КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа психолога с агрессивными детьми
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психологу-практику, необходимо знать три главных момента: 1) что такое агрессия/агрессивность; 2) каковы возможные причины ее появления; 3) как ее корректировать. Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушев-ленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан1, в готовности к агрессии. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопе-ка); б) повсеместная демонстрация сцен насилия; в) нестабильная социально-экономическая обстановка; г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.); д) социально-культурный статус семьи и т. п. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка' играет семейная среда и воспитание. Параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком: характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия.
Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой ребенка характера. Агресивность может быть физически и психически обусловленной: 1) агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); 2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих (табл. 11). Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов: — внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность; — обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться; — организаторские способности; — широта кругозора; — позитивная оценка взрослого и т. д.
Причины агрессивности детей и методы их коррекции
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого. Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее — неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого. Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми-, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов: — изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную; — изменение стиля взаимодействия с детьми; — расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений. Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему. 1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка. 2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. 4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания. 5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть: а) развитие умения понимать состояние другого человека; б) развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме; в) обучение ауторелаксации; г) обучение способам снятия напряжения; д) развитие навыков общения; е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: — подраться с подушкой; — использовать физические силовые упражнения; — рвать бумагу; — нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком; — использовать «мешочек для криков»; — поколотить стол надувным молотком и т. д. Овчарова Р. В.1 предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей: — занятия психогимнастикой; — этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе; — этюды и игры релаксационной направленности; — игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера; — игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения. В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотера-пии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.). Лютова Е., Монина Г.1 предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги. Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах. После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.
Ольвейс: 4 параметра с высокой степенью риска: - негативизм матери - терпимость матери к агрессивному поведению ребенка - применение силовых мер воспитания - темперамент ребенка Тактика: 1. Игнорирование агрессивных тенденций и не фиксировать на агрессии внимание. 2. Включать агрессивные действия в контекст игры, придав ему новый социальный смысл (психодрама). 3. Непринятие агрессии и установление запрета на подобное действие. 4. Активное включение в игровые ситуации, разворачивание, растягивание, постепенное разрешение психодрамы.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |