Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар-диспут. Тема 12. Философская теория познания




Практикум

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии, метод Д.Ричардс

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1 В чем состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики?

2. Чем отличаются понятия «развитие» и «движение»?

3. В чем состоит назначение законов диалектики?

4. Чем отличается диалектика как метод и диалектика как наука?

5. Поясните, в чем сущность закона единства и борьбы противоположностей?

6. Поясните, в чем сущность закона перехода количественных изменений в качественные?

7. В чем состоит сущность закона двойного отрицания?

8. Какую роль в диалектике играет категория «меры»?

9. Сформулируйте основные принципы диалектики.

10. Какова роль философских категорий в научном познании?

11. Каковы основные этапы становления диалектики как учения и как метода?

12. Являются ли законы диалектики универсальными?

13. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

 

Вопрос Закон диалектики
Что является источником развития?  
В каком направлении идет развитие?  
Каков механизм новообразования?  

 

14. Философский глоссарий (записать определения в тетрадь): диалектика, метафизика, релятивизм, догматизм, развитие, закон, количество, качество, мера, противоположность, скачок, отрицание, отрицание отрицания, противоречие.

 

1.«Все движущиеся тела приводятся в движение чем-нибудь» (Аристотель).

а) прав ли Аристотель?

б) что же может быть этим «чем-нибудь»?

в) какова Ваша точка зрения по вопросу о причинах движения?

2.Гераклит пишет: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли, ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

а) Так прав или не прав Гомер?

б) Какую роль играет «борьба» в бытии материального и духовного мира?

3.Опираясь на современную науку, покажите универсальность закона единства и борьбы противоположностей и приведите примеры его действия:

а) в микромире;

б) в космосе;

в) в живой природе;

г) в обществе;

д) в мышлении.

4.Опираясь на современную науку, покажите всеобщность закона перехода количественных изменений в качественные и обратно. Приведите примеры действия этого закона:

а) в неживой природе;

б) в живой природе;

в) в обществе;

г) в мышлении.

5.Приведите примеры философских категорий:

а) качества;

б) свойства;

в) количества;

г) меры.

6.На какую особенность закона перехода количественных изменений в качественные обращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? Создает ли прибавление одного пшеничного зерна кучу?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос студентов по содержанию изучаемой темы. Выявление степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

 

 

Цель: рассмотреть содержание и проблематику философской теории познания, ее основные формы, учение об истине.

Вопросы для обсуждения:

1. Познание как объект философского исследования. Проблема познаваемости мира в истории философии. Субъект и объект познания. Агностицизм.

2. Уровни познания: чувственное и рациональное. Чувственная форма познания: ощущение, восприятие, представление. Рациональная форма познания: понятие, суждение, умозаключение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

3. Понятие истины. Объективность истины. Принцип конкретности истины. Истина как диалектический процесс: абсолютная и относительная истина. Практика как основа, цель и критерий познания.

4. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Развитие науки и рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

 

Темы докладов/рефератов.

1. Проблема истины в философии. Различные философские концепции истины: классическая (корреспондентская), семантическая, когерентная, прагматическая, диалектическая.

2. Роль играет интуиция в процессе познания.

3. Многообразие подходов к пониманию познания: рационализм и иррационализм, агностицизм, скептицизм.

4. Познание и деятельность.

5. Диалектика истины и заблуждения.

6. Основные принципы построения научной теории.

7. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

8. Проблема критерия истины в истории философии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.