Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные принципы коммерции 3 страница




Генеральный директор (Управляющий)
Коммерческая служба
Служба маркетинга
Служба логистики
Служба рекламы и PR
Служба безопасности
Юридическая служба
Отдел кадров
Финансовый отдел
Бухгалтерия
Отдел АСУ, (АСУП, АРМ)
Отдел поставок
Отдел дистрибьюции
Отдел(ы) продаж
Производственный отдел
Отдел складского хозяйства

 


Рис. 1.5. Схема управления коммерческим предприятием
(на примере оптовой фирмы)

 

Организационная структура коммерческого предприятия может иметь матричное или дивизиональное строение. Матричная структура управления коммерческой деятельностью предполагает создание подразделений, связанных между собой по вертикали и горизонтали. Она построена по функциональному принципу, т.е. система управления разделена на функциональные службы, за каждой из которых закреплен определенный круг работ, причем, их сочетание образует матрицу. Связи такого рода позволяют децентрализовать принятие решений. Поэтому она обеспечивает гибкость управления и более высокую степень адаптивности к нововведениям. Главным недостатком этой системы следует считать нечеткость отношений типа «руководитель-подчиненный».

Наиболее простая, но малоэффективная схема управления – это функциональная схема, когда осуществляется прямая связь: начальник → подчиненные. Отечественная практика показывает, что в России более других получила распространение линейно-функциональная система управления. При этой схеме организации коммерческие предприятия наделяются только организационными функциями, тогда как управленческие функции выполняют руководящие организации. В зарубежной практике классические линейно-функциональные структуры присущи лишь малым предприятиям и небольшой части средних фирм. Например, прямое руководство сбытовыми предприятиями (см. рис. 1.6):

Для крупных компаний с середины 80-х годов доминирующим стал дивизиональный тип структуры управления, предполагающий деление компании на самостоятельные бизнес-единицы, которым передается часть или все управленческие функции. По оценкам специалистов, от линейно-функциональ-ных структур к дивизиональным перешло большинство из 500 крупнейших компаний США по причинам растущей диверсификации бизнеса и трудностей управления географически удаленными структурными звеньями из одного центра.

Сущность системы линейного управления бизнесом заключается в том, что руководство сосредотачивается в центре и берет на себя ответственность за деятельность всего подразделения. В линейно-функциональной схеме управления руководство координирует и контролирует результаты выполнения только одной определенной функции, но в рамках предприятия или стратегического бизнес-подразделения. Дивизиональная структура управления имеет значительную производственно-хозяйственную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лиц.

 

Генеральный директор
Директор по маркетингу
Финансовый директор
Директор по персоналу
Директор по сбыту
Директор по логистике
Производственноепредприятие
Сбытовое предприятие
Оптовая база
Транспорт
Склад 2
Склад 1

 

 


Рис. 1.6. Линейно-функциональная структура управления

 

Часто имеет место комбинация функционального и матричного принципов. Например, выделяются подразделения по товарному принципу, а структура каждого из них строится по функциональному принципу. Число функциональных подразделений (отделов, секторов, групп) зависит от возможностей фирмы, допускается объединение нескольких функций или всего блока в одном подразделении. Например, отдел инновационной политики может включать в свой состав аналитическую группу.

Дивизиональная система управления имеет то преимущество, что она является саморегулирующимся механизмом, способным приспосабливаться к меняющимся условиям. Во-первых, она обеспечивает более тесную связь производства с потребителями; во-вторых, позволяет ускорить реакцию деятельности предприятия на изменения во внешней среде; в-третьих, обеспечить улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу. В то же время распространение дивизиональной системы управления может его усложнить за счет усиления степени иерархичности в вертикали управления. Кроме того, не исключено дублирование как функций управления на разных уровнях, так и работ для разных подразделений, что в свою очередь приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

На следующей схеме (см. рис. 1.7) приводятся два варианта схемы дивизионального управления коммерческими предприятиями.

Генеральный директор
Генеральный директор
А
Б
В
А
Б
В
Б
А
В
 

 

 


 

-
 
Руководители производственных (торговых) служб

-
 
Руководители функциональных служб

- Функциональные подразделения - Функциональные подразделения

 

Рис. 1.7. Организационная структура дивизионального
управления коммерческими предприятиями

Дивизиональная (ее еще называют плоской) организационная структура коммерции предполагает четкое разделение управления отдельными функциями. Она чаще применяется в крупных компаниях, сфера влияния которой дифференцирована, или в компаниях, ориентированных на номенклатуру товаров с большими объемами сбыта. Такие предприятия могут быть разбросаны по территории и отстоять друг от друга на большие расстояния, ее недостаток заключается в дублировании управления.

Известны различные схемы управления и подчиненности коммерческих структур. На следующем рисунке представлена примерная организационная схема предприятия типа ООО (см. рис. 1.8.).

Жесткой, единой схемы управления коммерцией не существует. Это объясняется большим числом вариантов управления, различной специализацией предприятий, размером предприятия и т.п. В зависимости от типа предприятия может быть сделан акцент на маркетинговую службу (в торговле, товароведении и сбыте) или на деятельность отдела закупок (в промышленном предприятии) и т.д.

На современном этапе управления коммерческой деятельности возникает проблема реструктуризации, т.е. преобразования организационной структуры и технологии управления организацией в соответствии с потребностями рынка. Крупные, специализированные оптово-сбытовые предприятия/фирмы и корпорации, как правило, обладают правами юридического лица. Часто коммерческие предприятия, несмотря на известную самостоятельность, имеют ведомственную направленность. Обычно в управлении коммерческими предприятиями проявляется территориально-организационный признак, объединяющий типы и виды клиентов.

Рис. 1.8. Схема организационной структуры коммерческого
предприятия

 

Коммерческое предприятие должно обладать обособленным имуществом, которым распоряжается самостоятельно, при этом оно несет имущественную ответственность за свои действия и обязательства. Это обеспечивает организационное единство всех коммерческих предприятий, что подкрепляется закреплением за ними определенных названий (собственного имени). Все коммерческие предприятия входят в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (ЕГРЮЛ), который является федеральным информационным ресурсом. Кроме того, для обеспечения информационного единства предпринимательского корпуса создан Единый Государственный Реестр Индивидуальных Предпринимателей (ЕГРИП), который также является федеральным информационным ресурсом и подлежит обязательной регистрации. Как было сказано выше, коммерческое предприятие должно иметь собственное название.

Основным типом коммерческой организации является хозяйственное товарищество, которое объединяет несколько физических или юридических лиц, обладающих определенным капиталом. Функционируют две его формы: полного товарищества и товарищества «на вере» (смешанное или коммандитное товарищество). Товариществом на вере (коммандитным товариществом) считается такое, в котором кроме участников, осуществляющих от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающих по обязательствам всем своим имуществом (полные товарищи), имеется один или несколько участников (коммандитистов), которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности, а только вносят свой пай в общую «копилку» компании.

Название «товарищество» обычно заменяется термином «компания» (company). Компания представляет собой объединение предпринимателей для совместного ведения бизнеса.

В коммерции существуют следующие виды хозяйственных обществ:

Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), т.е. хозяйственная организация, создаваемая по соглашению юридических или физических лиц путем объединения их вкладов в денежной или натуральной форме. Важно знать, что каждому члену ТОО выдается паевое свидетельство, которое не является ценной бумагой и не может быть продано другому лицу без разрешения ТОО.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) представляет собой юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на определенные доли. Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Принципиальных отличий ООО от ТОО не существует.

Открытое акционерное общество (ОАО) представляет собой объединение юридических или физических лиц и их капитала для совместной хозяйственной деятельности, причем акционеры этого типа несут ответственность по обязательствам общества. Капитал ОАО складывается за счет выпуска, размещения и продажи акций, т.е. ценных бумаг, удостоверяющих право владельца на часть активов предприятия и получения дивидендов. Очень важно, что ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) отличается тем, что акции ЗАО могут переходить от одного лица в собственность другого лица только с согласия большинства акционеров.

Отраслевая принадлежность коммерческих организаций и предприятий может быть различной, общее у них одно – то, что их деятельность направлена на извлечение прибыли. Заслуживают внимания некоторые данные о распределении числа предприятий и организаций по видам экономической деятельности. На 1 января 2008 г. насчитывалось 456,4 тыс. промышленных предприятий и организаций (включая предприятия электро-, газо- и водоснабжения), 390,5 тыс. – строительных, 242,0 тыс. – сельскохозяйственных и рыболовецких, 170,0 – транспортных. Кроме того, 68,9 тыс. предприятий занимались финансовой деятельностью. Численность оптовых и розничных предприятий и организаций составляла 1807,5 тыс., кроме того, имелось 84,7 тыс. гостиниц и ресторанов. В социальной сфере функционировали 75,3 тыс. организации здравоохранения, 166,2 тыс. организаций образования[16]. Конечно, эти данные не дают полного представления об отраслевом распределении предприятий рынков В2В и В2С, но в какой-то мере позволяют судить об организационной структуре экономической деятельности в сбыте и торговле, а также в социальной сфере.

Структура коммерции имеет как отраслевое, так и функциональное построение. С позиции отраслей, прежде всего, выделяются два направления:

· Рынок товаров и услуг, ориентированный на корпоративного потребителя (В2Вbusiness-to-business), т.е. он охватывает отношения между двумя юридическими лицами. К нему относятся компании, конечными потребителями которых являются коммерческие структуры. Маркетинговые исследования на В2В рынке – это исследования среди промышленных, финансовых, торговых, дистрибьюторских, аудиторских и консалтинговых компаний и корпораций.

· Рынок товаров и услуг, ориентированный на конечного потребителя, т.е. население (В2С business-to-consumer), таким образом, этот сектор экономики охватывает отношения между юридическим лицом и конечным потребителем/(физическим лицом).

Оба эти рынка взаимосвязаны последовательностью процесса воспроизводства продукта. Товар создается в одной из производственных отраслей. Напомним, что в рыночной экономике любой товар имеет своей конечной целью продажу и только на заключительном этапе этого процесса имеет место потребление произведенного и неоднократно перепродаваемого продукта. Сбыт – это деятельность по завершению процесса производства, а продажа, в свою очередь, – завершающая стадия сбыта, когда товар переходит в торговую сферу (см. рис. 1.9).

и т.д.
Продажа на рынок В2В
Конечное потребление
Продажа
Продажа
Сбыт
Сбыт
Производственное предприятие
Сбытовое предприятие-посредник
Оптовое торговое предприятие
Предприятие розничной торговли
Сфера личного потребления
Переработка в другие товары


Рис. 1.9. Схема товародвижения и переход от отраслей В2
к отраслям В2С

 

Таким образом, организация коммерческой деятельности носит сложный и многокомпонентный характер. Сбыт, как и продажа, могут строиться по принципу direct marketing ’а, т.е. быть прямыми, а могут осуществляться через посредников. При этом каналы сбыта бывают короткими (один-два посредника) и длинными (более 2-х посредников, последовательно перекупающих товар друг у друга). Организация коммерции должна соответствовать политике и стратегии сбыта данного предприятия. Тогда будет достигнут максимальный эффект. Стратегия сбыта включает требование долгосрочного планирования и научно разработанную методологию организации и управления сбытом.

Сбытовая политика состоит из комплекса мер, направленных на эффективное продвижение товара к возможному потребителю. В сбытовой деятельности концентрируются все результаты функционирования производства. В конечном счете, именно в сфере сбыта формируется коммерческий результат деятельности коммерческого предприятия – его прибыль. Предприятия сбыта, продолжая процесс производства, обеспечивают необходимую доработку товара и его подготовку к продаже (сортировку, фасовку, упаковку и т.п.). Сбытовая деятельность завершается продажей товара или оптовому, или розничному торговому предприятию.

 

 

1.4. Принципы планирования коммерческой
деятельности

 

Важным инструментом управления коммерческой деятельностью является планирование. Сам процесс разработки плана называется технологией планирования. План рассматривается как модель будущего развития коммерческого предприятия или корпорации в целом. В процессе реформирования отечественной экономики государство отказалось от централизованного планирования коммерции. Однако в корпоративных структурах разработка плановых заданий и их обоснование остаются одним из приоритетов рыночной экономики. План можно рассматривать как модель будущего развития. В коммерции нередко разрабатываются не директивные (строго обязательные) планы, а индикативные, близкие к прогнозам.

В инструментах управления следует выделить оперативное и стратегическое планирование предприятий и корпораций. Оперативное планирование представляет собой разработку и выдачу обоснованных и взаимоувязанных заданий коммерческому предприятию и его подразделениям (обычно на ограниченный срок, как правило, не свыше года). Стратегическим планированием в коммерции является управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период. К плановым показателям коммерческой деятельности относятся также нормативы, научно обоснованные расчетные величины (абсолютные или относительные), используемые в планировании и управлении.

Планы различаются по времени действия или горизонтам планирования (текущие, или краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Коммерческое предприятие обязано составить подробный план, или программу деятельности коммерческого предприятия на определенный период. Такой документ, который устанавливает показатели – задания для предприятия, называется бизнес-планом и является ориентиром организации коммерческой деятельности. Более сложным этапом планирования является бизнес-модель коммерческого предприятия (компании), представляющая собой цепочку взаимосвязанных коммерческих действий (процессов), отражающих причинно-следственные связи между объектами коммерции.

Планирование коммерческой деятельности предусматривает разработку системы взаимосвязанных плановых показателей, по которым устанавливаются плановые задания, как на краткосрочную, так и на отдаленную перспективу. Размер фирмы сказывается на методике планирования ее деятельности. Так, чем крупнее фирма, тем большее значение придается долгосрочным задачам: планирования (структурно-ассортиментным изменениям, инвестиционным проблемам, смене поколений товаров и т.д.). И наоборот, чем ближе горизонт плана, тем больше в плановых показателях отводится место текущей рыночной ситуации.

Бизнес-план коммерческого предприятия является одним из главных инструментов управления, которые определяют его конечный эффект, а бизнес-планирование – процесс разработки бизнес-плана. Бизнес-план (business-plan) представляет собой развернутый проект деятельности фирмы, в котором систематизируются основные моменты намеченного коммерческого мероприятия. Бизнес-план может рассматриваться как задание данному коммерческому предприятию. Он исходит из необходимости предвидеть возможные проблемы, что позволяет избегать ошибок в управлении, распознавать и оценивать возможные риски и т.п. Бизнес-план должен ориентироваться на конкретную рыночную ситуации и, по возможности, должен быть составлен рабочий прогноз на ближайшую перспективу.

Содержание и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от его цели и сферы применения. Как правило, в нем содержатся следующие разделы: сведения о самой компании; объем и структура рынка сбыта или продажи; предполагаемая доля рынка; план маркетинговых мероприятий; план трудовых затрат и ресурсов; финансовый план. Бизнес-план является оперативным и адаптивным документом, поскольку, по мере его реализации, он может и должен, если это необходимо, подвергаться корректировке, исправлению и дополнению.

В перечень плановых показателей коммерческой деятельности входят, прежде всего, товарооборот, прибыль и рентабельность, основные и оборотные средства коммерческого предприятия (часто с разбивкой по кварталам или месяцам). В ряде случаев вместо плановых показателей используются нормативы. Часто планы предприятия базируются на прогнозных расчетах. Планы дифференцируются по подразделениям и регионам.

Управление коммерческой деятельностью и ее организация нуждаются в максимально полном и объективном информационном освещении. Отсутствие или неполнота информации, любые искажения и деформации, могут стать причиной неуспеха, а то и прямого краха коммерческого предприятия. Предприниматель или менеджер вправе располагать достаточно полной и достоверной характеристикой положения предприятия на рынке на любой момент или отрезок времени, тем более что в коммерции ситуация, как правило, очень изменчива и непостоянна. Поэтому коммерческую информацию необходимо регулярно отслеживать и анализировать.

Информация представляет собой специфическую форму общения и коммуникации, средство получения, аккумуляции и передачи знаний о коммерческой деятельности в соответствующей форме: бумажно-письменной или электронной. Коммерческая информация представляет собой совокупность сведений о функционировании фирм, компаний, корпораций и т.д. На основе собранной информации предприятие должно принимать адекватные управленческие решения.

Значительная часть информации строится на основе отчетности коммерческих организаций и предприятий. Они в обязательном порядке, в установленные сроки и по стандартным формам представляют статистическую и бухгалтерскую (финансовую) отчетность органам государственной статистики, а также финансовым органам Отчеты могут иметь письменную (бумажную) форму, но в последнее время получила массовое распространение отчетность online по электронной почте. Кроме государственной отчетности фирмы представляют корпоративную отчетность, необходимую как для оперативного, так и для стратегического управления. Сроки и порядок представления подобных отчетов регламентируется вышестоящими управленческими структурами.

Важным элементом организации коммерческой деятельности является сбор, обработка и анализ информации. Организация коммерческой деятельности предполагает возможность не только сбора и систематизации информации, но и ее анализа, а также прогноза на последующий период. Анализ представляет собой оценку, объяснение, моделирование изучаемых процессов и явлений в сфере коммерции. Его направлением следует считать анализ хозяйственной деятельности, т.е. изучение производственной, финансовой и торгово-сбытовой деятельности коммерческих предприятий. Создана и функционирует Справочная служба юридических лиц, которая базируется на уже упоминавшемся реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Соответствующие сведения предоставляются на платной основе.

Коммерческий анализ, который представляет собой составную часть статистического, бухгалтерского и маркетингового исследования хозяйственной деятельности торгово-сбытового предприятия, ориентирован на выявление и оценку экономических показателей торговых и сбытовых предприятий, выявление их динамических и структурных изменений, территориальных особенностей, эффективности используемых ресурсов и т.д.

Важную роль в информационном обеспечении коммерческой деятельности играют учет и статистика. В частности, статистика способна не только обнаруживать нужные факты, но и интерпретировать их, выявлять тенденции, взаимосвязи и закономерности. Коммерческие операции допускают использование расчетных величин, прежде всего соизмерения затрат и результатов, а также подсчет конечных и промежуточных итогов. В коммерции необходимо тщательно соблюдать коммерческую тайну, разглашение которой может нанести непоправимый ущерб экономике предприятия. Коммерческой тайной считаются сведения о деятельности хозяйствующего субъекта, распространение которых наносит вред его экономическим интересам. Источниками коммерческой информации могут быть документы и отчеты фирмы, а также различного рода публикации, как официальных данных, так и научно-публицистической литературы.

Сбор, обработка и анализ коммерческой информации требуют от специалистов не только определенной квалификации в различных сферах коммерции, но и информационной культуры. Под информационной культурой понимаются знания, умения и навыки эффективного пользования коммерческой информацией с помощью современной компьютерной технологии, умения пользоваться Интернетом и электронной почтой. Абсолютная недопустимость фальсификации и искажения данных являются принципом соблюдения моральных и этических ценностей в коммерции. В коммерческой информации должны соблюдаться определенные нормы поведения, в частности, обеспечение прав самой фирмы или ее клиентов на получение определенных (не секретных) сведений. Для покупателей информационного продукта должна быть обеспечена возможность знать условия его купли-продажи.

* * *

Коммерческая деятельность – это сложный социально-экономический процесс, требующий четкой и строгой организации. Субъектами коммерции являются физические или юридические лица, профессионально занимающиеся коммерцией. Успешность бизнеса зависит от эффективности управления коммерческой деятельностью. Управление коммерческой деятельностью – технологический процесс, в котором участвует коллектив специализированных функциональных подразделений, обеспечивающих использование и координацию всех материально-технических и компьютерных ресурсов для достижения целей, поставленных перед коммерцией.

В бизнесе сложилась и функционирует организационная системакоммерческой деятельности, неразрывно связанная с рыночными функциями купли-продажи. Коммерческое предприятие – это юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект при этом выделяются унитарные предприятия, не обладающие правами собственности. Понятие организации коммерции не следует путать с понятием коммерческой организации, которая представляет собой объединение двух и более лиц, включая хозяйственные товарищества и общества, имущество которых, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное в процессе их деятельности, принадлежат ему на правах собственности. Самостоятельной формой коммерции является электронная коммерция (E - commerce), т.е. форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами коммерции происходит с помощью электронных технологий.

Организационная структура коммерческого предприятия может строиться или по матричной схеме (по функциональному признаку) или по дивизиональной схеме (с четким разделением функций). Основным типом коммерческой организации является хозяйственное товарищество, которое объединяет несколько физических или юридических лиц, обладающих определенным капиталом.

В управлении коммерческой деятельностью используются набор соответствующих инструментов, в которых следует выделить оперативное и стратегическое планирование предприятий и корпораций. Управление коммерческой деятельностью нуждается в максимально полном и объективном информационном освещении, для чего используются специфические расчетные методы и способы, а также возможности статистического метода учета и анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.