Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты вычисления биоритмов у мужчин на декабрь 2015 года




Введение

 

Человек, как сложное биосоциальное существо, является неотъемлемой частью огромной природной системы, которая объединяет не только всех живых существ, но и всю Землю – наш общий дом. Во все времена люди в той или иной степени представляли, насколько серьёзно они зависят от окружающей среды, от естественных природных процессов, но редко стремились синхронизировать свою жизнь с явлениями и закономерностями, царящими в этой глобальной системе, - человеческое общество обособилось от природы, поверило в свою автономность и независимость.

Планируя распорядок дня или составляя график выполнения дел, люди всё чаще ориентируются, прежде всего, на своё рабочее расписание, семейные нужды, установленные социальные требования или вовсе на собственные сиюминутные желания, между тем как биологическая составляющая человека является ничуть не менее важной, чем социальная.

Отсутствие строгого режима питания и сна, беспорядочная смена периодов работы и отдыха, приоритет успехов в карьере и завоевании более высокого социального статуса над поддержанием собственного здоровья — всё это черты образа жизни современного среднестатистического человека в постиндустриальном обществе XXI столетия.

Между тем, всё большее несовпадение распорядка дня с естественными биологическими ритмами человеческого тела постепенно привело к тому, что наш организм теперь сам автоматически пытается следовать биологическим ритмам через механизмы внепланового сна или чувства голода в моменты большого перерыва между приёмами пищи. Со временем эта борьба организма за гармоничное существование приводит к его усталости, изношенности внутренних органов, ослаблению иммунной системы и общей сопротивляемости человека болезням. При нарушении основных правил здорового образа жизни и пренебрежении собственным запасом сил организм начинает давать сбои, а органы и их системы приступают к беспорядочной работе – физиологические ресурсы используются неэффективно, не успевая полностью восстановиться. Вслед за этим неизбежно наступает общее снижение тонуса, работоспособности и устойчивости организма к внешним стрессам и заболеваниям, появляются признаки хронической усталости и отсутствия аппетита, снижается острота зрения, реакция становится слабой и замедленной.

Для того чтобы не допустить развитие ситуации по описанному сценарию, принять меры по профилактике неправильного образа жизни и помочь людям, уже вставшим на неверный путь, необходимо чётко представлять саму сущность биоритмов, их роль и функции в жизни человека, а также влияние биоритмов на процессы физической и умственной деятельности индивида, что обуславливает чрезвычайную актуальность выбранной темы.

Целью данной исследовательской работы является выявление механизмов практического применения теории биоритмов в жизнедеятельности человека и, как следствие, поиск оптимальных путей повышения эффективности процесса обучения студентов в ВУЗе.

Основные задачи работы: дать определение понятию «биоритмы» и привести важнейшие сущностные характеристики биоритмов, представить различные варианты их классификации в зависимости от признака, лежащего в основе выделения, распределить людей по группам, согласно их хронотипу, оптимизировать режим дня и образ жизни студентов для достижения максимально эффективных показателей физической и умственной деятельности.

Значимость проведённого исследования определена теми практическими рекомендациями и выводами, которые предлагаются студентам-участникам статистического опроса.

 

 

Глава 1. Понятие биоритмов и их функции


В 1632 году английский естествоиспытатель Джон Врен в своем «Трактате о травах» впервые описал дневные циклы течения тканевых жидкостей в организме человека, которые он, следуя принятой терминологии Аристотеля, назвал «гуморы» (от лат. «humor» - жидкость). Современная медицина никакой связи физиологии с мистическими гуморами не признает, однако, описанные Вреном закономерности смены настроений, интеллектуальных возможностей и физического состояния человека имеют под собой вполне научную основу.

Жизненные ритмы или биоритмы (от греч. «bios» - жизнь) невидимым образом пронизывают всё существование человека, обуславливая его активность и способность адаптироваться по отношению к изменяющимся условиям. То есть биоритмы есть ни что иное, как периодические изменения различных биологических процессов, которые включают в себя всю физическую природу человека. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (частота сердечных сокращений, периодичность дыхания), другие же связаны с приспособлением организма человека или животного к геофизическим циклам — суточным (колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности), приливным (открывание и закрывание раковин у морских моллюсков), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений).

Наука, изучающая роль фактора времени в осуществлении биологических явлений и поведении живых систем, а также условия возникновения и значение биоритмов для живых организмов, получила название биоритмологии. По сути, биоритмологию принято относить к одному из обособившихся в 60-х гг. прошлого века направлений хронобиологии (от греч. «chronos» - время). Именно на стыке биоритмологии и клинической медицины стала активно развиваться хрономедицина, изучающая взаимосвязи биоритмов с течением различных заболеваний и разрабатывающая схемы лечения и профилактики болезней с учетом биоритмов человека.

Сущность биоритмов заключена в их основных характеристиках: 1) периоде — продолжительности одного цикла колебаний того или иного процесса в единицу времени (рис. 1); 2) частоте - количестве периодических процессов в единицу времени; 3) фазе – определённом положении колеблющейся системы в заданный момент времени; 4) амплитуде - размахе колебаний между максимумом и минимумом.

Основные функции биоритмов можно представить в виде четырёх основных положений.

1. Оптимизация процессов жизнедеятельности организма. Цикличность является своего рода базисным правилом поведения всех биосистем - необходимым условием их нормального функционирования. Данный аспект связан с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время, они представляют собой последовательное чередование максимума и минимума в целях экономии биологической энергии в живых организмах, иными словами, высокий уровень активности требует после себя некоторое снижение для достижения отдыха и восстановления. Таким образом, принцип ритмической смены активности, при которой происходит расход энергетических ресурсов, и её торможения для восстановления этих ресурсов, изначально заложен при возникновении любой биологической системы, включая и человека.

 

 

Рис. 1. Значения периодов основных биоритмов человека.

2. Отражение фактора времени. При выполнении этой функции, биоритмы служат в качестве своеобразной формы преобразования шкалы объективного астрономического времени в субъективное биологическое. Основными характеристиками биологического времени как особой формы движущейся материи являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь с физическим временем. Благодаря этому осуществляется временная организация биологических процессов в организме и согласование их с периодами колебаний внешней среды, что обеспечивает адаптацию организма к окружающей среде и тем самым отражает единство живой и неживой природы.

3. Регуляторная функция. Ритмы — это основа рабочего механизма создания функциональных систем в центральной нервной системе. Согласно современным представлениям, создание рабочих механизмов в ЦНС обеспечивается, главным образом, синхронизацией ритмической высокочастотной деятельности составляющих её нервных клеток.

4. Интеграционная функция. С помощью биоритмов происходит объединение всех уровней организации живого организма в единую мегасистему. Интеграция в данном случае реализуется по принципу иерархии: высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне- и низкочастотным уровням более высокого уровня организации. Иначе говоря, высокочастотные биоритмы клеток, тканей и органов подчиняются базовому среднечастотному суточному ритму.

Важнейшую роль биоритмы также играют в инновационных концепциях и разработках современной медицины. Так, в результате хронобиологических исследований были сформулированы практические рекомендации по лечению стоматологических заболеваний. Именно анализ суточных колебаний чувствительности зубов к болевым и холодовым раздражителям позволил прийти к выводу о целесообразности проведения плановых лечебных и профилактических стоматологических процедур в утреннее время. Также стало более доступно применение различных гормонов по схемам, учитывающим биоритмы конкретного пациента, поскольку гормональные препараты рекомендуется назначать в те часы, когда потребность организма в них максимальна. Лечение, проводимое по такой схеме, оказывается наиболее эффективным, а дозы применяемых гормональных препаратов минимальными.

Подводя итог, можно утверждать, что биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека. Высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдать грамотный и постоянный распорядок дня.

Глава 2. Классификация биоритмов

В зависимости от критериев, положенных в основу, все биоритмы классифицируют по длине периода или по источнику происхождения.

Классификация по длине периода:

1. Циркадианные или суточные ритмы (период около 24 часов). Это наиболее распространенные ритмы, наблюдающиеся абсолютно у всех живых организмов. Данная группа ритмов связана с вращением Земли вокруг своей оси (23 часа 56 минут 4 секунды). При этом понятия «дневной» и «ночной» ритм неприменимы по отношению к конкретным частям суток, так как они не определяют длину периода.

2. Ультрадианные ритмы или околочасовые (очень короткие ритмы, границы которых ещё не установлены с большой точностью). Они были открыты более 30 лет тому назад и выявлены для многих свойств клетки: синтеза белка и его этапов, секреции, аксоплазматического тока, активности ферментов, концентрации АТФ, дыхания клеток. Ультрадианные ритмы найдены у бактерий, одноклеточных и в клетках различных беспозвоночных и позвоночных животных. У последних, например, это интегральные ритмы дыхания, частоты сердечных сокращений, температуры тела, активности мозга, концентрации гормонов в крови. Ритмы активности пищеварительной системы также имеют четкие околочасовые составляющие: ритм синтеза и выделения слюны, секреции ферментов поджелудочной железы, сокращений желудка и кишечника.

3. Инфрадианные ритмы (период более 24 часов). Среди них отдельно выделяют: а) циркасептанные ритмы - с периодом 7 ± 3 суток; б) циркадисептанные - 14 ± 3 суток; в) циркавигинтанные - 21 ± 3 суток; г) циркатригинтанные - 30 ± 5 суток.

4. Цирканнуальные (окологодичные)ритмы - одни из наиболее универсальных в живой природе. Закономерные изменения физических условий в течение года обусловили множество разнообразных адаптаций в эволюции видов. Наиболее важные из них, например, фотопериодизм, связаны с размножением (гнездование птиц, нерест рыб, закономерность и последовательность этапов онтогенеза насекомых); миграциями (перелёт птиц); успешным переживанием неблагоприятных периодов года (диапаузы насекомых, зимние спячки, запасание жиров).

5. Циркалунарный ритм или лунно-суточный (24,8 часа) типичен для большинства животных и растений прибрежной морской зоны и проявляется совместно с солнечно-суточным ритмом в колебаниях двигательной активности, периодичности открывания створок моллюсков, вертикальном распределении в толще воды мелких морских животных.

6. Солнечно-суточный ритм, так же, как и звёздно-суточный (23,9 часа), имеют большое значение в навигации животных, использующих астрономические ориентиры.

7. Лунно-месячный ритм (29,4 суток) соответствует периодичности изменения уровня морских приливов и проявляется в ритмичности вылупления из куколок насекомых в прибрежной зоне, в цикле размножения некоторых водорослей и многих других животных и растений. Близок лунно-месячному ритму и менструальный цикл женщин.

Существует также множество авторских классификаций биоритмов в зависимости от длины периода:

1. Классификация Халлберга (1969 г.) по частотам колебаний, то есть по величине, обратной длине периодов ритмов.

а) Высокочастотная зона - ультрадианные ритмы (период до 20 часов).

б) Среднечастотная зона – циркадные ритмы (длина периода 20-28 часов), инфрадианные ритмы (28-72 часов).

в) Низкочастотная зона – циркасептанные (длина периода 7 ± 3 суток), циркадисептанные (14 ± 3 суток), циркавигинтанные (20 ± 3 суток), циркатригинтанные (30 ± 3 суток), цирканнуальные ритмы (12 ± 2 месяцев).

2. Классификация Хильдебрандта (1993 г.) приводится на рис. 2. Биологические ритмы, размещенные в границах, соответствующих ритмическим процессам в организме человека, позволяют произвести реальную их оценку, в том числе с помощью инструментального замера.

 

Рис. 2. Классификация биологических ритмов Хильдебрандта.

Многие авторы выделяют также ритмы по уровню организации биосистем (клеточные, органные, организменные, популяционные), по форме колебаний (импульсные, синусоидальные, релаксационные, смешанные), по зависимости от экзогенных колебаний (солнечно-суточные, лунно-суточные, лунно-месячные, годичные), по охвату систем организма (мезоритмы, макроритмы, мегаритмы). Однако, необходимо отметить, что в подобных классификациях смешиваются ритмы различного происхождения, что нецелесообразно, поскольку не только их происхождение, но и значение различны.

Кроме того, мегаритмы вообще не являются биоритмами, так как в организме они сами по себе не возникают – это лишь реакции организма на процессы, периодически (примерно каждые 11 лет) возникающие на Солнце. Однако, зачастую именно реакции организма на процессы солнечной активности могут быть причиной обострения или возникновения различных патологических состояний здоровья, что диктует необходимость их детального изучения (чем успешно занимается гелиобиология).

Классификация по источнику происхождения.

В данном случае все биоритмы подразделяются на физиологические, геофизические и геосоциальные (таблица 1 и 2).

 

Таблица 1. Характеристика биоритмов человека.

Виды биоритмов Наследуемость Устойчивость Видовая специфичность
Физиологические Врожденные Постоянны в покое, быстро изменяются при изменении интенсивности работы организма Характерна
Геофизические Врожденные Весьма устойчивы, могут медленно изменяться через несколько поколений при изменении среды обитания Свойственна некоторым биоритмам (например, менструальному циклу)
Геосоциальные Сочетание врожденных и приобретенных ритмов с преобладанием последних Устойчивы, но могут медленно изменяться при изменении режима труда и отдыха, а также места жительства Нехарактерна

Таблица 2. Классификация биоритмов по источнику происхождения.

Наименование биоритмов Частота биоритмов
Физиологические ритмы
Циклы электроэнцефалограммы 8 – 13 / с
Циклы сердечной деятельности 60 – 80 / мин
Дыхательные циклы 14 - 18 / мин
Циклы пищеварительной системы: базальные электрические ритмы перистальтические волны желудка голодные периодические сокращения желудка   6-12 / мин 3 / мин 1 / 1,5 ч
Геосоциальные биоритмы
Околосуточные (циркадианные):
ультрадианные (уровень работоспособности, гормональные сдвиги) 0,5 – 0,7 /сут
циркадианные (уровень работоспособности, интенсивность метаболизма и деятельности внутренних органов) 0,8 – 1,2 /сут
инфрадианные (выделение некоторых гормонов с мочой) 1 / (28 ч – 4 сут)
околонедельные, циркасептанные (уровень работоспособности) 1 / (7±3 сут)
Геофизические биоритмы
околомесячные, циркатригинтанные (менструальный цикл) 1 / (30±5 сут)
ультраннулярные (сопротивление дыхательных путей у женщин) 1 / (несколько мес.)
цирканнулярные (сопротивление дыхательных путей у мужчин, содержание В-лимфоцитов у человека, обмен веществ) 1 / (около года)

 

Таким образом, физиологические биоритмы есть непрерывная циклическая деятельность всех органов, систем, отдельных клеток организма, обеспечивающая выполнение их функций и протекающая независимо от социальных и геофизических факторов. Данная группа сформировалась в процессе эволюции в результате возрастания функциональной нагрузки на отдельные клетки, органы, системы. Основное назначение физиологических ритмов заключается в обеспечении оптимального функционирования клеток, органов и систем организма. Исчезновение физиологических биоритмов, по сути, означает прекращение жизни.

Геосоциальные биоритмы формируются под влиянием социальных и геофизических факторов. Значение геосоциальных биоритмов заключается в приспособлении организма к режиму труда и отдыха. Возникновение в живых системах автоколебаний с периодами, близкими к циклам труда и отдыха, свидетельствует о высоких адаптивных возможностях того или иного организма.

Наконец, геофизические биоритмы - это циклические изменения деятельности клеток, органов и организма в целом, а также миграции и размножения, обусловленные геофизическими факторами. Геофизические биоритмы сформировались под действием природных факторов, во многом они связаны с временами года и фазами Луны. Значение геофизических биоритмов состоит в обеспечении механизма приспособления организма к циклическим изменениям в природе.

 

 

Глава 3. Биоритмы человека: «жаворонки», «голуби» и «совы»

 

Одну из важнейших составляющих процесса жизнедеятельности человека также определяют его биоритмы. Речь идёт о режиме сна. Общеизвестно, что существует две большие группы людей в зависимости от времени отхода ко сну и времени подъёма: «жаворонки» и «совы», однако в последнее время учёными выделяется ещё один промежуточный тип людей – «голуби». Официальная наука считает, что принадлежность человека к той или иной группе определяется, в первую очередь, его генетической программой: биоритмы наследуются нами точно так же, как некоторые заболевания, цвет волос и глаз.

«Жаворонки» – это тип людей, которым свойственно просыпаться относительно рано (5-6 часов утра), при этом они чувствуют себя бодрыми, отдохнувшими и выспавшимися. С раннего утра «жаворонки» готовы к выполнению любых дел, активны, любая работа спорится у них в руках, но так продолжается только до обеда, после этого работоспособность резко падает, появляется легкая зевота, сонливость, чувство лени. К вечеру же энергия и вовсе иссякает, и «жаворонок» уже не может думать ни о чем, кроме того, как бы побыстрее и пораньше лечь под теплое одеяло, на мягкую подушку и заснуть сном младенца. Данный тип людей ложится спать очень рано (9-10 часов вечера).

Удивительно, но медицинскими специалистами доказано, что «жаворонки» в большинстве своём отличаются более крепким здоровьем, чем «совы»: у них гораздо реже возникают простуды и сердечно-сосудистые заболевания. Однако, к новому режиму и в целом к переменам в жизни они приспосабливаются достаточно тяжело – для них слишком привычен выработанный годами распорядок дня.

Более крепкое здоровье «жаворонков» связано, главным образом, с тем, что качество сна при их режиме гораздо выше, чем у тех же «сов». Учёные утверждают, что если лечь в постель в 9-10 часов вечера, то для того, чтобы полноценно выспаться, человеку потребуется не более 5 часов, тогда как утренний сон - самый бесполезный и оставляет после себя стойкое ощущение разбитости (таблица 3).

 

Таблица 3. Соотнесение времени суток с ценностью сна.

Время суток Ценность сна за 1 час
С 19 до 20 7 часов
С 20 до 21 6 часов
С 21 до 22 5 часов
С 22 до 23 4 часа
С 23 до 24 3 часа
Время суток Ценность сна за 1 час
С 0 до 1 2 часа
С 1 до 2 1 час
С 2 до 3 30 минут
С 3 до 4 15 минут
С 4 до 5 7 минут
С 5 до 6 1 минута
С 6 до 7 10 секунд

Установлено также, что существует сильная зависимость между биоритмами и чертами характера человека. Так, для «жаворонков» характерны следующие черты:

1) «жаворонки» не любят вступать в конфликты и поэтому чаще предпочитают все неприятные и неудобные ситуации перевести в шутку;

2) «жаворонки» не отличаются уверенностью в себе, вместо шумных компаний предпочитают спокойный и умиротворенный отдых дома или на лоне природы;

3) «жаворонки» - очень внутренне эмоциональные люди, поэтому их психику сложно назвать устойчивой;

4) «жаворонки» отличаются консервативной точкой зрения на жизнь, окружающий их мир и общество, из-за чего они зачастую прямолинейны и педантичны.

Медики предлагают «жаворонкам» соблюдать следующие рекомендации по сохранению и поддержанию нормального образа жизни и крепкого здоровья:

1. «Жаворонки» просыпаются очень легко, но существует небольшая проблема – в послеобеденное время на них накатывает сильная сонливость. Для того, чтобы ее победить необходимо принять контрастный душ и выпить чашку чая.

2. «Жаворонкам» лучше вовсе отказаться от кофе. Даже, если они позволят себе чашечку этого напитка с утра, то после эмоционального и физического подъёма гораздо быстрее обычного наступит период усталости и утраты работоспособности. В этом случае лучше отдать предпочтение зелёному чаю, в составе которого есть кофеин, но помимо этого присутствует ещё масса полезных веществ.

3. Пропускать завтрак «жаворонкам» нельзя ни в коем случае, так как он приходится у них на самый пик активности. Поэтому следует отдать предпочтение калорийной белковой пище по утрам. Обед тоже лучше не пропускать. На ужин разумнее отдать предпочтение углеводной пище, так как она быстрее усваивается и благоприятствует приятному сну.

4. Заниматься спортом лучше в первой половине дня, желательно, с утра, так как пик активности «жаворонков» приходится именно на утро.

5. Ложиться спать «жаворонкам» надо в одно и то же время, предварительно полежав в тёплой ванной и выпив стакан молока с мёдом. Это облегчит засыпание и подарит полноценный отдых.

«Совы» - совсем иной тип людей. Им больше по душе ложиться спать далеко за полночь и просыпаться не ранее 10-11 часов утра. Ранние подъемы даются им очень тяжело – после этого они чувствуют себя разбитыми, совсем не отдохнувшими и обессиленными. Но если даже «совы» встали в положенные для себя часы, то до полудня или обеда они будут совершенно пассивны, зачастую находясь не в самом лучшем расположении духа. Ближе к вечеру сонливость и усталость, словно рукой снимает, и они начинают проявлять первые признаки активности, пик которой приходится на поздний вечер и ночь. При этом изменения в режиме и перемены в жизни ими воспринимаются гораздо легче, чем «жаворонками».

Основные черты характера «сов»:

1) «совы» отличаются более уравновешенным характером, не так эмоциональны, как «жаворонки», практически не подвержены влиянию стрессов;

2) среди «сов» много творческих людей и научных работников, так как они обладают ясным логическим мышлением, никогда не паникуют и не теряют самообладания;

3) кроме творческой жилки, среди них много тех, чья профессиональная деятельность связана с опасностями – сапёры, лётчики, пожарные.

Полезные советы для «сов»:

1. Поставив будильник, «совам» не следует оставлять его рядом с собой - лучше отнести в соседнюю комнату. Во-первых, звук будет гораздо мягче, во-вторых – для того, чтобы его выключить придётся подняться с кровати и выйти из комнаты.

2. Выключив будильник, ни в коем случае не сдует отправляться обратно в сторону спальни. Лучше отправиться сразу же в ванну и принять контрастный душ.

3. Плотно завтракать с утра не стоит, так как, несмотря на то, что «совы» уже проснулись, их организм продолжает дремать. Начинать утро следует со стакана сока или минеральной воды и лёгкого овощного салата. А вот обед должен быть достаточно плотным, насыщенным белковыми продуктами. Ужин по своим требованиям практически не отличается от обеда. Так как «совы» ложатся спать очень поздно, то ночью их вновь может посетить чувство голода. А вот тут уже налегать на пищу не стоит. Слегка утолить голод помогут фрукты, кусочек шоколада или кисломолочные продукты.

4. Заниматься спортом с утра не рекомендуется. Оптимальное время для этого с 7 до 10 часов вечера.

5. Так как у «сов» часто возникают сложности с засыпанием, то перед сном необходимо принять расслабляющую ванну с эфирными маслами или прогуляться по вечернему городу. Можно выпить несколько капель настойки валерианы для того, чтобы быстрее заснуть.

«Голуби» – средний тип между «жаворонками» и «совами». Они прекрасно просыпаются, как в 6 часов утра, так и в 10. По долгу работы они могут всю неделю вставать ни свет, ни заря, а в выходные проводить в кровати до обеда.

Относительная бодрость держится практически целый день, но период активности приходится, как правило, на 3 часа дня. Спать они укладываются ни рано, ни поздно – около 11 часов вечера. В зависимости от предрасположенности конкретного «голубя» к режиму дня «совы» или «жаворонка», ему необходимо следовать соответствующим рекомендациям по здоровому образу жизни.

Статистика показывает, что большинство людей по своим биоритмам являются «совами» – их около 40% от всего населения планеты, ещё 25% составляют «жаворонки», а оставшиеся 35% - «голуби» (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Распределение людей по трём основным категориям хронотипов.

Глава 4. Методология расчёта биоритмов человека и её использование с целью повышения эффективности процесса обучения студентов

 

Помимо естественного проявления биоритмов человека в виде режима сна и питания существуют также три большие группы основополагающих биоритмов: к первой относят физические, ко второй - эмоциональные и к третьей - интеллектуальные биоритмы. Все три группы присутствуют у любого человека с самого дня рождения.

Физический биоритм повторяется каждые 23 дня и определяет физическую энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения, скорость реакции, гибкость, уровень иммунитета, скорость регенерации и общее физическое состояние. При высоком уровне этого биоритма человек находится в хорошей физической форме, при низком уровне – в плохой. Этот биоритм является наиболее значимым при оценке общего физического состояния организма, амбициозности, энергии, сопротивляемости болезням и скорости восстановления после них, полового влечения и эффективности обмена веществ в организме. В точке максимума, приходящегося на 5-6 день физического биоритма, у человека наблюдается значительный прилив жизненных сил. Минимумы физического биоритма наступают на 11 и 23 дни, самый же низкий показатель физического состояния приходится на 17 день. Таким образом, в течение первой половины цикла физического биоритма (верхняя часть синусоиды) человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности, в течение же второй половины (нижняя часть синусоиды) энергичность сменяется усталостью.

Эмоциональный биоритм повторяется через 28 дней и обуславливает состояние нервной системы и настроение человека. Этот цикл влияет на чувствительность, любовь и сотрудничество, играет важную роль в эмоциональной уязвимости и чувственности (восприятии окружающего). В первой половине эмоционального цикла биоритма человек весел, оптимистичен, переоценивает свои возможности, во второй половине, напротив, – раздражителен, недооценивает свои возможности, пессимистичен. Эмоциональный биоритм определяет также интуицию и творческие способности человека. На его пике (7 день на кривой) у человека наблюдается повышенное настроение и стрессоустойчивость. А вот в 14, 28 и особенно 21 дни являются неблагоприятными для любых контактов.

Интеллектуальный биоритм имеет период 33 дня и определяет творческую способность. Он отображает активность головного мозга, отсюда его влияние на умственные способности: логику, внимательность, обучаемость, абстрактное мышление, память. Критические дни интеллектуального биоритма снижает аналитические и логические способности, ослабевает способность к концентрации внимания и восприятию информации.

На пике интеллектуальной кривой (8 день) человек легко усваивает любой материал, решает разнообразные логические и творческие задачи. Дни интеллектуальных спадов приходятся на 16, 33 и особенно 24 и 25.

Таким образом, определение и расчёт биоритмов человека необходимы для выявления благоприятных периодов выполнения той или иной деятельности. Особый практический интерес представляет изучение характеристик биоритмов конкретного индивида. Алгоритм расчёта собственных биоритмов может быть представлен в виде трёх шагов: 1) определение количества прожитых дней на определённую дату, начиная со дня рождения; 2) деление общей численности прожитых дней на продолжительность периодов физического, эмоционального и интеллектуального циклов (23, 28, 33 дня соответственно); 3) построение календарного графика биоритмов (рис.4).

 

 

Рис. 4. Синусоиды биоритмов.

Любой из циклов на графике будет состоять из двух полупериодов: положительного и отрицательного. Как правило, в каждом году будет примерно шесть дней, когда совпадают начальные фазы сразу двух циклов - это тяжелые дни, и примерно один раз в году, когда все три цикла на нуле. Дни, когда графики биоритмов пересекают горизонтальную линию в центре графика (так называемые, «нулевые» дни), являются критическими. По статистике на эти дни приходится больше всего несчастных случаев, аварий, в эти дни наблюдаются эмоциональные спады и психические срывы.

Практическое применение теории биоритмов и методологии их расчёта для конкретного индивида нашли своё отражение в проведённом в начале декабря 2015 года обширном исследовании по определению индивидуальных биоритмов студентов третьего курса факультета бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова. В нём приняли участие 50 обучающихся, из них 26 юношей и 24 девушки 1991-1996 гг. рождения.

Основные этапы проводимого исследования предполагали определение хронотипа каждого студента и расчёт для него биоритма на декабрь 2015 года и на период зимней экзаменационной сессии 25 декабря 2015 – 27 января 2016 гг. (приложения 1-7).

Определение хронотипа осуществлялось с помощью теста Хорна-Остберга, содержащего 19 вопросов, касающихся временной организации режимных процессов человека в течение дня (наиболее оптимальное время для сна, приема пищи, физических упражнений и умственного напряжения). На основе полученных в результате прохождения теста баллов определялся тип работоспособности: утренний (59-86 баллов); индифферентный (42-58 баллов); вечерний (41 и менее баллов).

По итогам анализа теста Хорна-Остберга было выявлено распределение участвующих в исследовании студентов на три группы с разными хронотипами: утренний («жаворонки»), индифферентный («голуби») и вечерний («совы»). На рис. 5 данное распределение отображено количественно.

 

Рис. 5. Распределение студентов по хронотипам.

 

Полученные цифры свидетельствуют о преобладании среди студентов индифферентного и вечернего типа работоспособности, «жаворонки» же составляют меньшинство, что воспринимается как общая психофизиологическая характеристика современной учащейся молодёжи.

В то же время следует обратить внимание на то, что среди мужчин и женщин исследуемой выборки преобладают «голуби» (при этом «женщин-голубей» больше, чем «мужчин-голубей»), однако если брать только «сов», то здесь уже преобладают мужчины. Аналогичные данные были получены и зарубежными авторами. Так, A. Aдан и В. Натале, проводя изучение связи хронотипа и пола на довольно большой выборке взрослых испытуемых, выяснилось, что среди мужчин достоверно больше вечерних типов, чем среди женщин.

Полученные же в нашем исследовании гендерные различия можно объяснить, прежде всего, влиянием на участников опроса как биологических, так и социальных факторов. Действительно, с биологической точки зрения, женский организм обладает более выраженными адаптивными возможностями. Проявлением такой адаптации и является индифферентный тип работоспособности как наиболее оптимальный для любой формы деятельности. Именно такой хронотип позволяет человеку поддерживать максимальный уровень активности в течение длительного периода времени, создавая условия для высокой эффективности труда.

Не менее важным этапом проведённого исследования является анализ полученных данных рассчитанных биоритмов. Нами было установлено, что к началу зачётов и зимней экзаменационной сессии физический биоритм у 42% юношей являлся отрицательным, то есть физическое состояние у них следует признать сниженным (энергичность, выносливость, сила уступают утомлению). У остальных 58 % физический биоритм положителен (студенты к сессии имеет высокую физическую работоспособность).

Отрицательный эмоциональный биоритм зарегистрирован у 38% юношей. Такие студенты к сессии становятся более раздражительными, пессимистичными, менее устойчивыми к стрессу. Остальные 62% юношей оптимистичны, спокойны, уверены в своих силах.

Также было установлено, что 65% юношей имеют отрицательный показатель умственной работоспособности на период предстоящей сдачи зачётов, тогда как 35% предрасположены к творческой деятельности (показатель выше нуля). К началу же экзаменационной недели 62% юношей имеют отрицательный показатель умственной работоспособности, а 38% предрасположены к творческой деятельности.

У 50% юношей значение показателей всех трёх биоритмов к зачётам и к началу зимней сессии снижено, у оставшихся 50% оно оказались выше нуля.

Отмечено, что у 56% девушек к зачётам и 58% - к экзаменам значение физического биоритма отрицательно. Эмоциональный биоритм ниже нуля имеют 50% студенток к зачётам и 46% к экзаменам. Такие девушки к сессии раздражительны и критичны. У остальных девушек показатель данного биоритма выше нуля. Значение же интеллектуального биоритма ниже нуля отмечено лишь у 46% девушек к зачётам и 71% к экзаменам.

Среднее значение трёх биоритмов у 54 % девушек к зачётам и 71% к экзаменам имеет отрицательный характер, у остальных девушек общая работоспособность выше нуля.

По итогам, было установлено, что около 60% студентов перед началом зимней экзаменационной сессии имеют показатели физического, интеллектуального и эмоционального биоритмов ниже нуля, что не может не вызывать некоторого опасения не только за их самочувствие и состояние здоровья, но и за результаты экзаменов. Между тем, знание студентами своих персональных биоритмов может позволить им внести существенные коррективы в подготовку к зимней экзаменационной сессии.

Сравнительная характеристика биологических ритмов (физического, интеллектуального и эмоционального) у 50 студентов третьего курса факультета бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова в период перед зимней экзаменационной сессией позволила вывести целый ряд важнейших выводов и рекомендаций по составлению режима дня студентов, планированию учебного процесса и нагрузки, а также корректировки дат рубежного контроля и подготовки к нему.

К началу зачётов чуть менее половины опрошенных (48%) имеет отрицательный физический биоритм, то есть студенты ощущают упадок сил, физическое состояние их организма ослаблено, и в этой связи, зачётные мероприятия по физической культуре для этих студентов представляются крайне непростой задачей. В то же время преподаватели не могут приспособиться к индивидуальным физическим ритмам каждого студента, принимая сдачу различных упражнений во время пиков активности учащихся. Поэтому целесообразнее предложить выделить некоторый промежуток времени (примерно 2 недели, так как цикл физического биоритма равен 23 дням), в течение которого студенты сами выбирают день сдачи зачёта, исходя из персональных данных своего физического биоритма. Это позволит более успешно и без вреда для здоровья осуществить сдачу зачётных мероприятий по физической культуре. В свою очередь, в критические дни физического биоритма необходимо соблюдать определённую осторожность: низкая скорость мышечной реакции, падение выносливости и быстроты студента могут привести к травмам и различного рода осложнениям. «Жаворонкам» для поддержания хорошей физической формы лучше всего подходят утренняя зарядка и пробежка, а «совам», напротив, все упражнения и тренировки целесообразнее переложить на вечернее время.

Более половины студентов к моменту начала зачётов (56%) и две трети к началу экзаменов (66%) имеет отрицательное значение интеллектуального биоритма, то есть умственная деятельность замедленна, сам процесс мышления несколько вялый, прерывистый, у студентов заметно отсутствие концентрации, а решение даже относительно несложных задач требует серьёзных умственных усилий. В данной ситуации, для повышения эффективности сдачи обучающимися зачётов и экзаменов разумно предложить индивидуальную планировку процесса подготовки студентов к сессии - выбрать для особо интенсивных занятий те дни, в которых интеллектуальный биоритм находится в положительной фазе, при этом не перезагружая себя большим количеством информации в отрицательной фазе. Согласно теории хронотипов, «жаворонкам» можно порекомендовать повторение учебного материала утром перед экзаменом или зачётом, «совам» же будет полезнее освежить свои знания ещё с вечера перед сном.

Практически половина студентов (46%) к началу зачётов и чуть меньше (42%) к началу экзаменов имеет отрицательный эмоциональный биоритм, то есть опрошенными чувствуется повышенная напряженность, плохое настроение и состояние тревоги. В данном случае, во время прохождения отрицательных фаз эмоционального биоритма обучающимся рекомендуется больше отдыхать, спокойнее проводить свой день и пытаться избегать стрессовых ситуаций. В соответствии с этими советами, студентам представляется возможным скорректировать свои задания и планы по учёбе как в течении всего семестра, так и в период наступления сессий.

Если совместить показания личных биоритмов и рекомендации по режиму дня для каждого хронотипа, то можно получить идеальный график своего самочувствия и тем самым скоординировать рабочий день и режимы питания и сна, что напрямую отразится и на повышении эффективности всего учебного процесса студентов.

 

 

Заключение

В ходе проделанной работы были последовательно рассмотрены основные положения теории биоритмов: дано определение понятию биоритмов, приведены сущностные характеристики данной категории, подробны описаны важнейшие функции биоритмов (функция оптимизации процессов жизнедеятельности организма, функция отражения фактора времени, регуляторная функция, интеграционная функция). Отдельная часть работы была посвящена детальной классификации биоритмов по длине периода и по источнику их происхождения.

Существенное внимание уделено также теоретическим основам для выделения различных хронотипов человека («жаворонки», «голуби», «совы») и выдвижению практических рекомендаций по достижению здорового образа жизни и оптимального режима дня. Приведена методология расчёта индивидуальных биоритмов с опорой на выделение трёх их основных групп: физического, эмоционального и интеллектуального.

Опрос студентов третьего курса факультета бизнеса, основанный на тесте Хорна-Остберга, позволил определить процентное распределение хронотипов среди исследуемой группы студентов и сравнить полученные данные с мировой статистикой. Помимо этого, был произведён детальный расчёт биоритмов каждого участника опроса с составлением календаря биоритмов на период сдачи зачётов и зимней экзаменационной сессии, что позволило проанализировать полученный массив информации и прийти к целому ряду важнейших выводов и рекомендаций.

Таким образом, была достигнута основная цель работы по выявлению механизмов практического применения теории биоритмов в жизнедеятельности человека и поиску оптимальных путей повышения эффективности процесса обучения студентов в ВУЗе.

Процесс решения поставленных в работе задач позволил максимально оптимизировать режим дня и образ жизни студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова для достижения ими эффективных показателей физической и умственной деятельности.

В завершении работы, хотелось бы ещё раз отметить, что человеческий организм с самого рождения подчиняется биологическим ритмам, заложенным в него от природы, и поскольку эти ритмы оказывают существенное влияние на все процессы, происходящие в организме, то их учёт и уважительное отношение к биоритмам являются основой человеческого здоровья.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Биологические ритмы. Под ред. Ю. Г. Ашоффа, том 1. М.: Мир, 1984.

2. Волканеску В. В. Саморегуляция организма и биоритмы жизни. М.: Свет, 2015.

3. Деряпа Н. Р., Мошкин М. П., Посный В. С. Проблемы медицинской биоритмологии. М.: Медицина, 1985.

4. Доскин В. А. Биоритмы для здоровья. Как улучшить своё состояние по биологическим часам. М.: Эксмо, 2015.

5. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

6. Кузнецов Ю. Ф. Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный. М.: Амрита-Русь, 2008.

7. Луговский В. В. Дао биоритмов. М.: Велигор, 2015.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Пример расчёта биоритмов студента.

 

Проскурин Василий (07.05.1995)

Приложение 2

 

 

Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.