Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации 3 страница. 18 См.: Повесть Временных лет




18 См.: Повесть Временных лет. М.-Л., 1950. Ч. 1.

19 Знаменский П.В. История Русской Церкви // Материалы по истории церкви / Учебн. Пособ. / Отв. ред. В. Чаплин. Кн. 10. Paris – М., 1996. С. 11.

20 См.: Donnert E. Das Kiewer Russland. Leipzig, 1983. P. 28.

21 Знаменский П.В. Указ. соч. С. 11.

22 См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Историческое наследие / Отв. ред. проф. С.С. Дмитриев. М., 1993. С. 97-102; Знаменский П.В. Указ. соч. 11-14; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1993; Прошин Г. Второе крещение //Как была крещена Русь. М., 1988. С. 10-222; Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1952. С. 88; Оксиюк И.Ф. Первые столетия христианства на Руси и латинский Запад // Тысячелетие крещения Руси. М., 1988. С. 170.

23 В «Повести временных лет» Нестора за 980 год говорится, что князь Владимир, захватив город Киев, «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, нарицающе я богы, и привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими» (Повесть временных лет (ПВЛ). Ч. I. С. 56).

24 См.: История культуры Древней Руси. Т. II М., 1951. С. 514; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. С. 233-234; Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. М.-Л., 1959. С. 41-42; Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964. С. 58-59; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 435, 459; Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. М., 1984 С. 10; Гумилев Л.Н. Указ. соч.; Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. Ч. I. М., 1901. С. 231; Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 4-е. М., 1988. С. 22; Экономцев И. Крещение Руси и внешняя политика древнерусского государства // Тысячелетие крещения Руси. М., 1988; Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. № 6. С. 44-45.

25 Папа Римский Иоанн XV ревностно реагировал на принятие христианства Владимиром I от Византии, неоднократно отправлял к нему своих послов, прислал ему в Корсунь мощи святого Римского Климента и его ученика Фива. Владимир Красное Солнышко не уступил папе Римскому, но, желая иметь добрые отношения с западными соседними католическими странами, принял мощи Климента и Фива, привез их в Киев и положил в церкви святого Климента в 988 году. Об этом см.: ПВЛ. Ч. I. С.80; История культуры Древней Руси. Т. II. М., 1951. С. 991, 1000; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. С. 196-197, 233-234; Знаменский П.В. Указ соч. С. 15-16…

26 Знаменский П.В. Указ соч. С. 20.

27 Там же. С. 22.

28 Подробнее об этом см.: Там же. С. 22-24.

29 См.: Насонов А.Н. История русского летописания. М., 1965; Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV веков. М., 1976; Муравьева Л.Л. Летописание Северо-восточной Руси конца XIII - начала XV вв. М., 1983.

30 Подробнее см.: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 23, 31; Христианство и Русь. М., 1988. С. 47-49; Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. М., 1988. С. 9; Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972. С. 310; Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 79-113.

31 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Православной Церкви. Т. I. М., 1900. С. 849; Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1989. С. 329.

32 См.: Охотина Н.А. Русская церковь и монгольское завоевание (XIII в.) // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 71-72; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2-х тт. М., 1991. Т. I. С. 279-280, 289; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989, 1993. С. 452; Алисов Г. Мусульманский вопрос в России // Русская мысль. 1901. № 7. С. 31; Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV-XVI вв. М., 1963. С. 34; Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. С. 17.

33 См.: Памятники литературы Древней Руси XIII в. М., 1981. С. 153, 139; Охотина Н.А. Указ. соч. С. 69.

34 См.: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. I. М., 1962. Стб. 348; Щапов Я.Н. Княжеские уставы… С. 310; Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси… С. 79-113; Русское православие… С. 40; Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 534, 541, 543; Памятники литературы Древней Руси XIII в. М., 1981. С. 139; Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М., 1986. С. 36, 39.

35 См.: ПСРЛ. Т. I. М., 1962. Стб. 469; Там же. Т. II. Стб. 782.

36 См.: Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М.-Л., 1941. С. 21; Русская православная церковь 988-1988 гг. М., 1988. Вып. 1. С. 21; История Астраханского края / Гл. ред. проф. Н.М. Ушаков. Астрахань, 2000. С. 126.

37 См.: Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 117.

38 «Симония» происходит от имени Симона волхва. Так называется продажа и покупка священного сана.

39 См.: Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 82; Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации XI-XVI вв. М., 1986. С. 94; Русское православие… С. 74; Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Т. I М., 1933. С. 221; Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе... С. 46; Карташев А.В. Указ. соч. С. 305; Голубинский Е.Е. Указ. соч.; Христианство в 3-х тт. Т. 3. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 85-86.

40 См.: Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960…

41 См.: Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе... С. 51, 66-67, 87, 195; Хорошев А.С. Указ. соч. С. 98, 112, 120-121; Греков И.Б. Указ. соч. С. 31; Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII-XV столетий. Пг., 1918. С. 293; Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. II. М., 1906; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Новосибирск, 1991. С. 41; Веселовский С.Б. Переход митрополичьей кафедры из Киева в Москву // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 85.

42 См.: Филарет, патриарх российский // Христианство: В 3-т. Т. III. /Гл. ред. С.А. Аверинцев. М., 1995. С. 109-111; Малышев А.Б. Политические отношения золотордынских ханов и Русской Православной Церкви // Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 141-166.

43 Старообрядцы в России были всегда гонимы и государством и церковью. Формальное примирение православия со старообрядчеством произошло лишь в 1971 году на Поместном соборе Русской православной церкви. Собор снял со старообрядцев церковную анафему (проклятие), наложенную на них патриархом Никоном и церковными соборами 1656 и 1667 годов.

44 См.: Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией. 1905-1907 гг. М., 1984. С. 21.

45 См.: Поспеловский Д. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории. 1993. № 1. С. 42.

46 Подробнее об инспирированном Советской властью голоде в Поволжье см.: Поляков Ю.А. 1921-й: Победа над голодом. М., 1975; Поляков А.А. Диверсия под флагом помощи. М., 1985; Сорокин П.А. Голод и идеология общества // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. С. 378-379; Костиков В. прожить проклятый год… //Совершенно секретно. 1990. № 6; Поляков В.А. Голод в Царицынской губернии в начале 1920-х годов // Вопросы краеведения: Материалы краеведческих чтений. Волгоград, 1991. Вып. 1. С. 150-156; Поляков В.А. Советская власть и Русская Православная Церковь // Мир православия. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 79-84; Поляков В.А. Советская власть и голод в 1920-е годы: реакция народных масс на примере Урюпинской Христорождественской церкви // Мир православия. Волгоград, 1998. С. 76-82.

47 См.: Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2-х тт. М., 1993; Поспеловский Д. Указ. соч.; Зырянов П.Н. Указ. соч; Тинина З.П. Британское и Российское библейские общества в XIX в. // Политический лидер, партия и общество. Саратов, 1992. С. 70-79; Тинина З.П. Самодержавие и русская православная церковь в первой четверти XIX в. Волгоград, 1999; Тинина З.П., Тинин И.Г. Архиепископ Царицынский Дамиан и его время // Отчий край. № 3 (27). Волгоград, 2000. С. 224-228; Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Мальцев Г. Спасая «Корабль веры»: очерки эволюции современного русского православия. Новосибирск, 1981; Церковь в истории России (IX в. –1917 г.). Критические очерки. М., 1967; Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970; Гагарин Ю.В. Старообрядцы. Сыктывкар, 1973; Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896; Барсов Т.В. Синодальные учреждения нового времени. СПб., 1899; Благовидов Ф.И. Обер-прокуроры Синода в XVIII и 1-й половине XIX столетий. Казань, 1900; Вишленкова Е.А. Религиозная политика: Официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Казань, 1997; Одинцов М.И. Государство и церковь: История взаимоотношений 1917-1938. М., 1991; Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР. 1966. № 4; Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994; Китаев В.А. У истоков русского консерватизма (М.М. Щербатов и М.М. Карамзин) // Материалы XI научной конференции Волгоградского государственного университета. Волгоград, 1994; Литвак Б.Г. Русское православие в XIX в. // Русское православие: вехи истории. М., 1989; Русская православная церковь: 988-1988 гг. Очерки истории. Вып. 1-2. М., 1988; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. К. V. М., 1963; Тальберг Н. История Русской церкви. В 2-х т. Свято-Успенский и Киево-Печерский монастырь. 1994; Цыпин В. История Русской православной церкви: 1917-1990. М., 1994; Музафарова Н.И. История религий. Ростов-на-Дону. 2004. С. 199-201; Никитин Валентин. Основы православной культуры. М., 2001…

48 См.: Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987. С. 37-71; Редькина О.Ю. Образование и развитие Царицынской епархии в 1917-1922 гг. // Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Волгоград, 2003. С. 151-194; Редькина О.Ю. Обновленческий раскол в Царицынской епархии в 1922-1927 гг. // Там же. С. 195-219; Редькина О.Ю. Сталинградская епархия в годы «войны с религией» // Там же. С. 220-244.

49 Телеграмма М.И. Калинину от 29/3 – 1929 г. // Центральный Государственный Архив Октябрьской Революции (ЦГАОР) РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 3. Л. 94.

50 См.: Козлов В. Монастыри России в первые годы после революции // Журнал Московской патриархии. 1993. № 4. С. 26-33; Казакова Е., Борисов Ю. Последний храм // Наука и религия. 1993. № 6. С. 38-39; Докладная записка, составленная по материалам Комиссии культов ЦИК СССР с 1/1 по 1/IX – 1936 г., о состоянии религиозных организаций в СССР // ЦГАОР РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 9.

51 Сергий в миру именовался Иваном Николаевичем Страгородским. Родился он в 1867 году, учился в Санкт-Петербургской духовной академии, по окончании которой был миссионером в Японии, инспектором Московской духовной академии, архимандритом при русском посольстве в Греции, помощником начальника японской миссии. В 1901-1905 годах служил ректором Санкт-Петербургской академии, был архиепископом Финляндским и Выборгским. Стал патриархом Московским и всея Руси с 1943 года. См.: Христианство: В 3-х тт. Т. 2. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 552.

52 См.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С.183, 187-188, 191-192, 280; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 332-358; Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979. С. 401-405; Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 1947. 45-46; Боголепов А.А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958. С. 41-42, 64; Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 158. С. 91, 97-98; Цыпин В. История русской православной церкви. М., 1994. С. 109-140…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.