Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа психолога с агрессивными детьми




Агрессивное поведение — одно из самых распро­страненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффек­тивный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теорети­ческом плане изучена достаточно глубоко и много­гранно. Психологу-практику, необходимо знать три главных момента:

1) что такое агрессия/агрессивность;

2) каковы возможные причины ее появления;

3) как ее корректировать.

Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрес­сия» и «агрессивность».

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам су­ществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушев-ленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологи­ческий дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, вы­ражающееся, по мнению А. А. Реан1, в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопе-ка);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сни­женная произвольность, низкий уровень активно­го торможения и т. д.);

д) социально-культурный статус семьи и т. п.

Решающее значение в становлении агрессив­ного поведения ребенка' играет семейная среда и воспитание.

Параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком: характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ до­зволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия.

Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применя­ют физические наказания или не препятствуют про­явлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут по­стоянной чертой ребенка характера.

Агресивность может быть физически и психи­чески обусловленной:

1) агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей ран­него возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм);

2) агрессивность нельзя воспринимать однознач­но отрицательно, так как она играет еще и защит­ную функцию: функцию самосохранения как фи­зического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тог­да оно означает, что у него возникли определен­ные трудности и он нуждается в помощи окружа­ющих (табл. 11).

Одной из причин появления агрессивных реак­ций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, осо­бенно если ему присуще стремление к лидерству.

Для детей статус определяется целым рядом фак­торов:

— внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

— обладание красивыми и популярными игруш­ками, готовность ими делиться;

— организаторские способности;

— широта кругозора;

— позитивная оценка взрослого и т. д.

 

Причины агрессивности детей и методы их коррекции

Причина Методы коррекции
1. Недостаток двигатель­ной активности, недостаток физической нагрузки • подвижные игры • спортивные эстафеты • «минутки радости» между заня­тиями
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетво­ренная потребность в ро­дительской любви и при­нятии • беседа с родителями • направление к психологу • наблюдение за поведением ре­бенка • совместное включение в сюжет-но-ролевые игры • налаживание эмоционального контакта с ребенком
3. Повышенная тревож­ность (комплекс несоот­ветствия) -»-
4. Усвоение эталонов аг­рессивного поведения в семье • беседа с родителями • направление к психологу
5. Косвенно стимулируе­мая агрессивность (СМИ, игрушки) • препятствовать появлению в группе таких игрушек или на­правлять их агрессивный потен­циал в положительное русло • проигрывать и оговаривать сю­жеты положительных мульт­фильмов и сказок • аретопсихотерапия • ненавязчивые разъяснения по­ступков действующих лиц • давать способы и образцы ми­ролюбивых способов общения • обсуждать книги, предусмотрен­ные программой • перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитите­лей сокровищ
6. Низкий уровень разви­тия игровых и коммуника­тивных навыков • подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмо­ционального состояния • психогимнастика, игры на мими­ческое и пантомимическое само­выражение • обучение приемам саморас­слабления С • разработка программ обучения коммуникативным навыкам

 

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугуб­ляться такая ситуация может приклеиванием яр­лыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со сторо­ны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался фи­зическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо пого­ворить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В край­нем случае, заботясь о благополучии ребенка, мож­но совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на дей­ствия родителей.

Иногда агрессивность является способом привле­чения внимания окружающих, причина ее — не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естествен­ных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельнос­ти. Педагоги, которые не хотят учитывать естест­венную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить актив­ность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвен­ную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога в ра­боте с агрессивным ребенком должно стать выяс­нение возможных причин его поведения. Необхо­димо попытаться собрать как можно более пол­ную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.

Коррекционная работа с ребенком должна вес­тись параллельно с работой со взрослыми-, его ок­ружающими, родителями и педагогами. В зависи­мости от выявленных причин в работе со взрослы­ми необходимо делать несколько акцентов:

— изменение негативной установки по отноше­нию к ребенку на позитивную;

— изменение стиля взаимодействия с детьми;

— расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуника­тивных умений.

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их прояв­лением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессив­ного поведения, физической или вербальной агрес­сии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демон­страция его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное по­ведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные спосо­бы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать консультативным способам выраже­ния гнева как естественной присущей человеку эмоции.

 

Задачами психокоррекционной работы с агрес­сивными детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояние другого человека;

б) развитие умения выражать свои эмоции в со­циально приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

 

Детям важно давать выход своей агрессивнос­ти. Можно им предложить:

— подраться с подушкой;

— использовать физические силовые упражне­ния;

— рвать бумагу;

— нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

— использовать «мешочек для криков»;

— поколотить стол надувным молотком и т. д.

Овчарова Р. В.1 предлагает использовать в це­лях коррекции агрессивного поведения детей:

— занятия психогимнастикой;

— этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

— этюды и игры релаксационной направленно­сти;

— игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

— игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а осо­бенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотера-пии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные спосо­бы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью корректирования агрессии можно ста­вить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с по­зитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).

Лютова Е., Монина Г.1 предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрали­зации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.

Развитию контроля над собственными импуль­сивными действиями способствуют занятия паль­чиковой гимнастикой. Их могут проводить и роди­тели, и педагоги.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые об­ращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хо­рошее поведение. Для детей важно создавать «си­туации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

После некоторого периода индивидуальной ра­боты агрессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под конт­ролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодей­ствовать с окружающими.

 

Ольвейс: 4 параметра с высокой степенью риска:

- негативизм матери

- терпимость матери к агрессивному поведению ребенка

- применение силовых мер воспитания

- темперамент ребенка

Тактика:

1. Игнорирование агрессивных тенденций и не фиксировать на агрессии внимание.

2. Включать агрессивные действия в контекст игры, придав ему новый социальный смысл (психодрама).

3. Непринятие агрессии и установление запрета на подобное действие.

4. Активное включение в игровые ситуации, разворачивание, растягивание, постепенное разрешение психодрамы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.