Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные принципы коммерции 2 страница




Юридическое лицо – хозяйственная организация, цель которой – извлечение прибыли, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Физическое лицо – это индивидуум, занимающийся хозяйственной деятельностью, целью которой является извлечение прибыли.

Для успешной коммерческой деятельности требуется эффективная организационная система, где каждый экономически самостоятельный ее элемент занимает определенное место и выполняет установленные правилами функции. Своеобразной первичной ячейкой коммерции, кирпичиком, из которого складывается строение, называемое коммерцией, является коммерческое предприятие. Предприятие (в коммерции) – обособленная имущественная единица, использующая свои материальные и интеллектуальные ресурсы для производства или продажи товаров и услуг соответствующего вида и ассортимента. Оно представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. Его целью является осуществление предпринимательской деятельности. Коммерческое предприятие занимается как производством продукции, товаров, услуг, так и их реализацией.

Коммерческое предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, осуществляющий производство и продажу продукции, товаров, услуг с целью извлечения прибыли.

Если коммерческое предприятие является унитарным, то оно не наделено правом собственности на закреплённое за ним имущество[5]. Известны две формы унитарных предприятий: государственное или муниципальное. Они используются предприятием на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. оно может распоряжаться имуществом, но продать или разделить его по паям и долям не может.

Унитарное коммерческое предприятие (государственное или кооперативное) – хозяйствующий субъект, не обладающий правам собственности на закрепленное за ним имущество.

Однако, только часть коммерческих предприятий (притом меньшая) относится к категории унитарных. Остальные создаются и функционируют в форме коммерческих организаций, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и обладают правом собственности.

Коммерческая организация – сложное многоструктурное понятие. Во-первых, она представляет собой хозяйственное общество, товарищество, т.е. объединение индивидуальных или корпоративных участников (пайщиков), ориентированное на извлечение прибыли. Во-вторых, это структурно упорядоченное и взаимообусловленное добровольное объединение предприятий, которое функционирует, руководствуясь общей целью, интересами и планами. В отличие от унитарного предприятия коммерческая организация обладает всеми правами собственности. Как юридическое лицо, коммерческая организация представляет собой объединение двух и более лиц, обычно зарегистрированное в установленном законом порядке, т.е. унитарные предприятия также могут выступать в качестве организаций.Хозяйственные товарищества и общества, как коммерческие организации, обладают уставным капиталом, который разделён на доли (вклады) участников. Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности. Примером коммерческой организации может быть торговая сеть, состоящая из совокупности магазинов и выступающая под общим названием (см. гл.4).

Существуют различные типы коммерческих организаций: компании, корпорации, фирмы, предприятия, учреждения и т.п., выполняющие свои социально-экономические и организационные функции и имеющие собственные системы управления. В коммерции наиболее часто используется термин фирма как обобщенный синоним коммерческой организации, Как правило, коммерческие организации имеют функциональные подразделения, которые занимаются прогнозированием, экономическим анализом, планированием, оперативным регулированием, учетом и контроллингом.

Коммерческая организация – хозяйственное общество/товарищество, объединение пайщиков, или предприятий, а также объединение двух и более юридических лиц. Понятия организации и предприятия часто совпадают.

В коммерции функционируют фирмы двух типов – головные компании, включающие собственно предприятия и их филиалы, и управляющие объединения, т.е. не занимающиеся производственной деятельностью, а только выполняющие управленческие функции.

К субъектам коммерции относятся не только индивидуальные (независимые) предприятия, но и различные объединения. Сюда входят:

· концерны – промышленные комплексы;

· конгломераты – многоотраслевые объединения;

· консорциумы – объединения предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи;

· финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединение производственных, инвестиционных и кредитно-финансовых предприятий и учреждений в форме акционерных обществ и других интеграционных проявлений;

· холдинги и субхолдинги – предприятия, владеющие акциями других компаний, т.н. дочерних.

Организация коммерческой деятельности в значительной степени ориентирована на те формы собственности, к которым принадлежит предприятие. Собственность представляет собой имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу. Организация коммерции исходит из того факта, что основная часть товаров (почти 9/10) продается через каналы частной торговли. Так, в 2006 г. в общем обороте розничной торговли доля государственной и муниципальной собственности составляла 2,1%, частной собственности – 85,9%, других форм собственности – 12,0% (в том числе в потребительской кооперации – 1,2%)[6]. Это хорошо видно на секторной диаграмме (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структура оборота розничной торговли
по формам собственности в 2006 г.

 

Коммерческая собственность гарантирована Конституцией Российской Федерации. По формам собственности коммерческие предприятия разделяются на:

· государственные (федеральные);

· муниципальные;

· частные (семейные, коллективные, в частности, акционерные и кооперативные);

· смешанные (государственные с участием частного капитала, в т.ч. иностранного).

Кроме того, в коммерции действуют индивидуальные частные предприниматели, т.е. физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.н. ПБОЮЛ. Как было сказано ранее, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, представляет собой форму коллективного предприятия или объединения предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, занимающихся бизнесом в целях извлечения прибыли.

Следует учитывать, что управление коммерческой деятельностью базируется на общих принципах менеджмента. Менеджментом в коммерции называется совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления торгово-сбытовой деятельностью, в частности, управление персоналом. При этом управленческая деятельность в коммерции опирается на использование достижений науки управления. Основная цель менеджмента в сфере коммерции – достижение высокой эффективности сбыта и торговли. В коммерции следует исходить из требования выбора рациональной структуры предприятия.

В теории менеджмента под организацией понимают пространственно-временную структуру (в данном случае коммерцию), которая в процессе взаимодействия элементов и факторов, позволяет осуществлять устойчивое управление как системой в целом, так и ее элементами. Каждая конкретная фирма создается как иерархическая структура, способная выполнять определенные функции, которые зависят от ряда факторов, в частности, размера предприятия, его специализации и окружающей среды.

Хозяйствующими субъектами коммерции являются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), а также индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические или юридические лица, профессионально занимающиеся коммерцией.
В качестве субъектов коммерции могут выступать и продавец, и покупатель. Активными субъектами коммерции являются предприниматели, производящие продукт/услугу для последующей продажи и становящиеся продавцами, предприятия и физические лица, приобретающие товар с целью дальнейшей перепродажи (торговые посредники):

· производитель – промышленное, аграрное, строительное и другое производственное предприятие или физическое лицо, сбывающее произведенную им продукцию;

· торговое или закупочное предприятие, многократно перепродающие закупленные ими товары;

· юридические и физические лица (индивидуальные продавцы), единовременно продающие принадлежащую им собственность.

Владелец товара, продавец, является активным субъектом коммерции. Пассивным субъектом коммерции, с некоторой степенью условности, можно считать покупателя, который приобретает товар для потребления, как индивидуального, так и массового, но не для перепродажи. На рис. 1.2 показана принципиальная схема взаимоотношений продавца и покупателя.

Деньги
Товар
Продавец
Покупатель

 

 


Рис. 1.2. Функции продавца и покупателя на рынке товаров

 

Продавцом может быть любой владелец собственности, в частности, к категории продавцов относятся:

а) государственные и негосударственные производственные предприятия и учреждения (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука и т.д.), индивидуальные производители, осуществляющие сбыт собственной продукции;

б) торговые посредники (различного типа дистрибьюторы), осуществляющие перепродажу товара;

в) непроизводственные государственные и негосударственные учреждения и предприятия, продающие принадлежащие им товары;

г) социально-бытовые учреждения, занимающиеся оказанием платных услуг населению;

д) общественные учреждения и ассоциации, которые могут продавать принадлежащие им изделия, а также оказывать платные услуги;

е) население: имеется в виду та часть населения, которая занимается перепродажей товаров, а также продающие принадлежащую им часть личной собственности.

К данной категории не следует относить физических продавцов, т.е. лиц, осуществляющий технологический процесс продажи в конкретном магазине. К покупателям (в экономическом смысле) относятся:

а) производственные потребители, в т.ч. предприятия, перерабатывающие товар в другой продукт или включающие его в виде компонента нового продукта;

б) торговые посредники (дистрибьюторы, принимающие права собственности), покупающие товары не для потребления, а для перепродажи;

в) конечные массовые потребители товара (социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, учебные заведения, общественные учреждения и ассоциации, государственные учреждения сферы управления, армия);

г) конечные индивидуальные потребители (население).

Покупателем может быть любой собственник товара, выступивший в роли торгового посредника, или перекупщика, приобретающий товар для последующей перепродажи. Он может быть также потребителем, покупающим товар для удовлетворения собственных потребностей, как личных, так и профессиональных.

На следующем рисунке (см. рис. 1.3) приводится обобщенная схема, отражающая характер участия корпораций и индивидуумов в торговом процессе.

 

ПРОДАВЦЫ ПОКУПАТЕЛИ
А. Государственные и негосударственные производственные предприятия и учреждения, индивидуальные производители. Б. Торговые посредники (дистрибьюторы). В. Непроизводственные государственные и негосударственные учреждения и предприятия. Г. Социально-бытовые учреждения. Д. Общественные учреждения и ассоциации. Е. Индивидуальные продавцы (население). А. Производственные потребители. Б. Торговые посредники (дистрибьюторы). В. Конечные массовые потребители товара (корпорации). Г. Конечные индивидуальные потребители (население).  

Рис. 1.3. Основные типы продавцов и покупателей

В 2006 г. в оптовой торговле насчитывалось 460 тыс. функционирующих организаций, в розничной торговле, включая торговлю автотранспортными устройствами и мотоциклами, – 234,6 тыс. организаций[7].

В коммерции, как и в других сферах управления, должны соблюдаться основные принципы менеджмента, которые включают:

· научность (научно обоснованные методы организации коммерческой деятельности);

· системность (в коммерции включает структуру коммерческих предприятий, организацию коммерческой деятельности, управление коммерческими предприятиями, саморегуляцию, стабильность ситуации на рынке, динамичность развития, открытость, активность, среда и др.);

· комплексность (в коммерческой деятельности умение сочетать интересы различных отраслей и предприятий, объединять свои усилия в общих интересах для получения максимально возможной прибыли);

· принцип демократического централизма (необходимость разумного, рационального сочетания централизованной и децентрализованной коммерческой политики в управлении предприятиями);

· принцип единоначалия (действует в коммерческих организациях и предприятиях, где часто создается коммерческая служба или вводится должность коммерческого директора, а также функционируют отделы/службы логистики);

· принцип коллегиальности в выработке решений (руководство осуществляется коллегией, т.е. группой уполномоченных лиц, каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности; в разумных пределах должен сочетаться с принципом единоначалия);

· принцип оптимального сочетания отраслевых и территориальных интересов (разработка оптимальных пропорций покупательского спроса во времени и в пространстве, экологической защиты потребителей, социальных параметров производства и потребления);

· принцип приоритетности (очередности) действий коммерческих предприятий и организаций с позиции обеспечения их рентабельности;

· принцип оптимального сочетания положительной синергичности [8] в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

· постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников коммерческих предприятий и их мотивацию.

Самостоятельным принципом организации коммерции можно считать федерализм, т.е. принцип территориальной организации государства и ее экономики. Он проявляется как в распределении самостоятельных коммерческих предприятий и организаций по регионам, так и в вертикальной системе управления корпоративными коммерческими организациями. В качестве примера приводится региональная характеристика товарооборота розничных торговых организаций в группировке по федеральным округам (см. табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

 

Региональное распределение товарооборота организаций
розничной торговли по федеральным округам в 2008 г.

  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА Товарооборот регионов Товарооборот на душу населения по регионам
млрд. руб. в % к итогу рублей/чел. в %, к среднему уровню
Центральный 3740,0 34,4   131,5
Северо-Западный 1018,5 9,4   98,5
Южный 1332,6 12,3   76,4
Приволжский 1948,4 17,9   84,1

Окончание табл. 1.1

  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА Товарооборот регионов Товарооборот на душу населения по регионам
млрд. руб. в % к итогу рублей/чел. в %, к среднему уровню
Уральский 1128,8 10,4   120,7
Сибирский 1275,8 11,7   85,3
Дальневосточный 422,0 3,9   84,9
В целом по всем округам   10866,2   100,0     100,0

 

Источник: Российский статистический ежегодник. 2008. Ст. сб. / Росстат. – М.: 2008, С. 558 – 559, 561 – 562 и собственные расчеты автора.

 

Географически продажа товаров в розничной торговле распределяется таким образом, что три четверти ее товарооборота приходятся на европейскую часть России. Примерно 1/10 оборота ориентируется на Уральский пояс – географический центр России. Только 15% товаров продаются в Азиатской части страны, в Сибири (12%) и на Дальнем Востоке (около 4%). Напомним, плотность населения (число жителей на 1 км2 территории) в разных географических регионах сильно различается в Европейской и Азиатской частях страны. Так, в Европейской части страны плотность населения в среднем составляет 26,2 чел./км2, на Урале – 6,7 чел./км2, в Сибири и Дальнем Востоке – 2,3 чел./км2.

В 2007 г. в торговых организациях розничной торговли, включая торговлю автотранспортными средствами и бензином, насчитывалось 226,1 тыс. хозяйственных единиц. В этом году населению было продано потребительских товаров на сумму 3534,3 млрд. руб., в результате чего была получена прибыль (валовая) в 679,4 млрд. руб. Рентабельность этих торговых организаций (процентное соотношение прибыли и затрат) составила 125,6%. Все расходы на покупку товаров в розничной торговле выросли с 2000 по 2007 г. в 4,7 раза, однако, с учетом инфляции, реальный объем продажи товаров увеличился только в 2,2 раза (т.е. в действительности увеличивался в 2,1 раза медленнее). В расчете на одного жителя в 2007 г. на приобретение товаров в розничной торговле было израсходовано 76,5 тыс. руб., что в 4,6 раза больше, чем в 2000 г. В сопоставимых данных товарооборот на душу населения вырос в 2,2 раза[9].

Самостоятельной формой коммерческого бизнеса является электронная коммерция (E - commerce). Существует несколько определений Е -коммерции. Наиболее точным представляется утверждение, что это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами коммерции происходит с помощью электронных технологий. В это понятие входит использование возможностей информационных сетей: маркетинг, организация купли-продажи товаров, предоставление услуг, продажа рекламной информации и т.д. Особо выделяется Интернет-коммерция (I -коммерция), как часть Е -коммерции, транзакции[10] которой осуществляются посредством сети Интернет.

Электронная коммерция – типа «клиент-бизнес» – это покупка товаров в режиме онлайн (online), по существу она представляет собой традиционную розничную продажу товаров, но через Интернет-магазины, т.е. это электронная торговля, входящая в сектор экономики В2С (business-tо-consumer). Система B2C охватывает всю необходимую бизнес-инфраструктуру для управления процессом электронной торговли через Интернет и Web -витрины[11]. В последние годы получила определенное распространение электронная торговля через Интернет-магазины (E-shop). Интернет-магазин представляет собой интерактивный сайт, на котором происходит продажа товара покупателю, причем, сделки могут совершаться как физическими, так и юридическими лицами. Интернет-магазин предоставляет определенный набор услуг, в частности:

· рекламируются товары и услуги, а также принимаются заказы;

· предлагаются различные варианты оплаты заказанных товаров и услуг, в частности, возможна их мгновенная оплата через Интернет;

· посетитель имеет возможность зарегистрироваться с помощью логина и пароля и в дальнейшем использовать уже введенные им данные при входе в разделы сайта;

· посетитель может выписать счет на оплату товаров и услуг, служащий одновременно подтверждением принятия заказа;

· осуществляется оперативная доставка заказанных товаров и услуг;

· предоставляется гарантия и страхование заказанных и оплаченных товаров и услуг;

· обеспечивается соблюдение конфиденциальности совершаемых сделок.

Интернет-магазин – интерактивный сайт, в котором происходит продажа товара покупателю (как физическим, так и юридическим лицам). Интернет-магазин предоставляет определенный набор услуг

Электронная коммерция также охватывает рыночное пространство сектора B2B, претендующее на значительную часть деловых операций в Интернете. По существу Интернет-торговля представляет собой глобальный супермаркет будущего. С одной стороны, она обеспечивает передачу информации о том или ином товаре, а с другой стороны, позволяет заказать необходимый товар или услугу прямо на сайте. Естественно, в этом процессе исключительно важную коммерческую роль играет Интернет-реклама, т.е. открытая информация о товарах и услугах, которая осуществляется с использованием всех возможностей Интернета. Есть основания считать, что электронные формы коммерции постепенно потеснят ее классические методы. Кроме того, в Интернет-торговле возникает сложная проблема доставки товара каждому покупателю. Решение этой проблемы связано с использованием методов логистики.

В сферах В2В и В2С достаточно быстро развивается торгово-сбытовая Интернет-логистика, которая занимается обслуживанием клиента с учетом географического размещения предприятий IT. Это позволяет значительно ускорить доставку товаров через систему онлайн-заказов. Возможности Интернета могут быть полнее использованы для работы с сопутствующей информацией. Причем, наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении товара. Необходимо также совершенствовать и рынок транспортных услуг, предназначенных для обслуживания торговли между предприятиями сферы В2В. Электронная идентификация и оформление электронного паспорта позволяют оперативно отслеживать перемещение товаров и грузов на всем пути следования и по запросу пользователя предоставлять информацию в режиме реального времени[12].

В 2007 г. число организаций, использовавших Интернет для связи с поставщиками и потребителями товаров, составило 170,0 тыс., тогда как в 2003 г. их насчитывалось всего 121,4 тыс., т.е. на 40% меньше[13].

 

 

1.3. Основные направления и формы
организационной деятельности в коммерции

 

В коммерции сложилась и функционирует система организации коммерческой деятельности, неразрывно связанная с рыночными функциями купли-продажи. К ним относятся операции сбыта и продажи товаров, для чего используются следующие инструменты: маркетинговые и логистические методы отпуска, перемещения и хранения товаров, с продажным и послепродажным обслуживанием.

Результаты коммерческой деятельности в значительной мере зависят от человеческого фактора. Умелая организация торгово-сбытового процесса, высокая квалификация его участников, заинтересованность в результатах и т.п. помогают сохранять хороший моральный и психологический климат на предприятии, обеспечивать ровные деловые взаимоотношения и позволяют предприятиям поддерживать оптимальный уровень производительности труда.

В большинстве коммерческих организаций и предприятий созданы и функционируют соответствующие службы, возглавляемые, как правило, коммерческими директорами или равными по рангу руководителями. Коммерческий директор – обычно один из руководителей предприятия, фирмы, ведающий продажей и сбытом продукции, торговлей, закупкой товаров.

В управляющую часть входят: дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. При этом соблюдается принцип усложнения технологии менеджмента по мере укрупнения предприятия. Управленческие технологии, т.е. набор средств и методов, предлагают использовать следующий аппарат управления, включающий ряд служб:

· оперативного и стратегического управления предприятиями;

· коммерческой деятельности;

· управления персоналом;

· экономической и финансовой деятельности;

· административного управления;

· маркетинга и сбыта;

· юридические службы;

· технические службы.

Следует учитывать специфику управления акционерными предприятиями. В частности, общее стратегическое направление сбытовой политики определяется общим собранием акционеров или его правлением (советом директоров) с участием наблюдательного совета, а в оперативной деятельности – генеральным (или исполнительным) директором. Совет директоров – это избираемый акционерами высший орган управления акционерного общества и решающий принципиальные вопросы управления обществом в период между собраниями акционеров, а также осуществляющий общий контроль и аудит.

Администрацией коммерческого предприятия является его руководство, т.е. круг лиц, уполномоченных осуществлять оперативное управление, выступать в качестве юридического лица, официально представлять организацию, учреждение.
К администрации (правлению) предприятия, фирмы принято относить руководителя фирмы (президента), его заместителей (вице-президентов), исполнительных директоров, главного бухгалтера, ведущих менеджеров (топ-менеджеров). Администрацией формируется соответствующий аппарат управления. Считается, что директоров (президентов), топ-менеджеров компании нанимают ее учредители, иногда их назначают из состава руководства, или приглашают на работу назначенные ранее директора.

Вице-президент компании – одно из высших должностных лиц предприятия, замещающее президента, но, кроме того, он может руководить одним из основных направлений деятельности предприятия. В крупных предприятиях вводится должность исполнительного директора, ведающего вопросами оперативного управления, а также должность коммерческого директора, в круг обязанностей которого входят вопросы продажи и сбыта продукции, закупки товаров и т.п.

На руководителя предприятия и его коммерческую службу возлагается достаточно много сложных обязанностей, в частности, комплектация этой службы специалистами, повышение их квалификации, планирование их работы, координация подразделений службы между собой и другими подразделениями фирмы, организация внутренних и внешних связей и т.д. Кроме того, работники некоторых подразделений коммерческих служб должны уметь выполнять определенные экономические и статистические расчеты. Поэтому очень важно, чтобы руководитель коммерческой службы обладал комплексом знаний, которые позволили бы ему выполнять свои функции и контролировать деятельность своих подчиненных.

Руководитель коммерческой службы должен обладать высокой степенью самостоятельности и ответственности. Как правило, он входит в состав высшего руководства фирмы и подчиняется непосредственно ее главе. Это способствует авторитету коммерческой службы, выводит ее на одно из первых мест в административной иерархии по влиянию на принятие управленческих решений. Хотя организационная структура сбытового или торгового коммерческого предприятия основывается на принципе единоначалия, довольно часто при руководителе подобного предприятия создается коммерческая служба (иногда в ней вводится должность коммерческого директора). В качестве примера приводится схема управления коммерческой службой торгового предприятия[14] (см. рис. 1.4).

Коммерческая служба
Сектор стратегического планирования
Сектор закупочно-сбытовых операций
Служба маркетинга
Информационный центр
Финансовая служба
Управление торговлей
Отдел покупок
Отдел продаж
Отдел сервиса
Управление движением ресурсов
Складское хозяйство
Транспортный отдел

 


Рис. 1.4. Организационная структура коммерческой службы
торговой организации

Коммерческая служба занимается маркетингом, в том числе изучением и прогнозированием спроса, организацией закупок и снабженческой деятельностью. Внутренняя организация подразделений и служб, занимающихся проблемами маркетингового исследования, подчиняется интересам фирмы, зависит от ее возможностей и, как правило, не имеет жесткой структуры. В качестве примера организации управления приведем организационную структуру некоей крупной оптовой фирмы[15] (см. схему на рис. 1.5).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.