Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический анализ понятия профессиональной идентичности




Понятие идентичности как защиты индивидуального, соотношение образа “Я” с его жизненным воплощением, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, стало одной из главных тем в общественной мысли и науки XX столетия.

Идентичность - Identity; Identitat) - бессознательная тенденция в поведении, когда две разнородные сущности - как внешние, так и внутренние - воспринимаются как идентичные; может возникать и между внутренним и внешним элементами. Понятие идентичности в аналитическом смысле используется, в частности, в психологии младенчества, когда еще не возникла четкое сознательное разделение между младенцем и его родителями. Этот термин служит метафорой для обозначения младенческих позитивных и негативных образов, фантазий и чувств, сливающих младенца в единое целое с матерью [В. Зеленский. Словарь аналитической психологии].

Современное теоретическое осмысление феномена идентичности формируется к концу 60-х гг. ХХ в., по мере того как социология обращает внимание на то, что социальные агенты создают собственные классификации социальных фактов и что эти классификации обусловлены формами социальной дифференциации. Одним из первых направлений в психологии, в рамках которого произошла попытка описания механизма формирования личности и ее идентичности, стал интеракционистский подход. Полемизируя с бихевиористскими теориями личности, Дж. Г. Мид показывает, что личностная целостность, «самость» не есть apriori человеческого поведения, а складывается из свойств, создаваемых в ходе социального взаимодействия («социальной интеракции»). Идентичность – изначально социальное образование; индивид видит (а значит, и формирует) себя таким, каким его видят другие.

Стоит отметить, что в становлении идентичности существенную роль играет наличие и характер обратной связи и преобразовательной активности, направленной вовне. Внешние влияния имеют смысл, прежде всего, в виде образа «обобщенного другого». Так, например, в работах Ч. Кули подчеркивается, что с рождения человек не обладает какой-либо системой критериев оценки самого себя. Индивид усваивает их от других и формирует на этой основе собственную систему критериев и представлений. Дж. Мид считает, что индивид осознает собственную идентичность лишь в том случае, если смотрит на себя глазами другого: «в ней проясняется точка зрения и позиция другого человека по отношению к нам, так как мы применяем чужие точки зрения и позиции к самим себе» [Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию]. Подтверждение находим у А. Стросса, который считает, что обобщенный другой является представителем общества в личности. Влиянием социума обусловлены такие характеристики идентичности, как стабильность (Дж. Бьюженталь), автономность (Р. Лейнг), концептуальность (К. Роджерс).

Проблематика идентичности активно разрабатывается и социологами в рамках символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блум, Ч. Кули, Р. Тернер, Х. Беккер, И. Гоффман, Г. Фогельсон, Ю. Хабермас и др.), основной посыл которого заключается в том, что становление социального «Я» происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. Индивид осознает себя как члена группы посредством принятия на себя ролей других индивидов (в начале жизни это родители, затем другие значимые люди) [Ефименко В.Н. Генезис понятия «идентичность» в гуманитарных науках].

Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов: 1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование); 2) оценки — определения значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых. Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомадации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности. Так как социальные изменения постоянны, индивид сталкивается с постоянным изменением информации для ассимиляции. Для поддержания своей идентичности он может какое-то время не воспринимать эти изменения, используя для этого различные стратегии защиты идентичности. Дж. Марсиа также отмечает, что идентичность развивается на протяжении всей жизни [Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность].

И. Гофман выделяет три вида идентичности: социальная идентичность – типизация личности другими на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит: личная идентичность – личностные свойства, индивидуальные признаки человека; Я-идентичность – субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия.

Идентичность Я - согласно Э. Эриксону, - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития [С.Ю. Головин. Словарь практического психолога].

Эрик Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно: индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования; тождественность и целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл; единство и синтез-ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии; социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям [Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис].

На основе работ Э. Эриксона Дж. Марсиа предложил концепцию статусов эго-идентичности, ставшую впоследствии наиболее популярной моделью для изучения формирования эго-идентичности. Он выделил «диффузную идентичность», «предрешенность», «мораторий» и «достигнутую идентичность». Эти четыре статуса были описаны с помощью двух параметров: «кризиса» и «принятия обязательств» в таких двух основных сферах функционирования, как профессиональная деятельность и идеология, к которой относятся религия и политика.

Для исследования идентичности Дж. Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью. На основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности.

Достигнутая идентичность – этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

Мораторий – этот термин вслед за Э.Эриксоном Дж.Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

Преждевременная идентичность – этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как удостигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.

Диффузная идентичность – такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности людипереживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.

Параметр «кризис» относится к тому периоду в жизни человека, когда он размышляет над тем, какую профессию выбрать, каким убеждениям и ценностям следовать в жизни. В состоянии кризиса находятся люди, которые в данное время выбирают между альтернативами, их предпочтения еще слишком слабы и неопределенны. Следует отметить, что Э. Эриксон считал прохождение кризиса идентичности нормальным явлением, которое сопровождает людей, находящихся в статусе моратория, и является обязательным условием для формирования достигнутой идентичности.

В системной теории Н. Лумана рассматривается концепция самореферентной идентичности, абстрагированной от какой бы то ни было включенности в социальные связи и социальные позиции. Согласно Луману, индивид идентифицирует сам себя через соотнесение с собственной индивидуальностью.

Сложным для отечественных психологов оказался вопрос о месте профессиональной идентичности в общей системе идентификационных процессов. В ряде концепций понятие "профессиональная идентичность" является конкретизацией термина "личностная идентичность" применительно к условиям профессионального становления личности. Автор ряда статей о соотношении социальной и личностной идентичности, В.И. Павленко считает, что профессиональная идентичность является частью личностной идентичности.

Профессиональная идентичность, будучи подвидом социальной идентичности, является личностным качеством, поэтому появляется в ходе личностного и профессионального становления показывает влияние, на многие аспекты, мышления человека.

Профессиональная идентичность- психологическая категория,относящаяся к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. Профидентичность детерминирована профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентируется посредством речевых средств через образ "Я". Профессиональная идентичность является категорией профессионального самосознания, отражает единство профессионального менталитета и мастерства, порождается профессиональным опытом и общением, выступает как самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы. Профессиональная идентичность -это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик(норм,ролей и статусов.

Необходимость введения понятия "профессиональная идентичность", Н.С. Пряжников объясняет тем, что «профессиональное становление личности является ведущей формой обретения идентичности. Профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, поскольку связана с определенным групповым членством. Тем компонентом идентичности, который придает ей индивидуальный характер, является система ценностей, сопровождающая восприятие группового членства. Поскольку профессионализация основана на переоценке сложившейся системы ценностей и осознании собственных профессионально-важных качеств, возникает иллюзия, что профессиональная идентичность и личностная - явления одного порядка».

Под профессиональной идентичностью Д.И. Завалишина понимает характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности.

Сущность профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер видит в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществлять личностное самоопределение, интегрировать в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте.

Исследователи проблемы развития профидентичности подчеркивают, что формирование профессиональной идентичности - очень сложный процесс, который не всегда осознается индивидуумом. Например, Е.А. Климов (2010) отмечает, что формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит неосознанный характер, поскольку многие трудовые операции объединены в результате применения однотипных технических средств деятельности в разных профессиях. Это ухудшает формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе.

Профессиональная идентичность формируется целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных схем профессионального поведения. Более глубокая интериоризация профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ "идеального профессионала", который дополняется образом "себя как профессионала", все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания - от стереотипов поведения в нестандартных ситуациях, самореализации и развития личности в среде. В противном случае индивидуум рискует остановиться на уровне выполнения узкого набора функций.

Трехкомпонентность структуры профессиональной идентичности в том или ином виде находит подтверждение не только в традиционно близких к проблематике профессионала и профессиональной идентичности концепциях Холланда, Бергмана, Сьюпера и Эриксона, но и у таких разноплановых авторов, как Селье, Уорд, Парсонс, Московичи, Бандура, Маслоу, а также в работах российских психологов: К.А. Абульхановой, В.А. Бодрова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко.

Первый компонент – формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных в определенной предметной области, в результате чего происходит расширение информационно-психологического пространства будущего профессионала и складывается инструментальный компонент профессиональной идентичности. Второй компонент - поэтапное структурное изменение личности, повышающее автономность ее поведения при решении профессиональных задач, т.е. формируется индивидуальный компонент профессиональной идентичности. Третий компонент – принятие норм нравственных отношений внутри профессионального сообщества и выработка принципов социального поведения в зоне своего профессионального влияния (социальный компонент профессиональной идентичности).

Изучение профессиональной идентичности раскрывает новые возможности: в изучении идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности, и связанных с нею трудностей в подготовке психологов-практиков; в проекции психологической природы идентичности в перспективе “Профессия” (Дело), “Личность” (Образ Я), “Другие” (Профессиональное сообщество) и связанных с ними психолого-педагогических проблем вузовской подготовки психологов-практиков; — в обосновании функциональной специфики профидентичности психологов, которая структурируется смыслами, интеракциями.

Исследователи подчеркивают также, что формирование профессиональной идентичности - очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком.

На основе проведенного анализа различных подходов будет рассмотрена профессиональная идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно - эмоционально - поведенческих самоописаниях с точки зрения концепции Л.Б. Шнейдер.

Цитируя статью В.А. Семенкова, можно отметить, что: «Профессиональная рефлексия и идентичность отсутствуют, поскольку, повторяю, студент осознает себя в терминах становления и никогда – терминах завершенности, каким является «профессионал». В результате имеем: новобранец, входящий сразу в два сообщества – профессиональное и студенческое, – формирует идентичность лишь во втором из них: в студенческом. Только в студенческое сообщество он заранее готов интегрироваться и заранее готов соблюдать правила. При этом студент не колеблясь идентифицирует новое знание и навыки как отстраненно-профессиональные, т.е. целиком относящиеся к завтрашнему профессионализму – в студенческом «сегодня» никакого профессионализма собственно, еще нет. Поэтому на 1–3-х курсах вы не встретите реплик и сомнений «А тому ли профессионализму нас тут учат?». Любопытны выводы Л.Я. Племановой и О. В ишняковой по итогам исследования адаптации студентов-первокурсников к студенческой жизни. Они указали, что «студенты довольно быстро привыкают к новой атмосфере» и «наибольшими трудностями в студенческой жизни является первая сессия и выступление перед аудиторией». По поводу таких исследований можно заметить, что после первой сессии у студентов уже формируется навык сдачи экзаменов, что же касается навыка публичных выступлений, то он как раз перестает формироваться, т.к. требует дополнительных усилий профессионального характера».

Исследование У.С. Родыгиной [29] показало, что студенты с невыраженной профессиональной идентичностью считают, что профессия психолога не способна удовлетворить их потребности, в ней они не смогут самореализоваться. Данной группе свойственно разочарование в профессии, пассивное к ней отношение, студенты испытывают негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано, они не ставят цели в профессии, не планируют свою профессиональную жизнь. Напротив, студенты с высокой степенью выраженности профессиональной идентичности характеризуются более развитой способностью к самопознанию своих внутренних психических актов и состояний, к самоконтролю и осознанию своего поведения, т.е. у них, по сравнению со студентами с невыраженной профессиональной идентичностью, более развита рефлексивность в целом, и профессиональная рефлексия в частности.

Рассмотрим создание методики для выявления профессиональной идентичности А.А. Озериной. Методика создавалась в качестве исследовательского инструмента, но также м ожет быть и спользована в процессе индивидуального консультирования для выявления индивидуальных различий формирования ПИ студентов, а точнее, выяснения степени сформированности ПИ (статуса ПИ).

В основе опросника лежит шкала отношений, которая при необходимости преобразуется в номинальную. Номинальная шкала «допускает лишь операцию установления равенства – неравенства. При обработке данных, полученных с помощью этой шкалы, возможно вычисление: числа случаев, моды, корреляции с использованием коэффициента φ (фи) и критерия c2» [6]. Поэтому в ходе обработки данных в ситуации научного исследования нет необходимости преобразовывать относительные переменные в номинальные, чтобы иметь возможность произвести с ними большее количество статистических операций. Но при использовании опросника в практической деятельности психолога такая возможность ценна, так как позволяет определить статус ПИ испытуемого. Опросник содержит две итоговые шкалы, отражающие уровень сформированности и зрелости ПИ, различное сочетание которых дает один из четырех статусов идентичности. Также можно проследить динамику элементов ПИ студентов с помощью подсчета результатов по 7-и субшкалам, каждая из которых представляет собой определенный элемент ПИ и складывается из двух составляющих (субкатегорий): 1.Учебно-профессиональные планы: 1) определенные/неопределенные; 2)собственные/заимствованные. 2. Отношение к профессии: 1) эмоциональное принятие/отвержение; 2) рациональное принятие/отвержение. 3. Образ профессии: 1) внутренний/поверхностный; 2) целостный/фрагментарный. 4. Образ профессионала: 1) четкий/размытый; 2) осознанный/стереотипный. 5. Профессиональная позиция: 1) активная/пассивная; 2) автономная/зависимая. 6. Профессиональная самооценка: 1) адекватная/неадекватная; 2) как результат собственной рефлексии/результат оценки других. 7. Профессиональная мотивация: 1) положительная/отрицательная; 2) интринсивная/экстринсивная.

Анализируя процесс воспитания правовой культуры профессионально ориентированной молодежи, следует отметить, что правовоспитанию присущи свои причинно-следственные зависимости – между формирующими процессами и их результатами. Важнейшим из них является следующая установка: воспитывает не только конкретный человек – учитель или воспитатель – но и повседневная жизнь, социальная среда и важно, чтобы их воздействия были согласованы. В то же время, следует отметить, что в процессе формирования профессиональной идентичности следует учитывать тот или иной тип личности будущего правоведа, его внутреннюю мотивацию при выборе профессии. В научной литературе обозначаются три основных типа. В частности, первый тип личности, представляет собой вариант, сочетающий увлеченность работой с материальной заинтересованностью и высокой общественной оценкой результатов своего труда. Вторая типологическая группа работников характеризуется устойчивым интересом к содержанию труда, любовью к профессии, а также осознанием социальной значимости результатов трудовой деятельности, отсутствием материальной заинтересованности. К третьему, часто встречающемуся типу, относятся работники, для которых материальная заинтересованность является ведущим мотивом отношения к труду. Это так называемый «неустойчивый тип». Отмечается, что эта категория работников высоко ценит значимость результатов своего труда. Однако отсутствие интереса к содержанию труда порождает у них стремление к перемене профессии.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что эффективность процесса формирования профессиональной идентичности студентов- правоведов во многом зависит от качества социализационных механизмов, направленных на личность актора в ранний возрастной период. Объем правовых знаний и уровень правосознания имеют ключевое значение в процессе профессионального становления специалиста, в основу деятельности которого будут положены соответствующая культурно-правовая модель поведения и особое правовое мировоззрение.

В исследовании О. В.Барсуковой и Е. В.Григорьевой сравнительный анализ представленности профессиональной идентичности в самосознании студентов-музыкантов и студентов-психологов был проведен с помощью параметрического критерия Фишера. Статистическая обработка результатов критерием Фишера, позволяющая выявить достоверно значимые различия в частоте встречаемости отдельных признаков, дала следующее Достоверно значимые различия в степени выраженности профессиональной идентичности у студентов различных специальностей показали следующий результат: φ = 5,37, p = 0,01 (данный показатель входит в зону значимости). В группе музыкантов количество встречаемости показателя представленности профессиональной идентичности равно 90, из количества всех встречаемых признаков 261. В группе психологов количество встречаемости показателя представленности профессиональной идентичности равно 56, из количества всех встречаемых признаков 355. Следовательно, можно сделать вывод, что встречаемость показателя представленности профессиональной идентичности у студентов-музыкантов чаще, чем у студентов-психологов. Это говорит о том, что музыканты в большей степени ассоциируют себя со своей профессией, так как для них профессия – это основная цель профессиональной карьеры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.