресурсное обеспечение функционирования организации.

Кроме того, оперативная обстановка может быть стабильной и нестабильной. С точки зрения обеспечения национальной безопасности, стабильной оперативную обстановку следует считать, если сохраняется баланс национальных интересов. Нестабильная оперативная обстановка имеет место при обострении противоречий в различных сферах жизнедеятельности, приводящая к дисбалансу жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Следовательно, при исследовании внешней среды ее необходимо ограничивать определенной совокупностью факторов, непосредственно связанных с той или иной социальной деятельностью. Основанием для определения значимости определенных внешних факторов и выделения их для анализа, может быть уровень опасностей и угроз, которые эти факторы могут создавать для социальной организации. В нашем случае это факторы, создающие опасности и угрозы для системы обеспечения национальной безопасности, в общем, и для МВД России, в частности. При этом необходимо учитывать, что опасности и угрозы постоянно изменяются, а перерастание опасностей в угрозы всегда имеют возможность обратного перехода угроз в опасности. При накоплении соответствующего комплекса изменений (снижение уровня риска, утрата субъектом уровня способности нанести ущерб, достижение между сторонами определенного компромисса и др.) явная угроза может обратно трансформироваться в опасность. При этом возвратный процесс не разрешает проблемы угрозы, а лишь откладывает их решение на будущее, к чему должна быть готова система обеспечения национальной безопасности. Следует также иметь в виду, что внутренние угрозы во многом способствуют порождению внешних угроз национальной безопасности, т.к. подрывают, ослабляют государство и провоцируют внешние агрессивные силы, находящиеся в стадии потенциальной опасности. Кроме того, внешние угрозы способны возбудить, катализировать внутренние опасности, способствовать их превращению в угрозы. Так, например, исламский фундаментализм, ваххабизм стал внутренней угрозой России благодаря активной поддержке со стороны исламского фундаментализма других стран.

На основе анализа научной литературы факторы можно классифицировать следующим образом: политические, юридические, экономические, техногенные, социально-культурные, преступность и правонарушения. При всей своей неоднозначности оценок, происходящих в России перемен, можно практически безусловно, констатировать определенную политическую стабильность как в сфере собственно политических институтов России, так и в отношении к ним общества. Тем не менее, правоохранительные органы «чувствительны» к действию политических факторов, поскольку идеологически и организационно непосредственно ориентированы на поддержание существующей политической системы. Влияние политических факторов на деятельность органов внутренних дел проявляется через политико-правовые идеи, которые формируют политическую и правовую системы, определяют правовую политику и методы ее реализации; отдельные направления подсистемы правовой политики (уголовная, криминологическая, пенитенциарная политика).

Основным фактором воздействия на функционирование системы является преступность. При этом некоторыми авторами рассматриваются прямое и косвенное воздействие преступности. Прямое воздействие преступности на систему связано с количеством регистрируемых преступлений, особенно тяжких; совершенствованием способов их совершения и сокрытия; организованным характером преступности. Это в свою очередь влечет за собой повышение интенсивности работы сотрудников, а также степени риска при пресечении преступлений и задержании преступников. Косвенное влияние преступности может выражаться в деморализации сотрудников и коррупции.

В заключение подчеркнем, что: во-первых, нет ни одного фактора, который однозначно определил бы динамику роста преступности, т.е наибольший эффект дает не конкретный фактор, а неблагоприятное сочетание нескольких факторов; во-вторых, факторы детерминируют преступность, проходят через личность, т.е. для конкретной личности характерны конкретные факторы противоправного действия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендації щодо організації дослідів в еколого-дослідницькому центрі із дошкільниками | Психологические механизмы воздействия на потребителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.