Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. Различия профессиональной идентичности, карьерных ориентаций и самоотношения у студентов государственного муниципального управления и студентов юридического




Различия профессиональной идентичности, карьерных ориентаций и самоотношения у студентов государственного муниципального управления и студентов юридического факультета

Взаимосвязи между профессиональной идентичностью, карьерными ориентациями и самоотношением у студентов факультета государственного муниципального управления и студентов юридического факультета

Структура самоотношения у студентов факультета ГМУ и юриспруденции

Карьерные ориентации у студентов факультета ГМУ и юриспруденции

Профессиональная идентичность студентов факультета государственного муниципального управления и юридического факультета

Этапы исследования

Процесс выполнения данного исследования был подразделен на следующие этапы:

Подготовительный этап:

1. выбор темы осуществился из предложенного перечня тем выпускающей кафедры;

2. на основании заявления студента тема была утверждена научным руководителем.

Основной этап:

3. была подобрана литература;

4. был составлен план работы;

5. работа была оформлена (введение, 1, 2, 3-я главы);

6. проведена практика;

7. доработана 2,3-я глава, оформлено заключение, список литературы, приложения.

Завершающий этап. Подготовка и защита дипломной работы:

8. преддипломная защита;

9. доработка по замечаниям;

10. оформление по ГОСТу;

11. получение рецензии

12. публичная защита.

 

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и личностных особенностей студентов гуманитарных направлений

В результате проведения методики А.А. Азбель «Методика для определения статуса профессиональной идентичности» были получены следующие результаты. Данная методика была проведена на выборке, состоящей из 40 человек (20 студентов-менеджеров и 20 студентов-юристов).

Общие результаты проведенного эксперимента, полученные с помощью данной методики, представлены в сводной таблице результатов (см. Приложение 1)

Таблица статистических данных по «Методике для изучения профессиональной идентичности» А. Азбель по студентам факультета государственного муниципального управления

Таблица 1

  Неопределенная Навязанная Мораторий Достигнутая    
Среднее значение   2,9 8,85 11,75
Медиана     8,5 12,5
Среднеквадратическое отклонение   4,33 4,89 5,67
Минимум 16,00   2,00 2,00
Максимум 16,00 14,00 18,00  

 

Исходя из данных этой таблицы, можно сделать вывод, что самое высокое среднее значение по группе имеет такой статус профессиональной идентичности, как статус достигнутой профессиональной идентичности.

Эти испытуемые характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть.

 

 

Рис 1. Средние значения по статусам профессиональной идентичности у студентов факультета государственного муниципального управления

Как видно из представленных на диаграмме данных, характеристики испытуемых отличаются следующим:

Более всего выражена шкала статуса неопределенной профессиональной идентичности (16 баллов). Эти баллы означают яркую выраженность признака. Такое состояние характерно для учащихся, которые еще не выбрали прочные профессиональные цели и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития.

Шкала статуса достигнутой профессиональной идентичности (11,8 баллов). Эти баллы означают выраженность выше среднего уровня. Этим статусом обладают те учащиеся, которые готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем.

Шкала моратория (8,9 баллов). Эти баллы означают среднюю выраженность. Такое состояние характерно для учащихся, исследующих альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем.

Шкала статуса навязанной профессиональной идентичности (2,9 балла). Эти баллы означают, что данный статус не выражен. Это состояние характерно для учащихся, которые выбрали свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышления, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей, друзей и т.д.

Таблица статистических данных по «Методике для изучения профессиональной идентичности» А. Азбель у студентов факультета юриспруденции

Таблица 2

  Неопределенная Навязанная Мораторий Достигнутая
Среднее значение 2,6500 1,7000 12,0500 8,4000  
Медиана 1,5000 0,5 13,5000 7,0000  
Среднеквадратическое отклонение 2,6 2,89 5,68 5,17  
Минимум 0,00 0,00 0,00 0,00  
Максимум 8,00 11,00 21,00 20,00  

 

Исходя из результатов, представленных в данной таблице, можно сделать вывод о том, что в выборке студентов-юристов наиболее выражен такой статус профессиональной идентичности, как мораторий.

Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.

Рис. 2. Диаграмма средних значений по статусам профессиональной идентичности у студентов факультета юриспруденции

Как видно из данных на графике результатов, эти испытуемые характеризуются следующими особенностями:

Шкала моратория (12,1 балл). Эти баллы означают среднюю степень выраженности. Такое состояние характерно для учащихся, ищущих другие варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем и примеряя на себя различные профессиональные роли.

Шкала статуса достигнутой профессиональной идентичности (8,4 балла). Эти баллы означают среднюю степень выраженности статуса. Этим статусом обладают те учащиеся, которые готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем.

Шкала статуса неопределенной профессиональной идентичности (2,7 балла). Эти баллы означают, что данный статус не выражен. Такое состояние характерно для учащихся, которые еще не выбрали прочные профессиональные цели и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития.

Шкала статуса навязанной профессиональной идентичности (1,7 баллов). Эти баллы означают, что данный статус не выражен. Это состояние характерно для учащихся, которые выбрали свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышления, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей, друзей и т.д.

Данная методика была проведена на выборке, состоящей из 40 человек (20 студентов-менеджеров и 20 студентов-юристов).

В результате проведения методики «Якоря карьеры» Э. Шейна в переводе и адаптации В.Э. Винокуровой и Е.В. Чикер были получены следующие результаты.

Общие результаты представлены в сводной таблице (см. приложение)

Таблица статистических данных по методике «Якоря карьеры» по студентам-менеджерам

Таблица 3

  ПК М А СМР СМЖ С Вызов ИСЖ П
Медиана 6,0000 7,2000 7,0000 8,3000 5,1500 7,9000 6,2000 7,6000 6,3000
Ср. отклонение 1,98 2,01 1,45 2,35 2,86 1,76 1,76 1,21 2,06
Минимум 2,40 2,20 3,20 1,00 1,00 3,40 3,80 5,80 3,00
Максимум 10,00 9,80 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00

 

На основе данных, представленных в этой таблице, можно выявить наибольшее среднее значение, которым является шкала «стабильность места работы» и наименьшее – соответственно, «стабильность места жительства»

Стабильность -эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места»..

Рис 3. Средние значения по шкалам методики "Якоря карьеры" Э. Шейна у студентов факультета государственного управления

Как видно из представленных на диаграмме данных, испытуемые характеризуются следующими признаками.

Ярко выражены такие шкалы, как: стабильность места работы (7,7 баллов), людям с такой ориентацией ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Они будут совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания; интеграция стилей жизни (7,5 баллов), такие люди ориентированы на интеграцию различных сторон образа жизни; служение (7,5 баллов), люди с такой ориентацией не будут работать в организации, которая враждебна их целям и ценностям, и откажутся от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит им реализовать главные ценности жизни; менеджмент (7,2 балла), люди с карьерной ориентацией на менеджмент будут считать, что не достигли целей своей карьеры, пока не займут должность, на которой смогут управлять различными сторонами деятельности предприятия; автономия (7 баллов), первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать; вызов (6,5 баллов), процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация; предпринимательство (6,4 балла) -- люди с такой карьерной ориентацией стремятся создавать что-то новое, они хотят преодолевать препятствия, готовы к риску. и профессиональная компетентность (6,1 балл) – люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, и счастливы достигнуть успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.

Неярко выражены такие шкалы, как стабильность места жительства (5,4 балла). Такие люди связывают себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняют работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места»

Таблица статистических данных по методике «Якоря карьеры» у студентов факультета государственного муниципального управления

Таблица 4

  ПК М А СМР СМЖ С В ИСЖ П
Медиана 5,5000 5,8500 5,9000 8,3000 5,0000 8,5000 6,9000 7,2000 6,3000
Ср. отклонение 1,65 2,48 2,33   2,46 2,05 2,05 2,18 2,43
Минимум 3,00 1,00 2,30 2,30 1,00 2,20 1,00 2,30 1,80
Максимум 8,60 10,00 10,00 10,00 9,70 10,00 10,00 9,40 9,40

 

По результатам данной таблицы можно судить о том, что в этой выборке в среднем преобладает такие карьерные ориентации, как ориентация на служение(8,5 баллов), тогда как менее всего выражена ориентция на стабильность места жительства (5 баллов).

Основными ценностями при ориентации служения являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. п.

Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места».

Рис 4. Средние значения по шкалам методики "Якоря карьеры" Э. Шейна у студентов факультета юриспруденции.

На основе данных, представленных на диаграмме, можно охарактеризовать испытуемых следующим образом.

Ярко выражены такие шкалы, как служение (7,9 баллов), люди с такой ориентацией не будут работать в организации, которая враждебна их целям и ценностям, и откажутся от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит им реализовать главные ценности жизни; стабильность места работы (7,5 баллов), людям с такой ориентацией ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя; интеграция стилей жизни (6,9 баллов), вызов (6,7 баллов), процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация; автономия (6,2 балла) -- такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда); и менеджмент (6,1 балл) – в данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации.

Неярко выражены такие шкалы, как стабильность места жительства (4,8 баллов), люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста; профессиональная компетентность (5,8 баллов) -- такие люди готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса; и предпринимательство (5,8 баллов) – такие люди не желают работать на других, они желают иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство.

Данная методика была проведена на выборке, состоящей из 40 человек (20 студентов-менеджеров и 20 студентов-юристов).

В результате проведения методики «Опросник самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева были получены следующие результаты.

Общие результаты представлены в сводной таблице (см. Приложение 1).

Таблица статистических данных по методике «Тест-опросник самоотношения» у студентов факультета государственного муниципального управления

Таблица 5

  Глобальное смоотношение Самоуважение Аутосимпатия Самоинтерес Ожидаемое отношение от других
Среднее значение 76,28 71,52 61,86 48,16 74,17
Медиана 88,0 83,34 69,67 53,0000 92,33
Ср. отклонение 24,39 28,11 25,08 26,56 27,4
Минимум 13,00 9,33 16,00 3,33 16,00
Максимум 100,00 99,67 99,67 100,00 100,00

На основе данной таблицы можно определить, что уровень глобального самоотношения испытуемых очень высок (76,28%), в то время как интерес к собственным мыслям не выражен (48,16%).

Таблица статистических данных по методике «Тест-опросник самоотношения» по студентам факультета государственного муниципального управления (шкалы, отражающие направленность респондента на установку по отношению к собственному «Я»)

Таблица 6

  Самоуверенность Отношение других Самопринятие Саморуководство Самообвинение Самоинтерес Самопонимание
Среднее значение 63,42 39,58 65,77 65,43 51,03 70,8 74,17
Медиана 65,6700 32,0000 70,6700 60,3300 52,0500 67,34 76,1700
Ср. отклонение 24,2 22,59 31,08 20,49 26,73 24,09 22,36
Минимум 16,67 3,67 7,67 38,33 1,67 24,33 21,33
Максимум 92,33 80,00 100,00 100,00 96,67 100,00 99,33

 

Изучив данные этих таблиц, можно определить, что наиболее высокое среднее значение имеет шкала самопонимания.

Самопонимание отражает готовность к рефлексси и пониманию своих поступков, способность руководить собой.

Рис 5. Средние баллы по шкалам методики "Тест-опросник самоотношения" у студентов государственного муниципального управления

На основе данных, представленных на диаграмме, можно охарактеризовать испытуемых следующими образом.

Шкала глобального самоотношения (76,3%), признак ярко выражен. Высокая степень внутренне недифференцированного чувства «за» себя.

Шкала самоуважения (71,5%), признак выражен. Средняя степень эмоционально и содержательно объединенной веры в свои силы, способности, энергию и самостоятельность.

Шкала аутосимпатии (61,9%), признак выражен. Средняя степень одобрения себя в целом и в существенных частностях, доверия к себе и позитивной самооценки.

Шкала самоинтереса (48,2%), признак не выражен. Низкая степень близости к самим себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам.

Шкала ожидаемого отношения от других (74,2), признак ярко выражен. Высокая степень ожидания позитивного отношения к себе окружающих.

Рис 6. Средние баллы по шкалам, отражающим направленность респондента на устнановку по отношению к собственному «Я» у государственного муниципального управления

На основе данной диаграммы также можно выявить следующие особенности студентов факультета государственного муниципального управления.

Шкала самоуверенности (63,4%), признак выражен. Средняя степень выраженности позитивной оценки своих возможностей.

Шкала отношения других (39,6), признак не выражен. Низкая степень ожидания позитивного отношения к себе, готовность к агрессии со стороны других.

Шкала самопринятия (65,8%), признак выражен. Средняя степень принятия себя и своих недостатков, одобрения себя себя.

Шкала саморуководства (65,4%), признак выражен. Средняя степень готовности руководить своими поступками.

Шкала самообвинения (51%), признак выражен. Средняя степень готовности к обвинению себя и к таким эмоциональным реакциям, как раздражение, презрение и издевка над самим собой.

Шкала самоинтереса (70,8%), признак выражен. Средняя степень готовности к общению с собой на «равных», интересу к своими мыслям.

Шкала самопонимания (74,2%), признак ярко выражен. Высокая степень готовности к пониманию самого себя, анализу своих поступков и мыслей.

Таблица статистических данных по методике «Тест-опросник самоотношения» у студентов факультета юриспруденции

Таблица 7

  Глобальное смоотношение Самоуважение Аутосимпатия Самоинтерес Ожидаемое отношение от других
Среднее значение 73,13 64,33 52,82 46,82 69,83
Медиана 82,5000 79,0000 47,0000 46,34 92,33
Ср. отклонение 22,91 31,17 26,61 27,6 33,21
Минимум 16,00 6,00 9,00 6,00 2,00
Максимум 96,67 93,67 96,67 91,33 100,00

 

Исходя из данных, представленных на таблице, можно сделать вывод о том, что у испытуемых высок уровень недифференцированного самоотношения (73,13%), и не выражен самоинтерес (46,82%).

Таблица статистистических данных «Тест-опросник самоотношения» (семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента) по студентам факультета юриспруденции

Таблица 8

  Самоуверенность Отношение Самопринятие Саморуководство Самообвинение Самоинтерес Самопонимание
Среднее значение 52,54 54,52 68,34 65,28 51,99 64,45 60,89
Медиана 49,67 51,33 70,67 60,33 43,33 80,0000 64,67
Ср. отклонение   34,12 27,9 23,18 30,84 35,94 25,82
Минимум 3,77 3,67 2,67 25,67 15,00 ,67 21,33
Максимум 92,33 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 94,00

 

На основе данных, представленных в таблице, можно охарактеризовать испытуемых следующим образом. Наиболее высокий показатель у шкалы самопринятия (68,34%), но выражен он средне. Ниже всего из представленных показателей частота показателя самоуверенности (52,54%), выраженность также средняя.

Рисунок 8. Средние баллы по шкалам методики "Тест-опросник самоотношения у студентов факультета юриспруденции

Исходя из данных, представленных на диаграмме, можно отметить следующие особенности испытуемых.

Шкала глобального самоотношения (73,1%), признак ярко выражен. Высокая степень недифференцированного чувства «за» и «против», преобладание «за».

Шкала самоуважения (64,3%), признак выражен. Средняя степень оценки своих возможностей, эмоционально и содержательно объединенной веры в свои силы и способности.

Шкала аутосимпатии (52,8%), признак выражен. Средняя степень самооценки и доверия к себе, одобрения себя в целом.

Шкала самоинтереса (46,8%), признак не выражен. Низкая степень готовности общаться с собой на равных, уверенности в своей интересности для других.

Шкала ожидаемого отношения от других (69,8%), признак выражен. Средняя степень ожидания позитивного отношения к себе.

 

 

Рисунок 8. Средние баллы по шкалам, отражающим направленность респондента на устнановку по отношению к собственному «Я» у студентов факультета юриспруденции

 

На основе данной диаграммы также можно выявить следующие особенности студентов факультета государственного муниципального управления.

Шкала самоуверенности (52,5%), признак выражен. Средняя степень выраженности позитивной оценки своих возможностей.

Шкала отношения других (54,5), признак выражен. Средняя степень ожидания позитивного отношения к себе, готовность к агрессии со стороны других.

Шкала самопринятия (68,3%), признак выражен. Средняя степень принятия себя и своих недостатков, одобрения себя себя.

Шкала саморуководства (65,2%), признак выражен. Средняя степень готовности руководить своими поступками.

Шкала самообвинения (52%), признак выражен. Средняя степень готовности к обвинению себя и к таким эмоциональным реакциям, как раздражение, презрение и издевка над самим собой.

Шкала самоинтереса (64,4%), признак выражен. Средняя степень готовности к общению с собой на «равных», интересу к своими мыслям.

Шкала самопонимания (60,9%), признак выражен. Средняя степень готовности к пониманию самого себя, анализу своих поступков и мыслей.

 

В результате проведенного корреляционного анализа Пирсона по методике А.А. Азбель «Методика для определения статуса профессиональной идентичности», тесту «Якоря карьеры» Э. Шейна в переводе и адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер и «Опроснику самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева были выявлены следующие взаимосвязи

- в группе студентов факультета государственного муниципального управления была выявлена сильная прямая корреляционная связь между карьерной ориентацией менеджмента и самоуверенностью (r=0,61), т.е. чем выше оценка собственных способностей и вера в свои силы, тем выше навыки межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы эффективно управлять..

- в группе студентов факультета государственного муниципального управления была выявлена сильная прямая корреляционная связь между статусом достигнутой профессиональной идентичности и самоинтересом (r=0,64), т.е. чем выше мера близости к себе и готовность общаться с собой на равных, тем выше уверенность в правильном принятии своего профессионального будущего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.