Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: рациоцентрическая парадигма педагогики




Литература

1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М., 2002.

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2003.

4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.,2001.

5. Коменский Я. А.Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2т. Т. 1. М., 1982. С. 337.

6. Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1918. С. 46.

7. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С.44.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки возникновения рациоцентрической парадигмы.

2. Основные черты рациоцентрической парадигмыпедагогики.

 

 

Материал к занятию:

Культура Нового времени и эпохи Просвещения (с XVII до начала XIX века) иначе ставит вопрос о том, кто задает человеку границы существования в этом мире: они устанавливаются не природой, как это делается в мире животных, и не Богом, как утверждают догматы христианства. Складывается представле­ние о том, что границы человеческого существования устанавливаются самим человеком благодаря его разуму. Мысль о верховенстве разума (рационализм) во всех моментах человеческой деятельности пронизывает культуру и филосо­фию Нового времени и эпохи Просвещения. Вера в прогресс, в конечное тор­жество разума вызвала в это время развитие наук, светского образования, дви­жение за просвещение народа. В культуре и общественном сознании формируется некий образец «просве­щенного европейца»: разумный человек, сознательно контролирующий всю систему своих отношений с миром и другими людьми, деловитый, практич­ный, принимающий образование как необходимую культурную норму. Этот идеал насаждается средствами искусства, философией и педагогикой как значимый для любого времени и любого народа. Развитие рациоцентрической парадигмы в педагогике происходит в условиях становления особого типа культуры — европейской культуры и поэтому воплощает ее главные ценности.

Рассмотрим основные черты рациоцентрической парадигмы педагогики.

1.Рационализм. Научное познание ориентировано на истину, которая абстрактно существует в мире, независимо от человека. В философии господствует представление о том, что истина постигается путем логических доказа­тельств и проверяется опытом, поэтому образование направлено на обучение логике последовательных операций в научном мышлении и любой другой деятельности. Достаточно сравнить теоретические обоснования сущности процесса обучения у великих дидактов ХУ11-Х1Х веков (например, Я.А.Коменского, И. Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского), чтобы увидеть идею этапности последова­тельных, логически связанных «ступеней», по которым ученик следует от незнания к знанию:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.