КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модернизация: код, нарратив и объяснение 2 страница
глава 8 столь важное для мобилизации общества, сменяется «амбивалентностью» и «сложностью», терминами, которым благоволят представители «новой критики», такие как Уильям Эмпсон (1935) и в особенности Лайонел Триллинг (1950), а также «скептицизмом», позицией, пример которой можно найти в трудах Райнхольда Нибура (например, Niebuhr, 1952). Убежденность в «рождении заново» - на этот раз ради социального сакрального, -которая порождает утопический энтузиазм, сменяется «рожденной трижды», усмиренной душой, которую описывает Дэниэл Белл (1962), и пронзительным ощущением того, что социальный Бог не справился со своей задачей (Grossman, 1950). По сути, этот новый реализм многих убедил в том, что сам нарратив - история - пришел в полное запустение, что привело к появлению репрезентаций этого свежеиспеченного «современного» общества в качестве «конца идеологии» (Bell, 1962) и к изображению послевоенного мира как «индустриального» (Агоп, 1962; Lipset & Bendix, 1960), а не капиталистического. Однако хотя реализм и был характерным умонастроением послевоенного периода, он не стал господствующей нарративной схемой, с помощью которой послевоенные интеллектуалы-специалисты в области социальных наук анализировали свое время. Такой схемой стал романтизм21. Будучи более прозаическим по сравнению с героизмом, 21 Термин «романтизм» используется здесь в техническом жанровом смысле, предложенном Фраем (1971 [1957]), а не в том широком историческом смысле, который подразумевал бы постклассическую музыку, живопись и литературу; в используемых в данном очерке терминах этот последний тип романтизма был скорее «героическим» в своем нарративном воздействии.
34' ГЛАВА 8 романтизм рассказывает историю, более позитивно оценивающую мир в том виде, в каком он существует сегодня. В послевоенный период романтизм позволил интеллектуалам и их слушателям верить в то, что прогресс будет происходить более или менее непрерывно, что вероятны улучшения. Эта благодать тем не менее скорее относилась к отдельным людям, а не к группам, и к постепенным, а не к революционным изменениям. В новом мире, возникавшем на пепелище войны, наконец-то появилась возможность возделывать свой собственный сад. Таким возделыванием должен был стать просвещенный, современный труд, который будет регулироваться культурными схемами достижения и нейтральности (Parsons & Shils, 1951) и достигать высшей точки в «активном» (Etzioni, 1968) и «делающем успехи» (McClelland, 1953) обществе. Иными словами, романтизм позволил послевоенным американским интеллектуалам-специалистам в области социальных наук даже в период относительного снижения нарратива продолжать говорить на языке прогресса и универсализма. В Соединенных Штатах Америки романтический нарратив отличается от героического тем, что сосредоточивается на «Я» и частной жизни. В социальных нарративах Америки герои эпохальны; они ведут к спасению целые народы, как следует из коллективных представлений, таких как Американская революция и движение за гражданские права. Напротив, романтическая эволюция не коллективна, это история Тома Сойера и Гека Финна (Fiedler, 1955), фермера-йомена (Smith, 1950) и Горацио Элджера. Таким образом, американские интеллектуалы видели модернизацию как про- ГЛАВА 8 цесс, который освобождает «я» и делает подсистемы общества чуткими к его потребностям. В этом смысле теория модернизации была бихевиористской и прагматической; она сосредоточивалась на настоящих людях, а не на коллективном историческом субъекте - народе, этнической группе или классе.
В основе романтической американской идеологии «модернизма» лежал экзистенциализм. В сущности, американские интеллектуалы приняли своеобразное, оптимистическое прочтение Сартра. В обстановке, насыщенной экзистенциализмом, «аутентичность» стала определяющим критерием оценки поведения отдельного человека; это было главным пунктом модернистской литературной критики Триллинга (1955), но также проникло и в социальную теорию, которая подчеркнуто не пропагандировала модернизацию, например, в микросоциологию Ирвинга Гофмана (1956) с ее приравниванием свободы к ролевой дистанции и ее концепцией «на сцене vs. за кулисами»22, а также в панегириках Рисмена личности, направляемой изнутри (inner-directed man). Эти индивидуалистические романтические нар-ративы подчеркивали, как сложно быть современным, и дополнялись акцентом на иронии, наррати-ве, который Фрай определяет как снижающий по отношению к романтическому, но не откровенно отрицательный в своем воздействии. В пятидесятые годы и в начале шестидесятых модернистская эстетика в Великобритании и Америке подчеркивала значение иронии, интроспекции и амбивалент- 22 Живший в девятнадцатом веке популярный автор детских книг. - Примеч. пер.
ГЛАВА 8 ности. Господствующая литературная теория, так называемая «новая критика», хотя и возводила свои истоки к книге Эмпсона «Семь типов амбивалентности» (1935), полностью вступила в свои права только после героической и носящей гораздо более исторический характер критики тридцатых годов. Ключевой современной фигурой в американской литературной публицистике стал Лайонел Триллинг, который определял психологическую и эстетическую цель современности как экспансию комплексности и терпимость к амбивалентности. Психоанализ стал важнейшим критическим подходом и понимался как упражнение в интроспекции и нравственном контроле (Rieff, 1959). В визуальных видах искусства «современное» приравнивалось к абстракции, к бунту против украшения и к минимализму, и все это, как объяснялось, уводит внимание прочь от поверхности и предоставляет возможность заглянуть внутрь себя. Очевидно, что на таком расстоянии современным интеллектуалам, постмодернистам и постпостмодернистам, трудно осознать насыщенные и, в сущности, зачастую облагораживающие оттенки этого интеллектуального и эстетического модернизма, - почти так же трудно, как представителям современности - увидеть красоту и страсть модернистской архитектуры, которую так убедительно передал Николаус Певзнер (1949) в своей определяющей эпоху книге «Пионеры современного дизайна». Описания интеллектуально-эстетического модернизма, предлагаемые современными постмодернистами - от Зигмунта Баумана (1989), Стивена Сейдмана (1991а) и Скотта Лэша (1985) до Дэвида Харви (1989) и Фредрика Джеймисона
ГЛАВА 8 (1988), - дают принципиально неверное прочтение. Конструирование этими исследователями модернизма как дегуманизирующей абстракции, механизма, фрагментации, линеарности и господства, как утверждается ниже, гораздо больше говорит об идеологических потребностях, которые эти и другие современные интеллектуалы испытывают сегодня, чем о самом модернизме. В культуре, теории и искусстве модернизм представлял собой воплощение умеренности, которая обесценивала искусственность не только как украшение, но и как претенциозность и осуждала утопизм как коллективное заблуждение, сходное с индивидуальным неврозом (Fromm, 1956). Именно эти замечательные качества Белл (1976) обозначил как раннюю или «классическую современность» в своей критике шестидесятых годов в «Культурных противоречиях капитализма». Разумеется, эта картина не была полностью однородной. На правом фланге вовлеченность в «холодную войну» обеспечивала некоторым интеллектуалам новое поле для коллективного героизма, хотя самые влиятельные модернистские мыслители Америки, как правило, не были ярко выраженными сторонниками «холодной войны». На левом фланге как внутри, так и вне Соединенных Штатов Америки существовали важные островки социальной критики, сознательно отказавшейся от романтизма как социально-демократического, так и индивидуально-иронического типа23. Интеллектуалы, испытавшие на 23 Когда я прибыл в Калифорнийский университет в Беркли изучать социологию в качестве аспиранта в 1969 году, некоторые из социологов - представителей этнографической школы факультета, - находившиеся под влиянием Гофмана и Сартра, устроили неформальный семинар для преподавателей и студентов по «аутентичности». Это было вдохновленной экзистенциализмом
ГЛАВА 8 себе воздействие Франкфуртской школы, такие как Миллс и Рисмен, и другие критики, такие как Ханна Арендт, отказывались признать законным гуманизм такого индивидуалистического толка и критиковали то, что они называли новым массовым обществом, за то, что оно вынуждает людей жить безнравственно и эгоистично. Они переворачивали бинарный код теории модернизации, рассматривая американскую рациональность как инструментальную, а не как нравственную и экспрессивную, а большую науку -как технократическую силу, а не как источник изобретений. Они видели конформизм, а не независимость; властные элиты, а не демократию и обман и разочарование, а не аутентичность, ответственность и романтику. В пятидесятые годы и в начале шестидесятых эти социальные критики не приобрели большого влияния. Чтобы это произошло, им нужно было представить убедительную альтернативу, новый героический нарратив, описывающий, как можно преобразовать это больное общество и как можно привести ему на смену здоровое общество24. Это невозможно реакцией на сосредоточенность на отчуждении шестидесятых годов. В этом качестве семинар был вне своего исторического времени. Желающих участвовать не оказалось. 24 Иными словами, в настоящем описании не подразумевается полного интеллектуального единодушия на протяжении рассматриваемых периодов. Существовали и противоположные тенденции, которые следует отметить. Существует также и весьма реальная возможность (см. прим. № 27) того, что у интеллектуалов и их слушателей был доступ более чем к одному коду/нарративу в любой отдельно взятый момент исторического времени, доступ, который теория постмодерна называет дискурсивной гибридно-стью. Мое описание тем не менее все же предполагает, что каждая из этих стадий характеризовалась верховенством одной интеллектуальной схемы над другими и, по сути, отчасти на нем и строилась. Нарративы конструируются на основе бинарных кодов, и именно полярность бинарных оппозиций позволяет занимающимся историческим осмыслением интеллектуалам разобраться в своем времени. «Бинарность» есть не столько понятный лишь посвященным теоретический конструкт, сколько экзистенциальный жизненный факт.
ГЛАВА 8 было сделать в период «снижения». «Искусство любить» Эриха Фромма (1956) последовало за осуждающими заявлениями, сделанными им в «Здоровом обществе» (1955); в пятидесятые годы решения для общества часто заключались в индивидуальных выражениях любви в частной жизни. Никакой социальной программы не было предложено Теодором Адорно, Эльзой Френкель-Брюнсвик, Даниэлем Ле-винсоном или Робертом Сэнфордом в «Авторитарной личности» (1950). Ч. Райт Миллс в целом ряде исследований (см. № 32) не только не предложил какие-либо жизнеспособные социальные альтернативы, но и приложил все усилия к тому, чтобы осудить лидеров общественных движений тридцатых и сороковых годов как «новых людей у власти» (Mills, 1948). После почти двадцати лет порождающих насилие утопических надежд коллективные героические поэмы утратили свое очарование. Популизм правого толка Джо Маккарти усилил уход от социальной жизни. Однако со временем американцы и западные европейцы все же обрели второе дыхание, что привело к результатам, которые вновь необходимо рассматривать по отношению как к истории, так и к социальной теории. Теория антимодернизации: героическое возрождение Где-то в шестидесятые годы, между убийством президента Кеннеди и «летом любви» в Сан-Франциско в 1967 году, теория модернизации умерла. Она умерла, потому что появлявшееся молодое поколение интеллектуалов не могло поверить в ее истинность. ГЛАВА 8 Даже если рассматривать социальную теорию как семиотический код, а не как прагматически выведенное обобщение, она являет собой знаковую систему, означаемые которой суть эмпирическая реальность в довольно строгом дисциплинарном смысле. Вот почему важно понимать, что в течение этого второго послевоенного периода серьезные «проблемы реальности» начали решительно вмешиваться в теорию модернизации. Несмотря на существование капиталистических рынков, в западных странах упорно не искоренялась бедность (Harrington, 1962), а в странах третьего мира она, возможно, даже усугублялась. За пределами Европы и Северной Америки постоянно гремели революции и войны, (Johnson, 1983), и иногда казалось, что они порождаются самой модернизацией. По всему остальному миру распространялась диктатура, а не демократия (Moore, 1966); чтобы быть современными, причем не только в отношении экономики и государственности, но и в других сферах, освободившимся от колониального режима странам, казалось, нужно авторитарное государство (Huntington, 1968) и командно-административная экономика. В западных странах и развивающемся мире появились новые религиозные движения (Bellah & Glock, 1976), и сакрализация и идеология стали набирать больший вес, чем секуляризация, наука и технократия. Эти факторы вызывали сомнение в основных положениях теории модернизации, хотя и не обязательно опровергали ее25. 25 В книге «Семена шестидесятых» (Seeds of the Sixties) (1994), проницательном описании интеллектуалов-критиков пятидесятых годов, Эндрю Джэмиссон и Рон Айерман утверждают, что эти интеллектуалы не сумели распространить свое влияние в тот период главным образом из-за консерватизма господствующего общества. По-видимому, важно добавить, что частично ГЛАВА 8 Однако одних только фактических проблем недостаточно для того, чтобы породить научные революции. Теории общего характера могут обезопасить себя, определив и защитив набор основных положений и отбросив целые сегменты связанных с ними точек зрения в качестве имеющих лишь периферийную важность. Действительно, если присмотреться к теории модернизации в середине и конце шестидесятых годов и даже в начале семидесятых, можно заметить ее усиливающееся усложнение с целью дать отпор критикам и осмыслить проблемы реальности того дня. Дуалистические упрощения относительно традиции и современности дополнились - но не сменились - представлениями, которые описывали континуум развития, как в поздних неоэволюционных теориях Парсон-са (1964,1966,1971), Беллы (1970) и Эйзенштадта (1964). Конвергенцию вновь переосмыслили, проведя параллельные, но независимые пути к современности, одни (например, Shils, 1972) - в связи с Индией, Эйзенштадт (1963) - в связи с империями, Рейнхард Бендикс (1964) - в связи с гражданственностью. Для осмысления процесса модернизации в незападных странах с менее этноцентрической точки зрения были предложены такие по- дело было в их собственной идеологии, поскольку она была недостаточно историчной в ориентированном на будущее, нарративном смысле. Более того, поскольку Джэмиссон и Айерман принимают «массовое общество» как фактическое эмпирическое описание как социально-структурной, так и культурной модернизации пятидесятых годов, постольку они путают интеллектуальное описание с социальной реальностью. Эти отблески реалистической эпистемологии в исследовании, которое в прочих отношениях являет собой остро культурный и конструктивистский подход, мешают оценить убедительный гуманизм, ощущавшийся в столь большом числе трудов тех самых интеллектуалов пятидесятых, на которых часто нападали эти критики. ГЛАВА 8 нятия, как диффузия и функциональные замены (Bellah, 1957; Cole, 1979). Постулат о тесных связях подсистем сменился понятием опережения и отставания (Smelser, 1963). В противовес метаязыку эволюции были предложены понятия девелоп-ментализма (Schluchter & Roth, 1979) и глобализма (Nettl & Robertson, 1968). Светскость уступила место идеям гражданской религии (Bellah, 1970) и отсылкам к «традиции современного» (Gusfield, 1966). В противовес этому пересмотру теории изнутри появились антагонистические по отношению к ней теории антимодернизации, которые, как утверждалось, были более близкими к истине объяснениями возникающих в реальности проблем. Баррингтон Мур (1966) заменил модернизацию и эволюцию революцией и контрреволюцией. Эдвард Томпсон (1963) заменил отвлеченные представления о развивающихся моделях индустриальных отношений историей классов и развития классового сознания снизу вверх. Дискурс эксплуатации и неравенства (например, Goldthorpe, Lockwood, Beckhofer, & Platt, 1969; Mann, 1973) оспорил и постепенно вытеснил рассуждения о стратификации и мобильности. Теории конфликта (Coser, 1956; Dahrendorf, 1959; Rex, 1961) заменили функциональные теории; политические теории, ставившие во главу угла государство (Bendix, 1968; Collins, 1976; Evans, Rueschemeyer, & Skocpol, 1985; Skocpol, 1979), заменили подходы, ставившие во главу угла ценности, и многомерные подходы; а представления о жестко связывающих социальных структурах были поставлены под сомнение микросоциологнями, подчеркивающими ГЛАВА 8 текучий, несформированный, договорной характер повседневной жизни. Однако решающий удар по теории модернизации был нанесен не этими научными альтернативами как таковыми. В сущности, как уже было сказано, те, кто пересматривал прежнюю теорию, сами начали предлагать связные, в той же мере объясняющие теории для многих из перечисленных явлений. Решающим фактом для поражения теории модернизации скорее стало разрушение ее идеологического, дискурсивного и мифологического ядра. Вызов, с которым теория модернизации в конце концов не смогла справиться, носил экзистенциальный характер. Он появился вместе с новыми общественными движениями, все больше рассматривавшимися в терминах коллективной эмансипации, - крестьянские революции по всему миру, движения чернокожих и чикано внутри страны, восстания аборигенов, молодежная культура, хиппи, рок-музыка и эмансипация женщин. Так как эти движения (например, Weiner, 1984) основополагающим образом изменили дух времени - переживаемый ритм времени, - они захватили идеологическое воображение восходящих интеллектуальных кадров. Чтобы представить это изменяющееся эмпирическое и экзистенциальное окружение, интеллектуалы разработали новую объясняющую его теорию. Не менее важно было и то, что они перевернули бинарный код модернизации и по-новому «превратили в нарратив социальное» (Sherwood, 1994). С точки зрения кода, «современность» и «модернизация» двигались от сакральной к про-фанной стороне исторического времени, причем ГЛАВА 8 современность приобрела при этом многие из тех важнейших характеристик, которые ранее ассоциировались с традиционализмом и отсталостью. Современный период модерна был представлен как воплощение бюрократизма и репрессивности, а не демократии и индивидуализации. Современная Америка стала не свободным рынком и не обществом на договорной основе, а «капиталистической», уже не рациональной, независимой, современной и дающей освобождение, но отсталой, алчной, анархической и нищающей страной. Перестановка знака и символов, которые ранее связывались с современностью, осквернила движение, ассоциировавшееся с ее названием. Было объявлено о смерти либерализма (Lowi, 1969), и его реформистское происхождение начала двадцатого века было осуждено в качестве маскировки усиления корпоративного контроля (Kolko, 1967; Weinstein, 1968). Терпимость стала ассоциироваться со взбалмошностью, безнравственностью и подавлением (Wolff, Marcuse, & Moore, 1965). Аскетизм западной религии критиковали за его подавляющую современность, и вместо него са-крализовались восточные и мистические религии (Brown, 1966; см. Brown, 1959). Современность приравнивалась к механизму машины (Roszak, 1969). В отношении третьего мира демократия определялась как роскошь, а сильное государство — как необходимость. Рынки стали не роскошью, а врагами, так как капитализм представлялся как гарантия недоразвития и отсталости. Такая перестановка экономических идеалов распространилась и на развитые страны. Гуманистический социализм заменил капитализм государства все- ГЛАВА 8 общего благосостояния в качестве высшего символа блага. Считалось, что капиталистические экономики порождают только огромную бедность и огромное богатство (Kolko, 1962) и что капиталистические общества суть источники этнических конфликтов (Bonacich, 1972), фрагментации и отчуждения (Oilman, 1971). Не рыночное общество, но социализм должен был обеспечить богатство, равенство и восстановление сообщества. Эти явления сопровождались фундаментальными изменениями в социальных нарративах. На поверхность всплыли интеллектуальные мифы и превратились в истории коллективного триумфа и героических преобразований. Настоящее было переосмыслено не как исход долгой борьбы, а как путь к другому, лучшему миру26. В рамках этого 26 Книга под редакцией Дэвида Аптера «Идеология и недовольство» (Ideology and Discontent) — это публикация, которая при взгляде на нее сегодня выглядит как репрезентирующий и ре-презентационный водораздел между данными историческими стадиями, а также между теорией модернизации и тем, что за ней последовало. Среди авторов были ведущие социологи-специалисты по модернизации, старавшиеся справиться со все более заметными аномалиями этой теории, в частности, с сохраняющейся значимостью утопической и революционной идеологии в странах третьего мира, которая вдохновляла революции, и с провалом «прогрессивного» модернизирующего развития в целом. «Идеология как культурная система» Клиффорда Гирца (в: Geertz, 1973 [1964]), столь важная для идей развития в постмодернистских теориях, впервые появилась в этом сборнике. Как оказалось, сам Аптер прошел через личную теоретическую эволюцию, соответствующую описанным здесь более широким изменениям, и сместился от восторженного принятия и объяснения модернизации третьего мира, сосредоточенного на универсальных категориях культуры и социальной структуры (см., например, Apter, 1963), к постмодернистскому скептицизму относительно «несущих освобождение» перемен и к сосредоточенности на культурном партикуляризме. Данная позиция проявляется в осознанно антимодернистских и антиреволюционных мотивах в рамках поразительной деконструкции маоизма, которую Аптер опубликовал в конце восьмидесятых годов (1987). В интеллектуальных карьерах Роберта Беллы и Майкла Уолцера обнаруживаются сходные, хотя и не идентичные очертания. Эти и другие примеры (см. примеч. № 8 и 20) наводят на интригующий вопрос, который Миллс описал как отношение между ГЛАВА 8 героического мифа акторы и группы в обществе настоящего воспринимались как находящиеся «в состоянии борьбы» за построение будущего. Индивидуализированный, интроспективный нар-ратив романтического модернизма исчез, а с ним и неопределенность и ирония в качестве предпочитаемых социальных ценностей (Gitlin, 1987: 377-406). Теперь этические границы проводились резко, а политические императивы оттискивались черным по белому. В литературоведении «новая критика» уступила место новому историзму (например, Veeser, 1989). В психологии морализатора Фрейда теперь считали антиподавляющим, эротичным и даже полиморфно извращенным (Brown, 1966). Новый Маркс иногда оказывался адептом ленинизма, а иногда радикальным ком-мунитаристом; его лишь изредка изображали как социал-демократа или гуманиста в прежнем, модернистском смысле27. Небольшая история, с которой открывается этот очерк, иллюстрирует данное изменение в идейной чуткости. В ходе спора с Инкелесом Валлерстайн зловеще заявил, что «пришло время отложить детские игрушки и посмотреть в лицо реальности» (1979; 133). В этой ситуации он выступал не как реалист, а скорее как человек, примеривший на историей и биографией. Как интеллектуалы справлялись с исторической сменой схем кодов/нарративов, толкавшей их в самую толщу сплетений «нового мира нашего времени»? Некоторые из них сохранили верность прежним схемам и в результате либо на время, либо навсегда «устарели». Другие выбрали другую схему и стали современными, не обязательно из приспособленческих соображений, но в силу личного переживания болезненного исторического опыта, который порою позволял им остро ценить «новое». 27 См., например, исполненный ощущения конца света тон современных статей, опубликованных в сборнике Smiling through the Apocalypse: Esquire's History of the Sixties (Esquire, 1987). ГЛАВА 8 себя образ героя. Ведь нарративное красноречие того периода опиралось на темы освобождения и революции, а не (как мог бы сказать Вебер) на трудную, унылую задачу справляться с будничными потребностями. Валлерстайн утверждал, что быть реалистом - значит осознавать, что «мы живем в эпоху перехода» к «социалистическому методу производства, нашему будущему мировому правительству» (136). Экзистенциальный вопрос, который он предложил своим слушателям, звучал так: «Как мы относимся к этому?» Он предположил, что есть только две альтернативы: можно отнестись к неотвратимой революции «как рациональные бойцы, вносящие в нее свой вклад, или как ее умные противники (неважно, злонамеренные или циничные)». Риторическое построение этих альтернатив показывает, как здесь соединились перестановка бинарного кодирования (четкая граница между хорошим и плохим, при этом современность оскверняется) и создание нового героического нарратива (воинственно проникнутая ощущением конца света ориентация на будущее спасение)28. Напомним, что Валлерстайн изложил свои замечания в ходе научного выступления, позднее опубликованного под названием «Теория 28 Чтобы предупредить непонимание относительно тех аргументов, которые здесь излагаются, мне следует подчеркнуть, что это и другие сходства, которые я провожу между кодом, нар-ративом и теорией, составляют то, что Вебер, с опорой на Гете, называл «избирательным сродством», а не историческими, социологическими и семиотическими причинными связями. Приверженность этим теориям могла бы, в принципе, быть вызвана иными видами идеологических формулировок и могла бы существовать в более ранние времена и в других национальных окружениях. Эти конкретные версии кода и нарратива необязательно всегда сочетаются. Тем не менее в рассматриваемых здесь исторических периодах эти позиции действительно смешивались взаимодополняющим образом. 35 Культурсоциология ГЛАВА 8 модернизации: да упокоится с миром». Он был одним из самых влиятельных и оригинальных специалистов по социальной теории периода теории антимодернизации. Социальные теории, предложенные этим новым поколением радикальных интеллектуалов, могут и должны рассматриваться в научных терминах (см. Alexander, 1987; van den Berg, 1980). По сути, их идеи приобрели господствующее влияние в семидесятые годы и сохраняли верховенство в современной социальной науке еще долго после исчезновения идеологических общностей, в которых они были изначально укоренены29. Однако я вновь 29 Это краткое упоминание об «отставании» в смене поколений важно подчеркнуть. В основном именно новые поколения, приходящие в политическое и культурное самосознание, создают новые интеллектуальные идеологии и теории, и, как впервые подчеркнул Карл Мангейм, идентичность поколения обычно остается постоянной, несмотря на изменения в историческом времени. В результате в любой отдельный момент времени «интеллектуальная среда», которая считается целостной, обычно содержит ряд соперничающих идеологических формулировок, предлагаемых исторически порожденными археологическими формациями. Более того, поскольку внутри каждого поколения сохраняются личности, обладающие интеллектуальным авторитетом, постольку прежние интеллектуальные идеологии продолжают социализировать некоторых членов последующих поколений. Иными словами, социализация через влияние авторитетов усиливает эффект отставания, который еще дополнительно усугубляется тем фактом, что доступ к организационным инфраструктурам социализации, например, контроль над программами обучения аспирантов в важнейших университетах и редакцией ведущих журналов, могут получить влиятельные представители поколений, чья идеология/теория может уже быть «отвергнутой» теми изменениями, которые происходят в среде молодого поколения. Эти соображения создают многослойный эффект, из-за которого трудно распознать цепочку интеллектуальной преемственности до тех пор, пока идеи не закрепятся в окончательной форме. Такие инерционные эффекты формирования поколений подразумевают, что новые идеологии/теории могут быть вынуждены реагировать не только на непосредственно предшествующую им формацию, которая является для них первичной точкой отсылки, но и вторичным образом они могут быть реакцией на все формации, которые сохраняются в социальной среде в момент их складывания. Например, в то время как постмодернизм в данном очерке представлен в основном как ответная реакция ГЛАВА 8 настаиваю на том, что для того, чтобы изучить процесс упадка некоего типа знания, необходимо принимать во внимание и более широкие, вненаучные соображения. Теории создаются интеллектуалами в процессе поиска смысла. В ответ на непрерывные социальные изменения в процессе смены поколений происходят сдвиги, из-за которых научные и идеологические достижения предшествующих поколений интеллектуалов могут казаться не только эмпирически неубедительными, но и психологически поверхностными, политически неуместными и морально устаревшими. К концу семидесятых годов энергия радикальных общественных движений предшествующего периода угасла. Некоторые из требований, выдвигавшихся этими движениями, были институционализированы; другие требования были заблокированы масштабными движениями, вызванными реакцией возмущения (massive backlash movements), которые породили консервативные группы общественности и привели к власти правительства правого толка. Культурно-политический сдвиг был столь быстрым, что снова казалось, что он представляет собой своего рода исторический и эпистемологический перелом30. В среде полити-
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |