Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меняющийся тонус артикуляционных мышц




Гипотония артикуляционных мышц

Спастичность артикуляционных мышц

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изме­нения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с ло­кализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус мо­жет изменяться по-разному. Остановимся на отдельных ва­риантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

 

При спастичности артикуляционных мышц отмечается по­стоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кон­чик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напря­жены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизар­трии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.

 

Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее ча­сто отмечается при мозжечковой форме дизартрии.

Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с ги­потонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений, не отмеча­ется атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточ­ный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариан­тах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточнос­тью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.

 

Меняющийся тонус артикуляционных мышц обычно име­ет место при гиперкинетической дизартрии. Нарушение то­нуса артикуляционных мышц в этих случаях сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелет­ной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперки­нетической форме церебрального паралича.

Как уже оказывалось, у детей с церебральными парали­чами нередко отмечается смешанный характер и вариабель­ность нарушений мышечного тонуса как в скелетной, так и в артикуляционной мускулатуре, но во всех случаях имелось определенное соответствие этих нарушений. Поэтому при оценке характера речевого нарушения у ребенка с дизарт­рией необходимо сопоставлять его с особенностями двига­тельного поражения.

Развивая нейрофизиологический подход к проблеме дет­ского церебрального паралича, многие авторы (К. Bobath, В. Bobath, К. А. Семенова, 1964, 1968 и др.) рассматривают двигательную патологию при этом заболевании как прояв­ление филогенетически и онтогенетически более старых по­зиций тела и движений с нарушением мышечного тонуса и сложной дезорганизацией всего двигательного развития. Поэтому некоторые авторы при изучении речевой патологии у детей с церебральными параличами предлагают сопостав­лять ее с уровнем онтогенетического развития двигательной функциональной системы. <...>

Частота дизартрических нарушений речи у детей с цереб­ральными параличами находится в соответствии с тяжестью двигательного поражения.

Наибольшая частота дизартрии отмечалась при двойной гемиплегии и при гиперкинетической форме церебрального паралича.

Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, как уже указывалось, имелась тесная связь между клини­ческими формами речевой и двигательной патологии. Эта зависимость наиболее отчетливо проявлялась особенностя­ми нарушений мышечного тонуса в артикуляционной и ске­летной мускулатуре. Особенности нарушений мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными паралича­ми определяют первый важный принцип речевой терапии этих детей.

1. Речевая терапия при дизартриях основывается на тес­ном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечно­го расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах. Для этого, перед тем как приступить к логопеди­ческим занятиям, каждого ребенка оценивают с точки зре­ния его уровня двигательного развития. Затем определяют характер его мышечного тонуса как в артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре и, что особенно важно, устанавли­вают, как меняется состояние тонуса в зависимости от поло­жения тела в пространстве и положения головы по отноше­нию к туловищу. Затем определяют так называемую «рефлекс-запрещающую позицию». Определение этой пози­ции основано на придании такого положения телу и голове ребенка, которое будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению мышечного тонуса. Так, например, если в положении на спине патологическое состо­яние лабиринтного тонического рефлекса вызывает резкое по­вышение тонуса в разгибателях конечностей с запрокидыва­нием головы назад, что приводит к еще большему повышению мышечного тонуса в приводящих мышцах и внутренних ро­таторах бедер, то для нейтрализации этого патологического лабиринтного рефлекса так называемой рефлекс-запрещающей позицией будет: 1) помещение головы ребенка по сред­ней линии и легкое сгибание ее; 2) помещение рук вперед и перекрест их на груди; 3) сгибание ног в коленных сус­тавах и легкое отведение их. Эта позиция в таких случаях будет наилучшей для проведения логопедических занятий с детьми.

После того, как определена «рефлекс-запрещающая по­зиция», переходят к последовательному ее закреплению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.