Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности в общении




Самовосприятие

«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» Н.Г. Чернышевский

Представление о другом человеке тесно связано с представлениями о себе самом. Самооценка – это знание человеком самого себя - своих собственных умений, способностей, качеств, мотивов и целей своего поведения -, а также отношения к себе. От самооценки человека зависит его активность, отношения с другими людьми, часто, положение его в коллективе. Так, человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои силы с задачами различной трудности. Пониженная самооценка проявляется в постоянной тревожности, повышенной ранимости. Такие люди острее реагируют на критику, более зависимы от мнения окружающих. При завышенной самооценке человек может браться за работу, превышающую его реальные возможности. Завышенная оценка себя может вступать в противоречие с оценкой человека другими людьми, может стать причиной конфликта. Желание сохранить высокую самооценку при частых неудачах в работе могут вызвать «аффект неадекватности», когда человек стремиться избежать осознавания своей несостоятельности в какой-то области, деятельности, перекладывает ответственность на других или не признает сам факт неуспеха.

Таким образом, человек, положительно относящийся к себе и признающий у себя и положительные, и отрицательные стороны, обычно более благосклонно и понимающе относится к окружающим.

Низкое самоуважение, непонимание самого себя сочетается с недоверчивым, недоброжелательным отношением к окружающим.

Завышенная самооценка может приводить к недооценке окружающих людей, к проявлению диктата, самоуверенности.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности.

Потребность человека в общении может быть связана с самыми разными мотивами –от эгоистических, связанных с удовлетворением только собственных интересов, до альтруистически-бескорыстных, когда во главу угла ставятся интересы партнера.

По мнению американского психолога А. Маслоу, у человека существует иерархия жизненных потребностей. Наиболее существенными являются биологические потребности – это потребности в пище, отдыхе и т.д., а также потребность в психологической и физической безопасности. Затем идут социальные потребности, которые развиваются только в человеческом обществе. Это потребность в любви и принадлежности какой-то группе (семье, коллективу, команде и т.п.); потребность в уважении со стороны других и самоуважении; потребность в самореализации, т.е. реализации в жизни, труде всех своих способностей и возможностей.

Поведение человека в определенный период времени связан с удовлетворением одной или сразу нескольких потребностей. Если у человека неудовлетворены биологические потребности и потребности в безопасности, то именно они чаще всего будут влиять на его поведение. Так, невозможно строить нормальное взаимодействие с человеком, который очень устал, голоден ли испытывает страх. При удовлетворении потребностей более низшего порядка, возникает желание удовлетворить потребности более высшего порядка. Человеку хочется быть причастным к значимой для него группе людей. Иногда эта потребность может толкать подростков, не принятых в классе, на поиск пусть ассоциальной группы, но в которой он будет принят. Затем человеку уже хочется чувствовать свою значимость, выполнять ту деятельность, за которую он может получить уважение от других и сам себя уважать. Поэтому в беседе важно подчеркивать значимость определенных действий человека для других, для общества. Это помогает как расположить человека к себе, так и помогает ему поверить в себя. Только при реализации всех этих потребностей человек может проявить все свои способности и достичь максимальных успехов в своей деятельности. Нам важно помнить об этих потребностях человека, когда мы общаемся с подчиненными и начальниками, с потерпевшими и подозреваемыми. Важно помнить, что эти потребности есть и у нас в каждую минуту, но мы не всегда их осознаем.

 
 

 


Однако потребность быть принятым в группу, радоваться другим, сотрудничать с ними, проявляется у людей в разной степени. Так было выделено два основных типа поведения, которые проявляется в межличностных отношениях: поведение, ориентированное на то, чтобы приблизить другого человека, действия типа С (сближение); поведение, ориентированное на удаление от другого человека, действия типа О (отвержение). Поведение типа С связано с сотрудничеством, согласием, о поведение типа О – с недоверием, отстраненностью, враждебностью. Эти типы поведения связаны с особенностями характера человека, с особенностями его жизненного опыта. Мы должны помнить о том, что человек с действиями типа О часто бессознательно воздвигает барьеры в общении. Если нам необходимо наладить с ним контакт, то важно суметь преодолеть эти барьеры и постараться добиться поведения типа С. А как это сделать? Об этом вся эта книга, а также наш опыт, желание, интуиция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.