Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Развития психологической службы в системе образования




МОСКВА, 2016

Развития психологической службы в системе образования

Концепция

Проект

Распространение результатов конкурса

10.1. По итогам Конкурса будет выпущен сборник.

10.2. Информация об итогах конкурса будет размещена на сайтах организаторов www.museumgorkogo.ru и www.detlib.nnov.ru.

 

Контактные данные:

Сластникова Людмила Алексеевна, заместитель директора МКУК ЦГДБ им. А.М. Горького, тел. 273-03-42, e-mail: [email protected]

 

Уткина Евгения Михайловна, заведующая сектором культурно-просветительной работы МБУК «Государственный ордена Почета музей А.М. Горького»,

тел. 436-65-83, e-mail: [email protected]

в Российской Федерации на период до 2025 года

 

Руководитель проекта - Ю.П.Зинченко, академик РАО, дпсхн.,

профессор

 

Исполнители - Асмолов А.Г., академик РАО, дпсхн.,

профессор

Ахутина Т.В., дпсхн, профессор

Барабанщикова В.В., кпсхн, доцент

Бурменская Г.В., кпсхн, доцент

Веракса А.Н. дпсхн

Гусев А.Н., дпсхн, профессор

Дубровина И.В., академик РАО, дпсхн.,

профессор

Дубовская Е.М., кпсхн., доцент

Иноземцева В.Е. кпсхн., доцент

Карабанова О.А., дпсхн., профессор

Ковязина М.С., дпсхн., доцент

Коробейников И.А., дпсхн, профессор

Леонова А.Б. дпсхн, профессор

Леонов С.В., кпсхн

Ляшенко А.И., кпсхн.

Малых С.Б., академик РАО, дпсхн, профессор

Нечаев Н.Н. академик РАО, дпсхн.,

профессор

Носкова О.Г., дпсхн., профессор

Реан А.А. академик РАО, дпсхн.,

профессор

Солдатова Г.У., член-корр. РАО, дпсхн, профессор

Тихомандрицкая О.А., кпсхн., доцент

Тхостов А.Ш., дпсхн, профессор

Цветкова Л.А., дпсхн., профессор

Шойгу Ю.С., кпсхн, доцент

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Актуальность развития психологической службы образования РФ. Современное состояние детства: социальная ситуация развития, риски и пути их компенсации

3. Цели и задачи и приоритетные направления развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации

4. Цели и задачи психологической службы. Виды деятельности психолога

Цели и задачи деятельности психологической службы в системе дошкольного образования

Цели и задачи деятельности психологической службы

в системе общего и среднего профессионального образования

4.3. Цели и задачи деятельности психологической службы в системе высшего образования

5. Теоретико-методологические основы и принципы деятельности психологической службы в образовании

6. Задачи и организация психолого-педагогического сопровождения детей групп риска, детей с ОВЗ и детей, проявивших высокий уровень развития способностей

7. Основные модели психологической службы в образовании и организация системы управления

8. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы в образовании

9. Требования к кадровому обеспечению деятельности

психологической службы в образовании

10. Требования к профессиональной подготовке, профессиональным компетенциям и повышению квалификации психологов, работающих в психологической службе в системе образования в РФ.

11. Материально-техническое, экономическое и информационное

обеспечение деятельности психологической службы

12. Организация межведомственного и внутриведомственного взаимодействия

13. Реализация Концепции психологической службы

в системе образования

13.1. Условия и механизмы реализации настоящей Концепции

13.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции

13.3. Этапы реализации Концепции и ее финансовое обеспечение

 

Современное российское общество переживает период серьезных демографических, экономических и технологических трансформаций, характерных для большинства развитых стран мира. Эти изменения приводят к новым рискам, предъявляют высокие требования к подготовке детей к жизни в быстро меняющихся условиях, требуют формирования критического мышления, новых жизненных установок, развитие личности с позитивными ценностями, формирование ответственного гражданина, способного взять ответственность за себя и свою судьбу. На переломе эпох, в условиях изменяющегося общества особенно важной становится реализация права ребенка на полноценное и свободное развитие. В сложившейся ситуации повышаются требования к системе образования, поскольку для обеспечения конкурентоспособности страны критически важным становится человеческий капитал как важнейший социально-экономический фактор развития инновационной экономики и экономики знаний, общества и государственности. Психологическая служба в системе образования Российской Федерации - один из важнейших механизмов, обеспечивающих права ребенка, декларируемые Конвенцией о правах ребенка и Всеобщей декларацией прав человека.

Современная российская школа сталкивается с новым типом образовательных и воспитательных проблем, связанных с инклюзивным образованием, с мультикультурностью контингента учащихся, с высоким уровнем неоднородности познавательного и социального развития детей и подростков. В настоящее время в системе образования России обучается свыше 14 миллионов детей, из них почти 481 тысяча детей с ограниченными возможностями здоровья, большое количество детей мигрантов. Все это формирует мощный социальный запрос на развитие психологической службы образования.

Развитие информационных технологий в современном обществе приводит с одной стороны к большей доступности информации, знаний, а с другой приводит к размыванию граней между миром детей и миром взрослых, приводит к незащищенности детства. Негативными факторами, существенно влияющими на социализацию подрастающих поколений, являются такие глобальные явления как высокая агрессивность социальной и информационной среды, актуальность угрозы экстремизма и терроризма.

Новая социокультурная ситуация развития современных детей и подростков ставит совершенно новые задачи психологического обеспечения системы образования. К прежним задачам психологической службы образования – созданию условий для нормального, гармоничного психического развития - добавляются задачи, связанные с психологической безопасностью образовательной среды, психологической поддержкой детей из «групп риска», помощью детям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, разработкой системы экстренной психологической помощи и многие другие.

Система современной психологической службы образования начала формироваться в СССР в 80-ые гг. прошлого века. С началом масштабных социально-экономических реформ 90-х появился целый ряд новых и серьезных проблем, которые стимулировали дальнейшее развитие службы практической психологии образования. В 2000-е гг активно формируется инфраструктура психологической службы, увеличивается количество психологов в образовательных учреждениях (почти 50 тысяч психологов в 2005 г), создаются образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (более 740 на 2006 г), психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы и психолого-педагогические и медико-социальные комиссии, возникло более 400 факультетов психологии, которые не только готовят кадры для системы психологического обеспечения образования, но и занимаются научно-методическим обеспечением службы. Целый ряд исследовательских институтов Российской академии образования, стал активно разрабатывать деятельность научно-методическое обеспечение психологической службы.

Структуру современной системы психологической службы образования фактически определило Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (Приказ № 636 Министерства образования РФ от 22 октября 1999 года).

В структуру Службы практической психологии образования входят три основных блока:

I. Практический блок:

- психологи, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов

- учреждения (Центры) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. - психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК).

II. Блок подготовки кадров, повышения их квалификации и переподготовки:

- факультеты психологии высших учебных заведений

- институты повышения квалификации.

III. Научно-методический блок:

- научно-исследовательские институты

- научные подразделения ВУЗов.

В качестве основной цели выступало повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей. Положение определило и основные направления деятельности службы: психологическое просвещение; психологическая профилактика-предупреждение; психологическая диагностика; психологическое консультирование и психологическая коррекция.

Цели и задачи психологической службы в ходе развития плавно эволюционировали от простой диагностики (например, определения готовности к школе) до обеспечения психологической поддержки целостного процесса воспитания и развития. В целом это соответствует опыту формирования психологической службы образования различных стран, которые вначале решали в основном задачи отбора детей на основе применения стандартных диагностических процедур (это и США, и ведущие европейские страны, такие, как Франция, Германия и др.).

Анализ современного состояния психологической службы образования показывает, однако, что, несмотря на все очевидные достижения службы практической психологии образования, существует целый комплекс проблем, требующих своего решения. Во-первых, уровень и качество организации службы, состояние инфраструктуры службы в разных регионах характеризуется большой неравномерностью. Во-вторых, отсутствует единый подход в определении целей, задач, содержания, методов работы психологической службы, места и статуса психолога в системе образования. В-третьих, не выработаны нормы и стандарты деятельности психолога образования, нет единства диагностического инструментария психологической службы в образовании. В-четвертых, не сложилась единая система повышения квалификации специалистов психологической службы образования. В-пятых, нет единой системы управления психологической службой образования в стране. Это обусловлено многими причинами, основными среди которых являются различия в социально-экономических условиях разных регионов, в состоянии инфраструктуры службы, в системе подготовки кадров, системе управления и целого ряда других факторов. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" полномочия по организации предоставления психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей закреплены за региональными и муниципальными органами власти. Однако региональные различия затрудняют обеспечение равных возможностей детей в получении психолого-педагогической помощи и создают риски развития образовательного неравенства между социальными группами.

Особая задача - проведение и координация научных исследований в интересах психологической службы образования РФ. В системе образования необходима организация и проведение масштабных исследований современного ребенка. Эти исследования важны для определения возрастных норм психического развития современного ребенка, а также для разработки психологического инструментария, поскольку без общероссийских исследований невозможно создание системы национальной стандартизации психологических диагностических методов (и соответственно их использование в системе образования). Необходима организация лонгитюдных исследований для оценки, как индивидуальных траекторий развития, так и глобальных системных эффектов (например, оценка влияния тех или иных образовательных технологий на психическое развитие детей).

В целом, можно сказать, что в стране сложилась система оказания психолого-педагогической помощи в образовании, накоплен большой опыт работы, создана научно-методическая база, создана система подготовки кадров, подготовлены квалифицированные кадры для работы в психологической службе образования. В то же время необходимо учитывать, что с момента принятия Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования в российском обществе произошли существенные изменения, поставившие новые проблемы и задачи перед образованием как важнейшим социальным институтом. Эти обстоятельства закономерно требуют обновления нормативной базы психологической службы образования.

Система организации и предоставления психолого-педагогической помощи в образования зависит как от состояния экономики, так и от организации самого образования, идеологии и других социокультурных факторов. Модели организации психолого-педагогической помощи в образования во многом зависят от тех целей, которые ставит система образования перед психологической службой в образовании. Эти цели и определяют структурно-функциональную организацию, нормативную базу, инструментарий и т.д., причем в ходе развития системы образования задачи могут меняться и, соответственно, должны меняться модели организации психолого-педагогической помощи в системе образования.

Новые задачи психологической службы в системе образования в Российской Федерации определены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», "Законом об образовании", Федеральными государственными образовательными стандартами.

В настоящий момент деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи определяется статьей 8 ч.1 п.12 Закона об образовании, в которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: «организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».

В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социально–педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального образования для детей с ОВЗ, ФГОС общего образования определяют требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.Эти условия должны обеспечиватьучет специфики возрастного психического и физического развития обучающихся; вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза); комплексную оценку метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций) и личностных результатов освоения образовательной программы; создание психологически безопасной развивающей образовательной среды и целый ряд других условий.

Существуют другие нормативные акты, которые определяют нормативные требования к количеству специалистов: педагогов-психологов, логопедов, дефектологов для работы с детьми ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях.

Разработка Концепции развития опирается на богатый опыт деятельности отечественной психологической службы образования, опыт деятельности психологических служб других ведомств, научные и методические разработки российской психологической науки, а также международные научные разработки и опыт психологической службы в образовании за рубежом.

Концепция основана на принципах и нормах Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, затрагивающих сферы образования, семейной, молодежной, национальной политики, международных документов в сфере защиты прав детей и молодежи, ратифицированных Российской Федерацией, а также требований профессиональных стандартов: педагога-психолога, учителя-дефектолога и других специалистов психологической службы.

Концепция определяет основные цели, задачи, основные принципы и направления развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации.

 

2. Актуальность развития психологической службы образования РФ. Современное состояние детства: социальная ситуация развития, риски и пути их компенсации

 

Правовой основой разработки стратегии образования и воспитания в мировой практике является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1989 года, определяющая, что целью образования является всестороннее развитие личности и способностей ребенка; подготовка к активной жизни во взрослом возрасте, воспитание уважения к родителям, к основным правам человека, к природе, к ценностям своей собственной культуры и всех других культур и национальностей, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения (статья 29).

Трансформация России в пост-индустриальное, информационное, открытое общество, усиление значения средств массовой информации как важнейшего института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов и возможностей, перестройка семьи как социального института - порождают новую социо-культурную ситуацию развития детства, открывая новые возможности позитивной социализации, образования и самообразования личности, но одновременно порождая различного рода риски.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования.Образование как ведущая социальная деятельность определяет такие значимые социальные эффекты как формирование российской гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности; социальную консолидацию общества; усвоение традиций, ценностей, норм и установок поведения больших и малых социальных групп; приобретение человеком личностных, социальных и профессиональных компетенций, обеспечивающих позитивную социализацию, индивидуализацию и профессионализацию личности; рост человеческого потенциала как важнейшего условия ресурса благосостояния и конкурентоспособности страны.

Приоритетной целью образования в информационную эпоху стремительных фундаментальных перемен становится формирование мотивации личности к обучению и готовности к обновлению компетенций на основе умения учиться. Ключевые задачи образования включают формирование мировоззрения личности, гражданской идентичности - осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире, патриотизма; принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий и толерантность; овладение универсальными способами познания мира.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование компетенции «уметь учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Расширение спектра задач, решаемых психологической службой в образовании в связи с новой социо-культурной ситуацией развития и порождаемыми рисками, а также новые достижения психологической науки в области психологии развития, нейронаук, психологии семьи и детства ставят вопрос об обновлении содержания и методов деятельности психологической службы в образовании.

Рост социальной неопределенности, скорость и фундаментальность социально-экономических изменений, новые виды информационно-коммуникационных технологий порождают новые риски

- социальной стратификации детства, резко выраженной дифференциации социально-экономических условий жизни значительных групп населения неизбежно влечет за собой нарастание групповых различий в траекториях развития детей из разных слоев, регионов, городской и сельской местности, порождая маргинализацию, определяющую неравенство в доступе к образовательным ресурсам и угрозу у траты психологических основ единства ментальности разных социальных групп будущего населения России, расщеплением общества и появлением детства разного типа;

- глобализация и расширение пространства межкультурного общения приводят к риску усиления межэтнической напряженности и межнациональным конфликтам, снижению толерантности в общении, как людей разных культур, так и разных возрастных групп; В условиях современного российского общества, характеризующегося этнокультурной гетерогенностью, помимо позитивных моментов, связанных с обогащающим взаимодействвлиянием культур и формированием позитивных установок как факторов социальной стабильности, межкультурного взаимодействия и общественного прогресса., такая ситуация несет и риски, связанные со стремлением поддержать собственную идентичность и оградить себя от влияния ценностей и традиций других групп, риски этноизоляции и ксенофобии;

- отсутствие четкой стратегии молодежной политики, поддержки детских, подростковых и юношеских общественных объединений, направленных на решение задач личностного самоопределения и формирования идентичности молодежи;

- кризис семьи как института социализации, находящий свое выражение в дезадаптации семьи (рост разводов, неполных и дисфункциональных семей, девиантного материнства, насилия в семье, «отложенного родительства», депривация общения в семье, дисгармоничности типов семейного воспитания), росте социального сиротства и в неэффективном выполнении семьей функции социализации и индивидуализации личности ребенка;

- низкий уровень безопасности информационной среды для детей и подростков, явно или неявно допускающей использование негативных образцов девиантного агрессивного поведения и формирования установок «свои-чужие», что в условиях дефицита позитивных ценностных ориентиров ведет к риску формирования стереотипов восприятия проявлений жестокости, экстремизма, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и агрессии как способа разрешения конфликтов;

- трудности в ценностном самоопределении, связанные с изменчивостью и неопределенностью ценностей, обуславливают риски нарушения межпоколенной трансляции ценностей и возникновения конфликта поколений, адопции, отрывающей ребенка от культурных традиций общества и его истории, расширения ценностей потребления, в ущерб ценностям творчества, саморазвития, заботы о благосостоянии общества;

- трудности социализации и риски десоциализации и альтернативной социализации в условиях ограниченности влияния детских и молодежных просоциальных групп и общественных организаций, и замещения просоциальных сообществ асоциальными, деструктивными и экстремистскими группами, что влечет рост ювенальной преступности и девиантного поведения;

- трудности профессионального, личностного и жизненного самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте в связи с высокой неопределенностью и изменчивостью социальных процессов;

- риск нарастания агрессивно-насильственного и антисоциального поведения детей и подростков (экстремизм, агрессивные и деструктивные действия, вандализм, буллинг, противоправные действия, вовлеченность в экстремистские организации, в тоталитарные деструктивные секты, рост детской и подростковой преступности);

- рост девиантного поведения аддикций (снижение возрастной границы раннего алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании, вовлеченность в потребление психоактивных веществ, суицидальное поведение, ранняя сексуальная жизнь, виктимность, выражающаяся в росте детей-жертв насилия; игровая и Интернет-зависимость);

- распространение Интернета в детской и подростковой возрастной группе, помимо безусловных преимуществ глобальной информационной сети, порождает опасность выбора асоциальных идентификационных моделей, эскапизма, ухода от реального общения в виртуальное пространство, приводя к изоляции, трудностям общения и проблемам личностного развития;

- снижение познавательной активности, мотивов, интересов и любознательности и творчества в младшем школьном и подростковом возрасте в условиях недостаточной вариативности образовательной системы и чрезмерного обилия информации, транслируемой СМИ;

- поляризация психического развития детей и подростков по уровню развития – наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается удельный вес группы детей с проблемными вариантами развития различной этиологии и увеличивающимся в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, что находит отражение в нарастании различий в динамике их развития;

- риски снижения здоровья и физического развития детей и подростков, широкая распространенность функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся на всех ступенях их обучения в силу высоких образовательных нагрузок, не учитывающих возрастные функциональные возможности организма детей и подростков; низкой двигательной активности, неадекватной биологическим потребностям растущего организма детей и подростков; неэффективности системы гигиенического воспитания и обучения по формированию у детей и подростков устойчивых навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью;

- обеднение и ограничение общения детей и подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, низкая мотивация общения, сотрудничества и кооперации у значительной части детской и подростковой групп; рост агрессивности детей и подростков, распространенность явлений буллинга в школах, недостаточный уровень развития толерантности, характерный для значительной части современных подростков;

- тенденция «школяризации» дошкольного образования и форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной, что приводит к вымыванию игровой, познавательной, исследовательской и коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста и, как следствие к слабой сформированности психологических предпосылок становления учебной деятельности и трудностям обучения на последующих уровнях образования;

- мультикультурные и этнокультурные риски, порождаемые высокой интенсивностью миграционных процессов, связанных с возрастанием числа детей в российских школах, для которых русский язык не является родным и уровень его знания недостаточен для успешности обучения; рискам роста межэтнической и межконфессиональной напряженности в образовательных учреждениях и нарушения развития социальной, личностной, гражданской идентичности учащихся в условиях роста разнообразия культур.

Информационная социализация порождает особые риски. Стремительное развитие информационных технологий ставит психологов, работающих в системе образования перед новыми вызовами: в дошкольные учреждения, школы и вузы приходит «цифровое» поколение, для которого Интернет не просто технологии, а среда обитания и новый инструмент развития. В современной образовательной и воспитательной среде инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, Интернет должны рассматриваться как культурные орудия, способствующее порождению новых форм деятельности, культурных и социальных практик, феноменов, значений и смыслов. Интернет становится влиятельным посредником между взрослым миром и детьми и в значительной степени задает их зону ближайшего развития. Широкое распространение и доступность ИКТ в современном мире приводит к тому, что дети всё более активно пользуются Интернетом и другими цифровыми технологиями. В России в 2015-2016 гг. число детей, которые ежедневно пользуются Интернетом, составляет свыше 90% всех пользователей в возрасте от 12 до 17 лет. Информатизация самым серьезным образом отражается и на специфике образовательного процесса: в школах используются электронные журналы, электронные учебники, разрабатываются специальные мобильные приложения и проекты, использующие современные технологии. Однако реализация позитивных возможностей, которые становятся доступными благодаря ИКТ, существенно затрудняется вследствие недостаточно высокого уровня медиа-грамотности. По данным исследований Фонда развития Интернет, уровень цифровой компетентности российских учителей и школьников достаточно низок и составляет в среднем не более 40% от максимально возможного. Дети осваивают цифровые технологии в основном стихийно и самостоятельно, а взрослые не контролируют этот процесс.

Новые технологии несут с собой новые риски. В настоящее время выделяют 5 категорий онлайн-рисков:

- коммуникационные рискисвязаны с межличностными отношениями Интернет- пользователей и включают в себя незаконные контакты (например с целью встречи), киберпреследования, киберунижения и др.) Наиболее распространённые виды коммуникационных рисков – это кибертравля или кибербуллинг (намеренное и регулярное причинение вреда: запугивание, унижение, травля, психологический террор) с использованием электронных форм контакта, различные формы сексуальных домогательств: секстинг (отправка сообщений эротического или порнографического содержания посредством электронных форм контакта), груминг (установление дружеского контакта с ребенком с целью сексуальной эксплуатации), а также онлайн-знакомства.

- контентные рискивозникают в процессе использования материалов, содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию - насилие, агрессию; эротику и порнографию; нецензурную лексику, пропаганду суицида, алкоголя и наркотиков;

- потребительские риски возникают в ситуациях злоупотребления правами потребителя: риск приобретения товара низкого качества, подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции, хищение денежных средств злоумышленником через онлайн-банкинг, фишинг («выуживание» персональных данных), мобильное мошенничество, в частности, кража денежных средств;

- технические риски - возможность повреждения ПО, информации, нарушение ее конфиденциальности или взлома аккаунта, хищения паролей и персональной информации злоумышленниками посредством вредоносного ПО и др. угроз;

- Интернет-зависимость - непреодолимая тяга к чрезмерному использованию Интернета, которая в подростковой среде проявляется в форме увлечения видео-играми (гейминг), навязчивой потребности к общению в чатах, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети и др. Исследования показывают, что выраженность симптомов интернет-зависимости увеличивается с возрастом.

Таким образом, новая социо-культурная ситуация развития детей и молодежи в современном обществе свидетельствует о множественных рисках детства и серьезных проблемах нормального функционирования институтов социализации, обуславливающих необходимость модернизации системы образования и воспитания молодежи, в которой психологическая служба образования призвана сыграть особую роль, создавая контуры и фундамент инновационных форм социализации детей и подростков. Изменение парадигмы образования от приоритета задач усвоения знаний, умений, навыков к задачам развития личности создает новые возможности не только повышения качества образования, но и коренного улучшения социальной ситуации развития ребенка и детства. Создание безопасной психологически комфортной, развивающей образовательной среды на всех уровнях системы образованияявляется необходимым условием реализации развивающего потенциала обучающихся, расширения границ зоны ближайшего развития, становления самостоятельной, творческой, компетентной, инициативной личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.