Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия. Равновесие фирмы в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией




График

 

 

Монополия - рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Это исключ. Право пр-ва, торговли и др. видов деят-ти, принадлежащих одному лицу, группе лицили гос-ву. Чист. Монополия-такой тип рыноч. Стр-ры, когда фирма явл-ся единственным производителем какой-либо продукции. Черты ч.м. – понятие фирма и понятие отрасль совпадают, покупатели не имеют выбора, контролирует весь объем выпуска товара и в сост. Управлять ценой., кривая спроса на продукцию имеет класс. Вид и совпад. С кривой рыноч. Спроса., ч.м. ограждена от конкуренции барьерами (ест. Барьеры – контроль за ключ. Ресурсам, иск. Бар. –патенты, лиценз). Источ. Моноп. Власти – исключит. Права (авторс, лиценз); устойчив. Предпочт. Потребителей, контроль над ресурсам, эффект масштаба. Виды монополий: закрытая (долгоср. Характер и закр. Юрид. Н=р пр-во оружия, денег) открыт. (временная, покупает патент и какое-то время выпуск. Уник. Товар), естест. Моноп.(долгоср., связана с тем, что мин издержки н-р. Железн. Дорога, и редкость ресурсов.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

Рис. 4.3. Выбор монополиста между снижением ен и увеличением объема производства

 

Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации. (рис.4.3.)

При идентичности издержек и спроса монополия приводит к более высокой цене и меньшему объему производства, чем совершенная конкуренция.

В случае простой монополии предельный доход, получаемый от продажи дополн. Ед. товара, ниже его цены (кроме 1 ед). График предельного дохода проходит ниже кривой спроса. Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации "n" единиц продукции с общим доходом от реализации "n+1" единиц продукции, то есть он следует за величиной MR.

Линия предельной выручки для монополиста вдвое круче линии спроса.

Монополист максимизирует прибыль при МС = MR. В от­личие от ситуации конкурентной фирмы, где вход на рынок свобо­ден, барьеры входа в условиях монополии столь значительны, что не допускают появления новых производителей. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода монополиста. Когда спрос эластичен, предельный доход положителейн, общий доход возраст. Когда спрос не эласт, предельный доход MR<0, совокупный доход сниж. Когда ед. эласт, MR=0, общий доход TR макс. Монополист огранич. Объем выпуска эластичной зоной кривой спроса

Объем выпуска монополиста Q*, максим. Прибыль MR=MC, после чего будет установлена цена моноп. Р*. Устанавл. Цена определ. Высотой спроса Q*. Такая цена всегда выше предельных издержек. Условие максимизации прибыли для монополии (точка Курно): MR = МС при MR < Р. Это условие моноп. В краткоср. Периоде. Для определ. Моноп.прибыли необходимо знать отношение цены моноп. З* и ср. валовых издержек АТС. Если P*>АТС, то моноп. Получает прибыльи максим. Ее. Прибыль=Р-АТС. Если цена будет находится так AVC<P*<ATC, то фирма несет убытки, но миним. Их и следоват. Продолжает пр-во. Если Р*=АТС, то моноп. Полностью покрывает все издержки и имеет нулевую экон. Прибыль.

 

 

Долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой В долгоср. Периоде моноп. Сможет обеспечить равновесие, если сможет удержать др.фирмы от проникнов. В отрасль, используя вход. Барьеры. Используя их моноп. Сможет получать нулевую экон. Прибыль и в долгоср. Периоде. Чистая моноп. Лишена кривой предложения, т.к. она сама назначает цену в соотв. С кол-ом (Q*), решение об объеме продукт более эласти­чен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. Для характер. Моноп. Власти используют след. Показатели:

Индекс Лернера: L=(P-MC)/P, он показывает степень превышения цены товара над предельными издержками, чем выше коэфф., тем больше моноп. Власть. 0<L<1/

Индекс Херфиндаля: H=S12 + S22 + …+ Sn2 показывает степень концентр. рынка

где S1 -доля рынка (в %) крупнейшей фирмы в отрасли; S2 - доля рынка второй по величине фирмы и т.д.; n - общее число фирм в отрасли (если n=50 индекс ^называется индексом Херфиндаля-Хиршмана). Максимальное значение индекса (чистая монополия)-10000. Индекс чувствителен к числу фирм и к доле каждой фирмы.

Индекс моноп. Власти, показывает степень превышения цены над долгосрю ср. издержками, чем выше тем больше моноп. Власть M=(P-LAC)/P.

Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьше­нию объемов производства, следует ожидать ухудшения благосостоя­ния потребителей и увеличения благосостояния фирм-монополистов. Ущерб, причиняемый монополией (социальная цена монополии) - потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке. Количественную оценку ущербу, наносимому монополией, впервые дал американский экономист А. Харбергер Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов. Возникает вопрос: улучшает или ухудшает монополия благосостояние общества в целом? Ответ на этот вопрос возможен лишь путем сопоставления излишка потребителей и производителей при свободной конкуренции и при монополизированном рынке. На рис. изображены кривые среднего и предельного доходов и кривые предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-монополист выполняет такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем выпуска обозначены как Рм и QM. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Цена Рс и объем продукта Qc находятся на пересечении кривой среднего дохода и кривой предельных издержек. Посмотрим, как изменится излишек, если с равновесных цены Рс и объема QC переместимся к монопольным цене Рм и объему продукта QM.В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равна А + В. В то же время производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от реализации объема выпуска (Qc - QM) по цене Рс. Следовательно, общая прибыль производителя равна А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией. Могут иметь место и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые больше чистых убытков, заключенных в треугольниках В и С. Это затраты на рекламу, создание своего "хобби", юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства и др. Итак, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.