Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки к экзамену 1 страница




Вариант

Вариант

Вариант

Ответ

Решение

Ответ

Решение

Ответ

Решение

Наследование по типу множественных аллелей

Я отказываюсь от выпуска, получения и использования электронного паспорта по религиозным убеждениям.

Я не желаю быть электронным рабом. Это моя воля. Это воля всех народов, живущих в России.

Ответ на заявление прошу направить в мой адрес согласно ФЗот 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

С уважением,

_______________/_________________________/ «___»______201__ г.

 

 

На законном основании по моему личному требованию прошу выслать мне обратно одну копию моего заявления с Вашими печатями и подписями, подтверждающими, что мой отказ принят и все мои требования выполнены.

 

 

По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0

Группа Генотип
I (0) j0j0
II (A) JAJA, JAJ0
III (B) JBJB, JBJ0
IV (AB) JAJB

 

Задача 3-10

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

  1. Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
  2. Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

У родителей II и III группы крови.

Задача 3-11

У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?

Задача 3-12

Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?

Задача 3-13

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

Первая пара родителей

У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:

Р ♀JAj0 II группа × ♂j0j0 I группа или ♀JAJA II группа × ♂j0j0 I группа
гаметы      
F1 JAj0 II группа   j0j0 I группа   JAj0 II группа

Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.

Вторая пара родителей

У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:

Р ♀JAJA II группа × ♂JAJB IV группа или ♀JAj0 II группа × ♂JAJB IV группа
гаметы      
F1 JAJA II группа   JAJB IV группа   JAJA JAJB II группа IV группа   JAj0 JBj0 II группа III группа

Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).

Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.

Задача 3-14

Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

  1. Генотип женщины – JBJB или JBj0.
  2. Генотип мужчины – j0j0.

В этом случае возможны два варианта:

Р ♀JBJB III группа × ♂j0j0 I группа или ♀JBj0 III группа × ♂j0j0 I группа
гаметы      
F1 JBj0 III группа   JBj0 III группа   j0j0 I группа

Суд вынесет следующее решение: мужчина может являться отцом ребенка, так же, как и любой другой человек с такой же группой крови.

Задача 3-15

В каких случаях судебная экспертиза может дать однозначный ответ об отцовстве ребенка?

Ответы и решения к задачам главы III «Взаимодействие аллельных генов»

 

3-1. 50% растений будут иметь красные плоды, 50% – розовые плоды.

3-2. Скрещивались растения с генотипом Аа (розовые цветы) и с генотипом аа (белые цветы).

3-3. 25% растений будут иметь нормальную форму чашечки, 25% – листовидную, 50% – промежуточную.

3-4. а) В потомстве будет 25% белых, 50% кохинуровых и 25% темных норок.
б) В потомстве будет 50% белых и 50% кохинуровых норок.

3-5. Ни один из признаков не доминирует. Наследование осуществляется по кодоминантному типу.

3-6. При скрещивании растения с темными пятнистыми семенами с растением без пятен (обе формы гомозиготны) все потомство будет единообразно и будет иметь светлые пятнистые семена.

3-7. Чалые коровы, имеющиеся у фермера, гетерозиготны по условию задачи. Анализ трех вариантов скрещивания (RR×Rr; Rr'×rr и Rr×Rr) показывает, что в любом случае получится 50% чалых особей. Поэтому он может купить быка любой масти.

3-8. Наследование осуществляется по типу неполного доминирования. Получится 50% растений с овальными и 50% – с круглыми корнеплодами.

3-9. 1) В потомстве розовых особей наблюдается расщепление, следовательно, скрещивались гетерозиготы.
2) В F1 имеется три класса фенотипов в пропорции 1:2:1, то есть расщепление по фенотипу и генотипу совпадает, как это имеет место при неполном доминировании.

3-10. У родителей II и III группы крови.

3-11. Не может. При данном браке у ребенка может быть или вторая (JAj0), или третья (JBj0) группа крови.

3-12. Задача имеет четыре варианта решения. У ребенка может быть любая группа крови.

3-13. Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.

3-14. Суд вынесет следующее решение: мужчина может являться отцом ребенка, так же, как и любой другой человек с такой же группой крови.

3-15. Задача имеет много вариантов решения. Приводятся некоторые из них:
1) У двух родителей с I группой крови может быть ребенок только с I группой.
2) От брака человека с IV группой крови с лицом, имеющим любую группу, не может родиться ребенок с I группой.
3) От брака людей, имеющих I и II группы крови, не может родиться ребенок с III или IV группами крови.

3-16. Возможные генотипы кролика дикого типа – СС, СС' или СС". Для выяснения его генотипа надо провести серию скрещиваний с особями, имеющими максимально рецессивный генотип. Таковыми являются кролики-альбиносы (C"C"). Тогда:

Схемы скрещивания:

 

 

Р ♀CC дикая окраска × ♂C"C" альбинос
гаметы  
F1 CC" дикая окраска 100%

 

 

Р ♀CC' дикая окраска × ♂C"C" альбинос
гаметы  
F1 CC" дикая окраска 50%   C'C" гималайская окраска 50%

 

 

Р ♀CC" дикая окраска × ♂C"C" альбинос
гаметы  
F1 CC" дикая окраска 50%   C'C" альбинос 50%

3-17. Генотип родителей – C'C".

3-18. У этой пары животных возможно рождение котят дикого типа (50%), сиамских (25%) и альбиносов (25%

 

Урок для 10 классов.

Тема: Решение генетических задач на определение группы крови.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Методы, используемые на уроке: проблемные, частично-поисковые.

Цель урока: закрепление навыков решения генетических задач на жизненных примерах.
Задачи урока:
- проследить на исторических примерах особенности переливания крови и совместимость групп;

- продолжить углубление знаний основных понятий генетики;
- решение генетических задач на определение группы крови;
- изучение возможностей применения знаний о группе крови в будущей жизни.

Ход урока:

1) Рассказ учителя.

Опорные точки объяснения.

1. Резус фактор.

2. Группа крови человека.

3. Агглютинация.

Вопрос: Почему Карл II не имел детей в законном браке с Екатериной Браганской?

Хотя у него было 16 признанных незаконнорожденных детей?

Резус-фактор:

• Антиген, содержащийся в эритроцитах человека, впервые обнаружен у обезьян макака-резус. По химической природе это липопротеид, передающийся по наследству и не изменяющийся в течение жизни. У 85% людей кровь резус - положительна (содержит резус-фактор), у

• 15% - резус – отрицательна. При резус-конфликтной беременности (мать резус – отрицательная, плод резус – положительный или наоборот) могут возникнуть осложнения. Различие резус - систем учитывается при переливании крови, поскольку эритроциты донора разрушаются образующимися антителами реципиента (иммунная защита).

Группа крови человека:

Группа Агглютиноген в эритроцитах Агглютинин в плазме крови
I(0) нет α или β
II(А) А β
III(В) В α
IV(АВ) АВ нет

 

Фенотип Генотип
I группа (00) Ι0 Ι0
II группа (АА, А0) ΙА ΙА, ΙА Ι0
III группа (ВВ,В0) ΙВ ΙВ, ΙВ Ι0
IV группа (АВ) ΙА ΙВ

 

Агглютинация:

Склеивание эритроцитов (агглютинация) обусловлено присутствием на эритроцитах донора вещества – агглютиногена (А или В), а в плазме крови реципиента – склеивающего вещества – агглютинина (α или β). При этом склеивание происходит в том случае, если встречаются агглютиноген А с агглютинином α и агглютиноген В с агглютинином β.

Задания по генетике на ЕГЭ по биологии. Задача С6.

Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6 основных типов. Первые два — на определение числа типов гамет и моногибридное скрещивание — встречаются чаще всего в части А экзамена (вопросы А7, А8 и А30).

Задачи типов 3, 4 и 5 посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом. Такие задачи составляют большинство вопросов С6 в ЕГЭ.

Шестой тип задач — смешанный. В них рассматривается наследование двух пар признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы крови человека), а гены второй пары признаков расположены в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным для абитуриентов.

В этой статье изложены теоретические основы генетики, необходимые для успешной подготовки к заданию С6, а также рассмотрены решения задач всех типов и приведены примеры для самостоятельной работы.

Основные термины генетики

Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.

Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.

Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.

Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.

Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.

Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.

Фенотип — совокупность всех признаков организма.

Законы Г. Менделя

Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов

Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:

— желтая окраска семян
— зеленая окраска семян

(родители)
(гаметы)
(первое поколение) (все растения имели желтые семена)

Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу.

Второй закон Менделя — закон расщепления

Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено .

( растений имеют доминантный признак, — рецессивный)

Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении , а по генотипу — .

Третий закон Менделя — закон независимого наследования

Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.

В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой — зеленые и морщинистые.

— желтая окраска семян, — зеленая окраска семян,
— гладкая форма, — морщинистая форма.

(желтые гладкие).

Затем Мендель из семян вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения.

Для записи и определения генотипов используется решетка Пеннета
Гаметы

В произошло расщепление на фенотипических класса в соотношении . всех семян имели оба доминантных признака (желтые и гладкие), — первый доминантный и второй рецессивный (желтые и морщинистые), — первый рецессивный и второй доминантный (зеленые и гладкие), — оба рецессивных признака (зеленые и морщинистые).

При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В частей желтых семян и части зеленых семян, т.е. соотношение . Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).

Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.

Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

Закон (гипотеза) «чистоты» гамет

При анализе признаков гибридов первого и второго поколений Мендель установил, что рецессивный ген не исчезает и не смешивается с доминантным. В проявляются оба гена, что возможно только в том случае, если гибриды образуют два типа гамет: одни несут доминантный ген, другие — рецессивный. Это явление и получило название гипотезы чистоты гамет: каждая гамета несет только один ген из каждой аллельной пары. Гипотеза чистоты гамет была доказана после изучения процессов, происходящих в мейозе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.