Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель IS-LM. Анализ бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики




Модель IS-LM показ.взаимосвязь товарного и ден. рынков, т.е. условия общего макроэк.равновесия. Модель IS – геом.место точек, рав-во инвестиции и сбережений. Показ.значение ставки %та и объема ВНП, при к-рых тов.рынок нах-ся в равновесии, отражает проведение бюдж.-нал.политики: а) стимулирующей – смещ.вправо; б) сдерживающей – смещ.влево. Модель LM – геом.место точек равновесия ден.рынка. Показ.значение ставки %та и объема ВНП, при к-рых спрос на деньги равен предложению, отражает проведение ден.-кред.политики: а) стимулирующей – смещ.вправо; б) сдерживающей – смещ.влево. Анализ бюдж.-нал.политики в модели IS-LM позволяет выявить ее недостаточную эфф-ть. Предположим, прав-во увеличило свои расходы, модель IS смещ.вправо. Повышение равновес.ставки %та приводит к сокращению инвестиций. В итоге объем равновес.ВНП увелич., но в меньшей степени, чем мог бы при сохранении равновес.ставки %та на преж.уровне.

 

39. Цикличность развития экономики. Фазы цикла. Особенности современного этапа развития российской экономики.

Экономика развивается неравномерно и характериз-ся более или менее регулярными повышениями или понижениями деловой активности, носящими волнообразный характер. Фазы цикла: 1) фаза спада (эк.кризис) – сокращ.спрос на ср-ва произ-ва в отраслях пром-ти, произв-щих ср-ва произ-ва, начинается свертывание произ-ва и появляется безработица. Сокращ.доходы дом.хоз-в и спрос на потребит.товары, а в пром-ти увелич.число увольнений рабочих. Падает прибыль, ставки з/п и замедляется рост цен. Хоз.субъекты смотрят в буд.пессимистически; 2) депрессия – инвестиц. деят-ть и потребит.спрос достигают самого низкого уровня при высокой доле безработицы. Произв.мощности не загружены, в банк.системе кризис, хоз.субъекты подавлены, их настроения депрессивны; 3) эк.подъем – увел.занятость, доходы, спрос и ден.масса, загруж-ся произв.мощности. Растут цены и %ная ставка. Предприним-ли увелич.свои капиталовложения. В настроениях хоз.субъектов преобл.оптимизм; 4) эк.бум – самая высокая конъюнктура, спрос превышает предложение. Повыш-ся темп развития инфляции. Произв.мощности полностью не загружены. Реал.ВНП растет медленно, падает спрос со стороны предприн-лей на осн.ср-ва произ-ва, хоз.субъекты настроены скептически.

 

40. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства.

Необх-ть вмеш-ва гос-ва в экономику связана с его стремлением смягчить, сгладить отрицат.стороны рыноч.механизма. Осн.ф-ции гос-ва: 1) создание прав.основы функц-ния экономики; 2) корректировка распределения ресурсов: произ-во обществ.товаров (товары и услуги, удовлетворяющие коллективные потребности, к-рые невозможно измерить в ден.форме и к-рые в связи с этим не могут быть обеспечены рынком; напр., обществ.транспорт, здравоохр., охрана порядка) и устранение внеш.эффектов (невыраженные в ден.форме издержки или выгоды лиц, не участвующих в сделке, являются результатом процессов произ-ва и потребления; напр., загрязнение окр.среды); 3) защита конкуренции, проведение антимоноп.регулир-ния; 4) перераспр-ние доходов, соц.защита населения;5)поддержаниестабильностиэкономики: обеспечение эк.роста, сглаживание циклич.колебаний.

41. Рынок и государство. Инструменты государственного регулирования экономики. Общественные товары и внешние эффекты.

Инструменты: 1) прямого воздействия, административные (з-ны, приказы, указы и др.). Основаны на принуждении, могут привести к разрушению рыноч.механизма, но их использ-ние необходимо для: а) контроля за деят-тью пред-тий-монополистов; б) регулирования внеш.эффектов и их последствий для окруж.среды; в) установления нац.стандартов кач-ва и контроля за их соблюдением; г) поддержания мин.допустимых параметров уровня жизни населения; д) защиты нац.интересов в системе мир.хоз-ва; 2) косв.воздействия, экономические (налоги, кредит, з/п, премии, %ты и т.д.). Основаны на эк.интересе, их использ-ние не разрушает рыноч.механизм. Обществ.товары – товары и услуги, удовлетворяющие коллективные потребности, к-рые невозможно измерить в ден.форме и к-рые в связи с этим не могут быть обеспечены рынком; напр., обществ.транспорт, здравоохр., охрана порядка. Внеш.эффекты – невыраженные в ден.форме издержки или выгоды лиц, не участвующих в сделке, являются результатом процессов произ-ва и потребления; напр., загрязнение окр.среды

42. Денежное обращение и его проблемы. Денежные агрегаты.

Для измерения ден.массы в мир.практике применяются укрупненные агрегир.показатели: М0=нал.деньги в обращении и ден.ср-ва в кассах банков; М1=М0+ден.ср-ва на тек.счетах и депозиты до востр.в банках; М2=М1+деньги на сроч.и сбер.счетах банков, к-рые легко могут быть превращены в нал.деньги и тек.счета; М3=М2+депоз.серт-ты+сбер.депозиты в специализир.кред.институтах+облигации гос.займов и др.цен.бумаги, к-рые могут быть проданы на фин.рынке. Движение от М0 к М3 идет по принципу убывающей ликв-ти, т.е. уменьшается возмож-ть и возраст.издержки превращения каждого послед.агр-та в деньги.

43. Спрос и предложение денег.

Различают спрос на деньги: 1) операционный (спрос для сделок, трансакционный) – деньги использ-ся для приобретения товаров и оплаты услуг, вып.ф-цию ср-ва обращения и платежа: , где К – коэф-т касс.остатков, Y – доход, Р – уровень цен; 2) спекулятивный (спрос со стороны активов) – деньги использ-ся как ср-во накопления. Спрос нах-ся в обр.завис-ти от ставки %та: . Модель r0 показывает, что деньги всегда имеют цену. Ден.рынок нах-ся в состоянии равновесия, если предложение денег равно спросу на деньги. ЦБ, осущ-яя эмиссию ден.знаков и ден.-кред.политику, стремится обеспечить рав-во МS=MD. Если ЦБ увеличивает S денег в экономике, равновес.r снижается, что оказывает стимулирующее воздействие на рост I в экономику. В краткоср.периоде увеличение предложения денег в экономике стимулирует эк.рост. Если ЦБ будет постоянно увелич.S денег в экономике, это может привести к ликвидной "ловушке" и инфляции.

44. Модель "денежный рынок". Равновесие денежного рынка в кратксрочном и долгосрочном периодах.

Ден.рынок нах-ся в состоянии равновесия, если предложение денег равно спросу на деньги. ЦБ, осущ-яя эмиссию ден.знаков и ден.-кред.политику, стремится обеспечить рав-во МS=MD. Если ЦБ увеличивает S денег в экономике, равновес.r снижается, что оказывает стимулирующее воздействие на рост I в экономику. В краткоср.периоде увеличение предложения денег в экономике стимулирует эк.рост. Если ЦБ будет постоянно увелич.S денег в экономике, это может привести к ликвидной "ловушке" и инфляции.

45. Кредитная и банковская система национальной экономики. Функции и статус центрального (национального) банка в экономике.

Кредит – система эк.отн-ний, возникающих по поводу аккумуляции временно своб.ден.ср-в и их размещения в экономике на условиях возврат-ти, плат-ти, сроч-ти. Кред.система – совок-ть кред.отн-ний и обслуживающих их институтов. Структура кред.системы: 1) ЦБ; 2) КБ (1 и 2 – банк.система); 3) страх.компании и пенс.фонды; 4) специализир.фин.-кред.институты. Ф-ции ЦБ: 1) обладает моноп.правом эмиссии ден.знаков; 2) регулир.деят-ть КБ, используя: а) админ.инстр-ты: разработка прав.основы их деят-ти, выдача лицензий, установление нормативов и контроль за их соблюдением; б) эк.инстр-ты: –ставка рефин-ния (учет.ставка) - %т, по к-рому ЦБ выдает кредиты КБ; –норматив обяз.резервных требований, к-рый опр-ет спос-ть банков "создавать деньги" – увеличение кол-ва денег в экономике опр-ся при выдаче банком кредита (М1) по след.ф-ле: ; , где N – норма обяз.резерв.требований; –операции на открытом рынке – купля-продажа ЦБ-ком гос.облигаций; –эмиссия собст.цен.бумаг; 3) проведение ден.-кред.политики, направленной на решение эк.задач: стимулир-ние эк.роста или сдерживание инфляции; 4) регулир-ние вал.курса.

 

 

46. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы налогообложения.

Кривая Лафера показывает завис-ть поступлений в бюджет от ставки налога. Налоги – обяз.платежи в бюджет, взимаемые с физ.и юр.лиц. Классиф-ция: I. В завис-ти от субъекта: 1) с юр.лиц; 2) с физ.лиц. II. В завис-ти от объекта: 1) прямые – на доходы или имущ-во; 2) косв. – на потребление, включаются в цену товаров. III. В завис-ти от эк.воздействия на доходы плательщиков: 1) прогрессивные; 2) пропорц.; 3) регрессивные. IV. В завис-ти от уровня бюджета: 1) федеральные; 2) республиканские (региональные); 3) местные. Принципы налогообложения: 1) принцип пожертвования; 2) принцип выгоды (величина налога ставится в завис-ть от получаемой выгоды). Ф-ции налогов: 1) фискальная – изымают часть доходов в бюджет; 2) распределительная; 3) стимулирующая.

47. Госбюджет. Пути покрытия бюджетного дефицита.

Госбюджет – централиз.фонд ден.ресурсов, к-рым располагает прав-во для содержания гос.аппарата, вооруж.сил, а также выполнения необх.соц.-эк.ф-ций. В совр.условиях явл.также мощным рычагом гос.регулир-ния экономики, воздействия на хоз.конъюнктуру, а также осущ-ния антикризисных мероприятий. Пути покрытия бюдж.дефицита: гос.кредит.

 

48. Цели и инструменты денежно-кредитной политики. Политика "дорогих" и "дешевых" денег.

Все формы вмеш-ва ЦБ в экономику с целью обеспечения ее ден.ср-вами в соотв-вии с потребностями эк.конъюнктуры составляют ден.-кред.политику гос-ва. Политика "дорогих" денег: 1) содержание: уменьшение кол-ва денег в экономике делает кредит более дорогим, менее доступным; 2) графич.модель "ден.рынок"; 3) Инструменты ден.-кред.политики: эмиссия ден.знаков уменьш., норматив отч.в ФОР увелич., ЦБ продает гос.облигации, учет.ставка повыш., админ.ужесточ.; 4) графич.модели AD-AS, кейнс.крест, IS-LM; 5) цель:сдерживание инфляции, для смягчения циклич.колебаний на стадии эк.бума – сдерживание эк.роста; 6) вывод: эфф-на для борьбы с инфляцией, но сдерживает эк.рост. Политика "дешевых" денег: 1) содержание: увелич.кол-ва денег в экономике делает кредит менее дорогим, более доступным; 2) графич.модель "ден.рынок"; 3) инстр-ты: эмиссия ден.знаков увелич., норматив отч.в ФОР уменьш., ЦБ покупает гос.облигции, учет.ставка пониж., админ.инстр-ты смягч.; 4) графич.модели; 5) цель: обеспечение эк.роста; 6) вывод: эфф-на для обеспечения эк.роста, но сущ.опасность роста цен.

49. Цели и виды бюджетно-налоговой политики. Кривая Лаффера.

Бюдж.-нал.политика – политика изменения гос.расходов и налогов. Различают: а) активную политику, в основе к-рой сознат.изменение гос.расходов и налоговых ставок; б) пассивную политику, в основе к-рой действие автоматич.стабилизаторов: пособий по безработице и внесения подоход.налога. Цели: 1) обеспечение эк.роста – изменение гос.расходов и налогов обладает мультипликац.воздействием на изменение объема ВВП. При увеличении гос.расходов объем ВВП увеличится след.образом: , где . При снижении налогов объем ВВП увелич.след.образом: , где ; 2) сглаживание циклич.колебаний: а) актив.политика: 1 - G↑, T↓; 2 - G↓, Т↑; б) пассив.политика: 1 – на этапе эк.кризиса безработица растет, увелич-ся кол-во людей, имеющих право на получение пособий по безработице, выплаты к-рых возраст.; доходы населения уменьш-ся и снижаются платежи подоход.налога в бюджет; 2 – на этапе эк.подъема безработных становится мало, выплаты пособий сокращ.; доходы населения растут, сумма подоход.платежей в бюджет увеличивается; 3) реализация соц.политики гос-ва.

50. Инфляция: причины и формы проявления. Особенности антиинфляционной политики в России.

Инфляция – нарушение макроэк.рав-ва между сов.D и сов.S. Виды: I. В завис-ти от динамики цен: 1) ползучая (10-15% в год); 2) галопирующая (до 200% в год); 3) гиперинфляция (50% в месяц в теч.: мес.). II. В завис-ти от участия гос-ва: 1) открытая – гос-во не вмеш-ся в процесс ценообразования и цены растут; 2) подавленная – пытаясь сдержать рост цен, прав-во фиксирует их на опр.уровне, что ведет к появлению дефицита товаров иуслуг. III. В завис-ти от причины: 1) инфляция спроса – вызывается увеличением сов.D со стороны дом.хоз-в, предприним-лей и прав-ва. Ее важным механизмом явл.адаптивные инфляц.ожидания: привыкая к пост.росту цен, потребители увелич.свой спрос в настоящем, понимая, что в будущем цены вырастут; 2) инфляция издержек – связана с увеличением издержек и сокращением произ-ва и прибыли. Важным механизмом явл. инфляц.спираль: в условиях роста цен работники требуют повышения з/п, рост к-рой ведет к увеличению издержек произ-ва и к новому витку цен. Возможен механизм "импортируемой инфляции" (страна, на имеющая собств.энергетич.ресурсов, покупает их на мир.рынке, на к-ром цены на них растут).

 

 

51. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.