Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевое равновесие: понятие и виды. Устойчивость и неустойчивость рыночного равновесия




Сущность рыночного равновесия закл. В том, что в этом состоянии рынок сбалансирован, ни продавцы ни покупатели не стремяться нарушить это равновесие. В точке равнов. Их интересы совпадают. Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).

Равновесная цена — цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Экономические величины, которые оказывают воздействие на цену, в ходе хозяйственной деятельности подвергаются непрерывным изменени­ям. Поэтому равновесие в динамическом аспекте встречается лишь в ред­ких случаях, и если оно достигается, то только на короткое время. Причи­нами подобных изменений могут быть, например, изменения в доходах, перемены во вкусах, в моде, изменение цен на факторы производства и внедрение новых технологий. Если эти остававшиеся ранее в функции спроса и предложения неизменные величины начинают варьироваться, то происходит смещение кривых спроса и предложения вправо и влево и, следовательно, изменение рыночного равновесия

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка: на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов). Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса: при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей: равновесными объемами спроса и предложения. Быстрота, с которой рынок найдет равновесную цену, зависит от "подвижности" его участников и от легкости передачи информации на рынке (то есть от совершенства рынка). Под равновесием отраслевого рынка понимают оптимизацию размеров фирм данной отрасли при одновременном снижении цены на отраслевом рынке до уровня минимальных средних издержек производства. Равновесие в отрасли достигается, когда каждая фирма достигнет своего равновесия.Кривая спроса отрасли показывает, сколько товаров приобретут все потребители. Она убывает, так как больше товаров потребители купят по более низкой цене. Цена здесь определяется взаимодействием всех фирм и потребителей на рынке, а не решением отдельной фирмы. Кривая отраслевого предложения показывает объем выпуска продукции, осуществляемого отраслью при каждой возможной цене. Объем производства отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм. Отраслевое равновесие наступает, когда соблюдаются следующие условия: все отрасли максимизируют прибыль; все факторы производства становятся переменными и изменяется число фирм в отрасли; ни у одной фирмы нет стимула для входа или выхода из отрасли; цена товара такова, что совокупное предложение равно совокупному спросу. Появление точки равновесия рынка, как было показано выше, связано с пересечением линий спроса и предложения. Если названные линии не пересекаются, то это свидетельствует об отсутствии равновесия. На рис. 9.4, а линия предложения превышает линию спроса, а значит, цена предложения всегда выше цены спроса. Учитывая, что рыночная цена в принципе не может превышать цену спроса, можно предполо­жить, что производство такой продукции убыточно, и она, скорее всего, не появится на рынке. Этот же случай может быть применим к новой продукции, когда технология производства еще не отработана, но фир­ма сознательно идет на убыточное производство, зная, что в ближайшем будущем положение изменится и продукция станет рентабельной.

На рис. 9.4, б при любой цене (в том числе и при Р = 0) объем спроса меньше объема предложения. Следовательно, все потребности людей в данном благе удовлетворяются самой природой бесплатно и потому в его производстве нет никакой необходимости.

В некоторых случаях линия спроса может пересекаться с линией предложения не в одной, а в двух точках. Такая ситуация представлена на рис. 9.5. Здесь линия предложения (при движении по ней снизу вверх) меняет положительный наклон на отрицательный. В результате возника­ют две точки равновесия — Е1 и Е2.

Более неопределенная ситуация с рыночным равновесием показана на рис. 9.6. Здесь линии спроса и предложения имеют общий вертикаль­ный участок АВ, которому соответствует один равновесный объем Qe и множество цен равновесия Ре. В связи с этим можно сказать, что данный рынок имеет множество равновесных состояний. Выведенный из состо­яния равновесия рынок может через какой-то промежуток времени вер­нуться в это состояние (или не возвращаться). Эта проблема носит на­звание проблемы устойчивости (стабильности) равновесия. Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равно­весие неустойчиво.

Стабильностью равновесия называют способность рынка вновь воз­вратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил.

Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополни­тельное регулирование рынка представляется необязательным, рынок сам поддерживает сбалансированность. Если же равновесие не обла­дает свойствами стабильности, то регулирование рынка становится не­обходимым.

Анализ устойчивости рыночного равновесия исследуется с помощью «паутинообразной модели» (рис. 9.7).

Паутинообразная модель описывает динамический процесс при­способления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому.Паутинообразная модель — модель, отображающая рыночную ситуа­цию, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода (t), а объем предложения — на основе цены предыдущего пери­ода (t-1).

Паутинообразная модель обычно используется для описания колеба­ний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, где большой вре­менной интервал, например между севом и сбором урожая, обусловли­вает запаздывание реакции предложения на изменение цены.

Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конку­ренция между продавцами. Они начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сни­жаться до тех пор, пока не восстановится исходное равнове­сие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между по­купателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню Р0..

По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возра­стет до Рг, то объем спроса сократится до Ql. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P1. Поскольку цена спроса (Р1) превышает цену предложения (Р2), то фирмы получают большой объем при­были, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, то­гда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В слу­чае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуа­ции предприниматели несут убытки, что приведет к сокра­щению производства до равновесного безубыточного объ­ема.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях из­бытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминиру­ющей силой в формировании рыночной конъюнктуры все­гда являются предприниматели.

До сих пор процесс установления рыночного равно­весия рассматривался без учета фактора времени. Однако, какова будет новая равновесная цена в случае экзогенного нарушения исходного равновесия, зависит не только от рас­стояния сдвига кривых спроса и предложения и их на­клона, но и от прошедшего после нарушения равновесия времени.

Пусть первоначальное равновесие на рынке представляет точка Е0 на рис. 13.2. Если, на­пример, вследствие увели­чения доходов покупателей спрос возрастет так, что линия спроса D0 займет положение D1, то в мгновенном периоде (Qs = const) цена возрастет до PM. В коротком периоде из-за возникшего на рынке избытка (по Вальрасу) или из-за превышения цены пред­ложения над ценой спроса (по Маршаллу) рыночная цена снизится до PK в результате увеличения выпуска на су­ществующих производственных мощностях. В длитель­ном периоде производители увеличат объем используемого ка­питала для достижения оптимальной капиталовооруженно­сти труда при возросшем выпуске. Вследствие этого сред­ние и предельные затраты производства снизятся, и кривая предложения станет положе (сдвиг S0 —> S1). В результате в длительном периоде равновесие установится в точке E3 и сохранится до очередного экзогенного на­рушения равновесия из-за «шока» спроса или предложе­ния. Будет ли цена равновесия длительного периода равна, выше или ниже первоначальной цены Р0, зависит от вели­чины сдвигов кривых спроса и предложения и углов их на­клона.

Анализ зависимости рыночного равновесия от времени основы­вается на методе сравнительной статики, при котором срав­ниваются несколько разновременных равновесных состоя­ний без описания процесса перехода от одного равновесия к другому. Т. е. сравниваются различные равновесные состояния рынка, при этом процесс перемещения игнорируется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.