Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV этап




Выявление качеств, опасных для общения. После того, как на III этапе проявятся качества, которые ваш партнер считает необходимым пока­зать (оповестив тем самым о принципах, предла­гаемых для общения), наступает период, когда вам следует выявить его другие, "невыясненные", черты.

Во-первых, возможны некоторые ситуации (например, конфликтного типа), при которых вы­явятся другие качества собеседника. Во-вторых, мо­гут проявиться привычные стереотипы его поведе­ния. Именно поэтому целесообразно заранее выяс­нить некоторые свойства и качества, которые могут в дальнейшем вызвать недоброжелательное отноше­ние к вам, т.е. опасные качества партнера. Обычно у каждого человека есть некоторые особенности, ко­торые он скрывает от людей.

Причины сокрытия разные. Их нужно учитывать для того, чтобы правильно ориентироваться в построении отношений. Некоторые качества пытаются скрыть из-за их опасности для коммуникации (несдержанность, бестактность, вспыльчивость, резкость, грубость и т.п.), другие - потому, что они являются социально неодобряемыми (завистливость, хитрость, льстивость, черствость и т.п.). Однако есть в числе утаиваемых свойств некоторые, расцени­ваемые человеком как собственные "слабости", которые он не хочет "выставлять напоказ". Например, один стыдится своей романтичности, другой боится обнаружить склонность внезапно смущаться и т.п. Эти особенности скрываются из-за того, что могут стать предметом иронических замечаний, насмешек или даже нападок.

Иногда маскируют качества, которые связаны со способами поведения в трудных или опасных ситуа­циях (например, нерешительность или трусость). Скрывают и такие, которые препятствуют развитию отношений (подозрительность, недоверчивость), либо связаны с преимущественно отрицательной оценкой окружающих (пренебрежение, презрение, высокомерие), либо используются для подавления другой личности (агрессивное поведение, автори­тарность).

Итак, основное назначение данного этапа - по­лучение "объемной" картины личности, сведений о ее "обратной стороне" и составление наиболее пол­ной качественной характеристики вашего партнера.

Основная функция IV этапа общения - поиск тех качеств, которые еще не выявились на предыдущих этапах, но которые присущи человеку. Поскольку они не проявлялись раньше по той причине, что их "тормозили", избегали показывать в полной мере, либо прямо скрывали, необходимо их выявить. Следует обнаружить все те качества, которые еще не проявлялись, но входят в систему личности.

Другая задача заключается в установлении силы опасных качеств относительно всех остальных и степени вероятности их проявления, а также в выяснении круга тех обстоятельств, для которых эти ка­чества предназначены (в которых они проявляются). Таким образом, должна быть обеспечена предсказуемость появления конкретного качества в конкретных обстоятельствах.

Факторы IV этапа. Положительные факторы; а) нацеленность на то, чтобы не фиксировать ваше внимание на появившихся или установленных качествах партнера; б) отсутствие тенденции к осужде­нию с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении; в) понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений; г) готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты.

Отрицательные факторы: а) такое ваше поведение, которое может быть расценено как "выведывание качеств"; б) маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы о качествах, "сплошные вопросы"); в) ваши прямые вопросы относительно отрицательных качеств собеседника (в начале стадии это расценивается им как "приписывание").

Механизмы IV этапа разделяются на те, которые обеспечивают обнаружение качеств, и те, которые дают возможность проверить их силу. Например, сопоставляется то, что было ранее объявлено вашим партнером как "сдержанность", с тем, что реально наблюдается в его поведении. Если рассогласование не проявляется и объявленное совпадает с наблюдаемым, отмечается нормальность сообщения и отсутствие сокрытия. В другом случае "срывы" и вспышки гнева дают вам основание считать, что заявленная ранее сдержанность нереальна, возмож­но, она маскирует какое-либо более опасное каче­ство (например, агрессивность).

Таким образом, на основе сравнения одного и то­го же качества по разным проявлениям фиксируются согласованность или рассогласованность. Как пра­вило, материалом для сопоставления является, с одной стороны, смысл заявленного ранее, а с другой - особенности речевого поведения, интонации, ми­мики и жестикуляции партнера.

Основой механизма, позволяющего выявлять скрываемые свойства, является фиксация внезапно возникшего отклонения от сформировавшегося сти­ля поведения. Например, на фоне обычного поведе­ния в определенной ситуации появляются некоторые неожиданности: партнер проявляет непривычную нетерпимость к вашим высказываниям - прерывает вас, позволяет себе саркастические реплики. Сам факт такого отклонения от установившегося стиля оказывается возможным прежде всего в связи с тем, что на IV этапе ослабевает контроль за своим пове­дением. Первыми выходят из-под контроля те ка­чества, которые были у человека наиболее "мощными". Именно поэтому они и "прорываются". IV этап общения требует от вас придерживаться следующих принципов.

Принцип "Инициативы". Не ожидая сообщений от своего собеседника, вы должны продемонстриро­вать готовность начать рассказывать о себе, своих слабостях и некоторых отрицательных сторонах личности.

Принцип "Откровенности". После установления определенных отношений вы должны продемон­стрировать готовность быть откровенным.

Принцип "Эквивалентности". Вы должны сооб­щать о себе столько же и в той же мере, сколько со­общает о себе собеседник.

В отличие от других этапов здесь допускаются ваши сомнения и могут быть высказаны возражения. Споры являются нормальным явлением, создающим необходимый фон отношений.

Одной из основных особенностей тактики вашего поведения должно стать постепенное приближение к проблеме скрываемых или отрицательных качеств собеседника. Одновременно вы избегаете всего того, что может увести от данной темы или способно на­сторожить партнера и заставить его замкнуться.

Учитывая ритмику обмена высказываниями и принимая во внимание то, что собеседник уже вы­сказывался о себе, следует начинать собственные признания о своих слабостях. Так, можно повести разговор о некоторых ваших привычках, которые могут отрицательно влиять на процесс общения. Например: "Я имею привычку все время говорить и не давать возможности высказаться собеседнику... Может быть, я злоупотребляю этим и в нашем раз­говоре" (тем самым вы одновременно подчеркиваете и принцип очередности в высказывании - диалог, и предложение высказаться более открыто). В этих случаях вы ожидаете сообщения об особенностях поведения собеседника, которые он раскрывает в ответ. Далее можно переходить на суждения о соб­ственных неодобряемых свойствах, мешающих ком­муникации. Например: "Я говорю часто непонятно. Это мой недостаток и своеобразный эгоизм. Как правило, выговариваешься сам, сознавая, однако, что страдает собеседник". При этом полезно просить партнера не допускать проявления вами негативных качеств. Например: "Мне очень трудно бороться с моей нетерпеливостью. В беседе часто приходится контролировать свою несдержанность. Вы, если можете, напоминайте мне, когда я делаю первые попытки, свидетельствующие о проявлении моего нетерпения. Иногда я сам могу не заметить, когда начну перебивать вас, либо перекидываться на дру­гие темы". Тем самым, помимо значимости откро­венности при общении, подчеркивается также и смысл раскрытия отрицательных качеств для взаим­ного контроля. Упоминание некоторых собственных неодобряемых свойств дает вашему партнеру воз­можность почувствовать заинтересованность в пре­одолении всех помех при общении. Однако не менее важно установить специфический стиль поведения, который осознается как необычный, но на самом деле не является опасным для совместной деятель­ности. Следует, например, указать собеседнику: в некоторых случаях перебивание его рассуждений не означает проявления неодобрения или несогласия, а свидетельствует только о том, что уже многое по­нятно и не требует пояснений. Например: "Не удив­ляйтесь моей привычке постоянно придираться к отдельным словам или выражениям. Это не означа­ет, что я что-то имею против вас. Мне необходимо самому избавиться от сомнений и неясности".

Возможна и другая тактика поведения, которая будет провоцировать высказывания собеседника. Можно специально крайне заострить все, что уже было высказано партнером относительно его ка­честв, т.е. отобрать исключительно положительные характеристики, и высказать их в хвалебном тоне. Если возвести все сказанное в абсолютное значение и представить как своеобразный итог оценки инди­видуальности партнера, то это должно предстать перед ним, как явно неправильная односторонняя картина. В своей тенденции возражать он будет предпринимать попытки противоречить такому одностороннему освещению его личности, т.е. сопротивляться, возражать, спорить по существу той характеристики, которую он сам дал себе. Важно лишь подчеркнуть ее исключительность. В этой си­туации можно ожидать, что собеседник будет стремиться поправлять, добавлять, вносить изменения и, главное, исправлять неверный образ, сложившийся у вас. При этом он будет испытывать стремление высказаться и о некоторых своих отрицательных сторонах. К примеру, вы можете заявить: "Судя по тому, что вы сообщили мне и что я узнал сам, у вас почти идеальный характер - портрет человека, об­ладающего только положительными качествами. Я не усмотрел ни одного отрицательного". После это­го можно ожидать опровержения типа: "Нет, это не совсем так. Вы не правы, вы чересчур хвалите меня. На самом деле у меня, как и у всех людей, много отрицательных черт". Затем, как правило, идет опровержение, сопровождающееся приведением доказательств и перечнем своих отрицательных качеств.

Можно привести и ваше собственное сомнение в реальности той конструкции, того облика партнера, который сложился после III этапа: "Вы сами пони­маете, весьма сомнительно, чтобы у кого-либо все было исключительно положительным. Вероятно, и у вас есть некоторые отрицательные свойства". Обыч­но такие сомнения вызывают у человека потреб­ность описать некоторые стороны своего характера. При выражении вами сомнения в полноте образа собеседника у того возникает своеобразная тенден­ция достраивать свой облик, прибавляя к нему от­рицательные черты.

На IV этапе общения вы можете: а) допускать споры, но не осуждение; б) придавать большее зна­чение самому факту сообщения о скрытом, нежели характеристике его содержания (подкреплять любое раскрытие качеств); в) постоянно подчеркивать свое собственное доверительное отношение к собеседни­ку, проявлять уверенность в том, что все сказанное не будет никому передано, а останется известным только вам двоим; г) в случае возникновения спора немедленно прекращать его.

При построении всех тактических конструкций следует иметь в виду одно важное явление, которое проявляется на данном этапе общения. Это своеоб­разный феномен испытания вас на надежность. Спе­цифическое тестирование вас партнером заключает­ся в том, что он начинает задавать вопросы, в кото­рых звучит всегда один и тот же мотив: каково ваше мнение о некоторых отрицательных свойствах дру­гих людей и их характеристиках? Более того, часто это сопровождается просьбой доказать и обосновать нежели ваше вкрадчивое поведение, вызывающее усиление самоконтроля.

Прием "Вызов спора" заключается в том, что вы начинаете спорить по какому-либо поводу, происходит острый обмен мнениями. Обычные возражения, исходящие с обеих сторон, создают ситуацию, при которой каждый сопротивляется воздействию другого и высказывает свои аргументы. Спор и защита позиций вызывают стремление собеседника выдавать собственные способы воздействия или защиты.

Прием "Расслабление". Иногда человек готов рас­сказать о себе, но в то же время находится в состоя­нии неловкости, неуверенности, не знает с чего на­чать разговор. В этих случаях целесообразно снять напряжение, отвлекая внимание на посторонние темы.

Признаки и показатели IV этапа. Основными признаками, свидетельствующими о наступлении IV этапа, являются следующие: а) первое выражение партнером сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определенных им ранее своих качеств; б) явные расспросы, просьбы сообщить, какой может быть сделан партнером выбор в той или иной ситуации: "Не может быть, чтобы вы ниче­го не сказали ему в тот раз", "Наверное, вы тогда спокойно вышли из ситуации" и т.д.; в) стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях, о неправильном первом заключении: "Вы сильно ошиблись в своих выводах относительно меня", "А вы не допускаете мысли, что основательно заблуждаетесь относительно характеристики моей личности?", "Вы преувеличиваете мои достоинства" и т.п.; г) своеобразное самообнажение и самообвинение, проявляющиеся в высказываниях вашего партнера о его поведении: "Я, как всегда, оказался слабым", "Я обычно бываю чересчур резким в таких ситуациях", "Я не могу действовать уверенно в этих обстоятельствах", "Я безволен", "Я циник" (это как бы компенсация за предыдущее сокрытие); д) его рассказы о себе через другое лицо ("рассказы о приятеле"); абстрактному, вымышленному товарищу приписываются отрицательные свойства, чтобы установить, как они будут приняты вами; тем самым собеседник как бы пытается приучить вас к восприя­тию таких свойств; е) попытки "опережающих воз­ражений"; до того, как вы выскажете свое суждение о партнере, он стремится сам высказаться о себе: "Вы хотите сказать обо мне, что я недостаточно осве­домлен", "Вы сейчас думаете, что все, о чем вы мне говорите, не пойдет впрок", "Вот вы сейчас будете говорить мне..."; ж) "экстремизм" собеседника: его особое отклоняющееся поведение или поступок для выведывания вашей реакции: "А если я обманул вас?"; з) попытка навязать вам спор или дискуссию.

Существенным признаком IV этапа являются рас­спросы партнера о других людях, в основном об их скрываемых личностных особенностях и свойствах: "Что из себя представляет Д.?", "Как далеко прости­раются амбиции Н.?". Анализ показывает, что это своеобразное испытание вас "на прочность". Как уже подчеркивалось, выпытывание о других людях является лишь способом с самого начала проверить, насколько вам можно довериться и при каких усло­виях можно быть с вами откровенным. В то же время это - свидетельство готовности и назревшей потреб­ности раскрыться.

Результаты IV этапа. В результате поисков, на­правленных на выявление отрицательных качеств партнера, вы обнаруживаете те его черты, которые не проявлялись ранее и не были вам известны. В ходе выявления таких качеств вы должны учитывать так­же способы их сокрытия и выявить мотивы маски­ровки. Именно поэтому становится более понятной роль таких качеств в структуре личности собеседни­ка.

Установленные качества переходят в разряд зна­чимых не только для вас. Осознание того, что ранее скрываемое стало известно вам, становится важным обстоятельством и для вашего партнера, который теперь постоянно соотносится с данным фактом и сообразует с ним свое поведение.

Существенный результат IV этапа - выяснение тех привычек, которые также являются помехами в общении (рассеянность, небрежное выслушивание собеседника, перебивание и др.). Например, в силу сложившейся привычки оставлять без внимания вопросы собеседника, ваш партнер продолжает го­ворить, хотя вы уже высказали возражения. Он не реагирует на них и тем самым разрушает ритм обме­на мнениями. Или он не дает вам до конца высказать мысль и прерывает вас, т.е. навязывает такой темп, который не может быть принят и усвоен вами.

Таким образом, к концу IV этапа общения поло­жительные качества вашего собеседника зафикси­руются, отрицательные будут иметь тенденцию к систематическому проявлению, с чем вам нужно считаться. В дальнейшем вы должны будете либо избегать проявлений выявленных отрицательных черт личности партнера (т.е. избегать ситуаций, в которых они могут проявиться), либо делать по­правку на них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.