Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии




Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и мотор­ной сферы ребенка, сложную структуру и условия постро­ения двигательного акта, особенности нарушений мотор­ных функций, артикуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольни­ков со стертой формой дизартрии, мы разработали мето­дику коррекции нарушений ручной и артикуляторной моторики в процессе преодоления звукопроизносительных нарушений и последовательность использования речево­го материала для формирования правильной артикуляции свистящих звуков и их автоматизации в различных усло­виях произношения.

Основное внимание в данной методике уделялось формиро­ванию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривала одновременное воздействие на ки­нетическую и кинестетическую основу движения, на статичес­кую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение. При разработке данной методики были использованы в моди­фицированном виде некоторые упражнения, описанные в ра­ботах А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, О. С. Бот, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

 

Упражнения по развитию кинестетической основы движений рук

1. Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.

3. Опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки.

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, кисть левой (правой) прислонить к ней вертикально.

7. Слегка согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив сверху отверстие.

8. Соединить наклонно пальцы правой и левой рук, боль­шие пальцы при этом прижаты к кистям.

9. Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы правой и левой рук отведены от кистей и располагаются горизонтально.

10. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (ле­вой) руки, остальные пальцы сжаты.

11. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжаты.

12. Сложить пальцы правой (левой) руки в кольцо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно получить при соеди­нении большого пальца с любым, остальные пальцы при этом вытянуты.)

13. Положить перед собой правую (левую) руку с расстав­ленными пальцами, поместить указательный палец на бе­зымянный (или наоборот).

14. Положить перед собой сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

15. Воспроизвести графическую схему с закрытыми гла­зами.

 

Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений

1. Поочередно прикоснуться большим пальцем ко вто­рому, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.

2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

3. Выполнить два предыдущих задания одновременно дву­мя руками в обычном и максимальном темпе.

4. Пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очере­ди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушеч­ками пальцев, начиная с большого).

5. «Пальчики здороваются» (поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук).

6. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начи­ная с большого.

7. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начи­ная с мизинца.

8. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.

9. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочеред­но их выпрямлять, начиная с мизинца.

10. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в поло­жении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

11. Непрерывно вести линию по нарисованному лабирин­ту карандашом, взятым в правую (левую) руку (не перевора­чивая бумагу, на которой нарисован лабиринт).

12. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папирос­ной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом дру­гой рукой.

13. Нанизать бусы на нить и завязать концы нити банти­ком.

 

Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений

1. Уложить спички в коробку одновременно обеими рука­ми (большим и указательным пальцами обеих рук одновре­менно брать лежащие на столе спички и одновременно скла­дывать их в спичечную коробку).

2. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновре­менно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расставления точек произвольный).

3. Одновременно изменить положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).

4. Одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой — соединены в кольцо.

5. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера правильной формы, но одина­ковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направ­лению часовой стрелки, левой — в обратном направлении.

6. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем ле­вой (правой) руки.

7. Отбивать (в удобном темпе) правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим горизонтально вытяну­тым указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

 

Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.