Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о конспекте




Работа с дополнительными источниками информации. Конспектирование

ВИДОВ И ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ

 

Одной из основных и эффективных форм организации самостоятельной работы студента при получении профессионального образования является работа с дополнительными источниками информации с оформлением результатов – подготовкой конспекта. Работа над конспектом способствует развитию у студентов навыков организации своей учебно-образовательной деятельности и управления ею; учит перерабатывать информацию, выделять самое необходимое для решения учебной или научной задачи, помогает формированию умений самостоятельного анализа, обработки научного текста, его логичного осмысления. Кроме того, в процессе подготовки конспекта происходит развитие познавательной активности студентов, их креативного мышления, способностей в сфере продуктивной деятельности, которые необходимы для их дальнейшей работы.

Цели подготовки конспекта – переработка информации и трансформация её вида, накопление знаний, выделение в тексте самого необходимого для решения определённой задачи. Кроме того, конспект помогает создать структурную или понятийную модель проблемы, а также накопить информацию для некой более объёмной работы (написания доклада, курсовой, дипломной работы).

Каждый студент должен писать конспект. Это одна из главных обязанностей студента, это его работа. Однако часто бывает так, что молодые люди не могут успеть за лектором, из-за чего их конспект выглядит как набор несвязных отрывков фраз. Студентов учат разным наукам, но одной из самых важных наук – правильном написании конспекта почти никогда никто нигде вас не научит. Естественно, не существует единственно правильного способа записывать лекции. Однако мы постарались подобрать для вас самые ценные рекомендации, которые позволят вам облегчить написание конспекта.

Ведение конспектов, это не только залог успешной сдачи экзаменов, но и неоценимая помощь в лучшем постижении вашей специальности. Тогда вы не просто потратите время в учебном заведении, но действительно получите специальное образование и базовый набор знаний, необходимый в будущем.

Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.

Конспект нужен для того, чтобы:

1. научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;

2. выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;

3. создать модель проблемы (понятийную или структурную);

4. упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

5. накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.

Конспект (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. Слово конспект состоит из двух корней, первым из которых является «кон». В русском языке «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свёртывании информации и заключён главный смысл конспекта.

Конспект – это вторичное рождение источника, но в ином виде – свёрнутом, сжатом. Это напоминает сепарирование молока, когда от него отделяют сливки: конспектируемый источник – молоко, а сам конспект – это сливки. Не зря в словарях не разночтений. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, краткая запись.

Но не любую краткую запись можно назвать конспектом. Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. Главное требование к конспекту -запись должна быть систематической, логической, связной.

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Таким образом, конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Прочтём ещё раз определение конспекта и подчеркнём в нем часть фразы – систематическая, логически связанная запись. Это – одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу.

Выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи – это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектом, написанным одним человеком, могут пользоваться другие – он более универсален, чем иные виды записей. По той же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами.

При работе с ним меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при использовании выписок, планов и даже тезисов, не говоря уже о набросках – беглых заметках «для себя».

Кстати, в случае, если вы собираетесь давать свои конспекты товарищам или обращаться к этим записям спустя годы, следует аккуратнее вести их. Поучительна реплика из письма А. П. Чехова одному адресату: «Ваш трагический почерк – последнее слово инквизиции. Он, пока я прочёл Ваше письмо, вывихнул мне глаза».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.