Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 7. Понятие эффекта замены и эффекта дохода. Разложение общего эффекта на эффект дохода и замены по Хиксу и по Слуцкому. Парадокс Гиффена




Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно исключить влияние эффекта дохода. И, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно исключить эффект замены.

Существуют два подхода к определению реального дохода.

Подход Хикса. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности.

Подход Слуцкого. Лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 15. Первоначальная бюджетная линия соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с кривой безразличия U 1 определяет оптимум потребителя в точке А, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х a. В случае снижения цены X до РX 1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет новое положение. Она касается более высокой кривой безразличия U 2 в точке B, которой соответствует потребление товара X в объеме Х B. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х A до Х B.

Рис. 15. Эффект дохода и эффект замены по Хиксу

Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую КL, параллельную новой бюджетной линии (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U 1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания С и соответствующий объем потребления товара Х С.

При переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от А к С реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U 1. Значит, сдвиг от А к С и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х СХ А. Следовательно, эффект дохода составит Х ВХ С.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара X повышается. Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U 1 U 1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х 1 до Х 2. в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода - переходом с одной кривой на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими.

Эффект дохода может быть отрицателен, для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна).

Для некачественных товаров эффект дохода положителен: чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, поэтому общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается, т.е. его объем изменяется в том же направлении, что и цена. Такие товары называются товарами Гиффена. В действительности потребление большинства товаров требует лишь небольшой части средств потребителя и эффект дохода обычно невелик. Даже если он отрицателен, его размеры недостаточны для того, чтобы перекрыть влияние эффекта замены. Поэтому появление товаров Гиффена маловероятно.

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Исключение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса. Поэтому вспомогательная бюджетная прямая, параллельная новой бюджетной линии, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия, а строго через точку А, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой кривой безразличия U’ , что означает и возможность достигнуть более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат снижения цены товара X (Х ВХ А) разлагается на эффект замены (Х АХ С) и эффект дохода (Х СХ В). Заметим, что движение от А к С происходит не вдоль кривой безразличия, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой. (Рис. 16)

Рис. 16. Эффект дохода и эффект замены по Слуцкому

Метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Рекомендуемая литература

1. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Б. Тесля; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет — СПб., 2012.— <URL:http://elib.spbstu.ru/dl/pwd/2613.pdf>.

2. Микроэкономика (продвинутый уровень): учебное пособие / Т.Б. Русакова Т.Б. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 66 с.

Дополнительная литература

1. Гальперин В.М. Микроэкономика: учебник для вузов в 3-х томах / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – Москва: Омега-Л, 2010.

2. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник для вузов по экон. специальностям / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов — М.: Юрайт, 2011.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.