Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники финансирования бизнеса




Финансы– это тип экономических отношений, предполагающий создание и движение денежных средств в рамках определенных социально-экономических условий. Финансы подразумевают не только отношения денежные, но и отношения собственности, имущественные отношения.

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

 

 

Постоянные и переменные затраты

 

1. Издержки производства — это затраты произво­дителя (владельца фирмы) на приобретение и исполь­зование факторов производства.

Экономические издержки — это те выплаты, ко­торые фирма должна произвести поставщикам необхо­димых ресурсов (трудовых, материальных, энергетиче­ских и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от исполь­зования в других производствах.

 

Экономические издержки делятся на:

· Внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть полу­чены за самостоятельно ис­пользуемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело

· Внешние (явные, бухгалтерские) – выплаты поставщикам тру­довых ресурсов, сырья, топ­лива, услуг и т.д. – Сумма денежных выплат, которые фирма осуществля­ет для оплаты необходимых ресурсов:

o Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)

o Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

2. Экономическая прибыль — это разница между сово­купной выручкой фирмы и экономическими издержками.

Такой подход к прибыли позволяет оценить возмож­ность существования предприятия (покрывает ли выруч­ка не только внешние, бухгалтерские, но также внутрен­ние издержки). Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что пред­приятие имеет чистую прибыль, его существование оп­равдано, оно может успешно развиваться.

1. Бухгалтерская прибыль — это разница между со­вокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль ориентирует предпринима­теля не просто на получение дохода, но на сравнение это­го дохода с тем, который мог бы быть получен в результа­те альтернативного применения имеющихся ресурсов. Например, предприниматель,организовав производст­во, получил бухгалтерскую прибыль 30 000 руб. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы 40 000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чем экономическая прибыль,учитывающая альтернативные издержки, то применение ре­сурса следует считать, с точки зрения предпринимателя,неэффективным.

Различное понимание прибыли фирмы экономиста­ми и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.

 

Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтерна­тивных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Финансовые институты. Банковская система

Финансовый институт – учреждение, через которое происходит осуществление финансовых и коммерческих операций, главная задача которого – установление грамотного посредничества между экономическими субъектами и создание условий для наиболее эффективного движения финансовых инструментов (в том числе денег, ценных бумаг, финансовых активов). К финансовым институтам относятся банки, банковские организации – банковские финансовые институты; страховые компании, инвестиционные компании, различные фонды.

Здесь особую роль играет понятие денег. Деньги – это специальный товар, являющийся единым эквивалентом в условиях купли-продажи услуг и товаров. Так, деньги – это всеобщий товарозаменитель.

Существуют различные теории происхождения денег и введения их в человеческий обиход:

1. Эволюционная теория, которая предполагает постепенное появление денег в жизни человека (еда –> оружие –> мех/драгоценные металлы –> деньги: на основе драгоценных металлов, бумажные, электронные).

2. Рационалистическая (договорная) теория: в ходе развития прогресса люди сошлись на необходимости использовать некий эквивалент товарам.

Различают два вида денег: наличные (бумажные деньги, монеты) и безналичные (чеки на какую-либо сумму, электронные деньги).

Прежде чем продолжать тему финансовых институтов, важно рассмотреть основные функции денег.

Функция Сущность Пример
Мера стоимости Формирование цены в зависимости от стоимости других товаров, возможность приравнивания стоимость разных товаров друг к другу. Кофемашина стоимостью в 22000 рублей эквивалентна приблизительно 120 кружкам кофе (при условии, что одна кружка стоит 180 рублей).
Средство платежа При помощи денег совершается оплата товаров и услуг. Заплатив 30 рублей, Михаил купил килограмм картошки.
Средство накопления Вкладывая деньги куда-либо, их количество можно увеличить или сохранить. Артемий Теймурович вложил деньги в золотовалютный счет.
Средство обращения Деньги как средство обмена товаров. Матроскин продал клад и купил корову.

Финансовая система – это набор непосредственно связанных между собой финансовой деятельностью элементов, направленный на осуществление этой самой финансовой деятельности. Финансовая система включает следующие элементы:

· Органы регулирования передвижения финансов

· Денежные средства

· Финансовые учреждения (банки, фонды, страховые компании)

· Нормы и законы, регулирующие финансовую деятельность

Банк и банковская система.

Банк – банковское учреждение (и в то же время финансовый институт), аккумулирующее денежные средства в их временно свободном состоянии.

Банк выполняет ряд функций, например:

1. Хранение вкладов, прием депозитов.

2. Выдача свободных денежных средств в виде кредита.

3. Обеспечение движения финансовых инструментов – произведение операций с ценными бумагами.

В Российской Федерации в банковскую систему входят следующие разновидности банков:

· Государственные банки, собственником которых является государство. Стоит упомянуть, что конкретно в России государственных банков практически не осталось, разве что государство владеет лишь долей акций. На смену им пришли коммерческие банки.

· Коммерческие банки производят банковские операции в первую очередь с целью получения прибыли, на коммерческой основе.

Коммерческие банки в свою очередь делятся на универсальные и специализированные:

Универсальные Специализированные
1. Возможно кредитование любых экономических субъектов. 2. Занимаются и аккумуляцией, и мобилизацией денежных средств Возможно кредитование исключительно в пределах определенной сферы: · Сберегательные банки · Ипотечные банки · Инвестиционные банки

А также классифицируются по форме собственности: частные, акционерные, смешанные.
И по территориальному признаку: международные, национальные, региональные, местные.

· Центробанк - главный эмиссионный банк РФ, регулятор государственной политики в рамках денежной политики государства.

Основные функции ЦБ (Центробанка):

1. Эмиссия денег, то есть их выпуск, выдвижение в денежное обращение

2. Правительственный банкир, т.е. все денежные операции страны происходят исключительно через Центробанк, государственный бюджет и государственные займы хранятся на счету Центробанка.

3. Кредитование коммерческих банков.

4. Аккумуляция валютного и золотого запасов страны.

5. Осуществление процесса лицензирования коммерческих организаций.

Для понимания функций банков необходимо изучить понятие «кредит».

Кредит – осуществление передачи каких-либо ценностей на установленный временной срок в условиях обязательной возвратности и выплаты процента (платности).

Кредит реализуется кредитными картами, которые способны выполнять функции реальных денег. Более того, кредит обеспечивает продуктивное распределение денежных ресурсов между организациями и фирмами, различными отраслями, областями.

 

 

 

1. Источники финансирования. Это могут быть:

· собственные деньги или деньги партнеров

· деньги, вырученные от продажи акций

· прибыль, которую приносит деятельность фирмы

Бывает, что этих возможностей недостаточно.

Например, при создании акционерного общества учредителям понадобятся средства еще до того, как акции поступят в продажу: нужно напечатать акции, сделать им соответствующую рекламу, зарегистрировать фирму, снять помещение под офис. Или: фирма работает и приносит прибыль; в какой-то момент владельцы принимают решение расширить дело, но одной только прибыли не хватает, чтобы финансировать это мероприятие.

Все источники финансирования в бизнесе можно разделить на внутренние и внешние.

2. Внутренние источники финансирования – источники, которые есть у самой фирмы.

2.1. Прибыль – главный внутренний источник финансирования фирмы.

Прибыль фирмы ("П") — это разница между ее доходами (для простоты будем считать, что они равны выручке от реализации продукции — "Д") и затратами ("3") или себестоимостью продукции ("С"): П = Д - 3, или П = Д - С.

Поскольку Д = Ц х К и С = С/ед х К, где "Д" — доход фирмы (в нашем случае — выручка от реализации продукции); "Ц" — цена продукции; "К" — объем ее реализации; "С/ед" — себестоимость единицы продукции, мы можем записать следующую формулу: П = К(Ц-С/ед).

Теперь нетрудно разобраться, от чего зависит величина прибыли фирмы.

Во-первых, от цен на ее товары "Ц". При постоянных затратах и заданном объеме реализации продукции прибыль растет с ростом цены.

Во-вторых, от затрат на единицу продукции — "С/ед". При заданных объеме реализации и цене снижение себестоимости единицы продукта приводит к увеличению прибыли.

В-третьих, от объема реализации продукции — "К". Можно добиться роста прибыли, не меняя цену и себестоимость единицы продукта, но увеличив объем производства и реализации товаров.

2.2 Валовая и остаточная прибыль

Величину "П" в формуле П = Д — С (3), экономисты называют валовой, или общей прибылью. Часть этой прибыли пойдет в уплату налогов государству. Какая-то сумма, возможно, будет выплачена банку в виде процентов.

Сумма, которая останется после того, как из валовой прибыли "П" мы вычтем все перечисленные суммы, называется остаточной, или чистой прибылью. Она может быть использована для финансирования бизнеса: на строительство новых зданий или перестройку старых, покупку новых машин, оборудования, компьютеров или даже проведение серии научных исследований. Из нее получают свои дивиденды акционеры (если речь идет об акционерном обществе). Часть остаточной прибыли предприниматель может израсходовать на стимулирование работников, выплачивая им премии сверх заработной платы. Какие-то средства будут потрачены на рекламу, на благотворительные цели, наконец, на личные нужды самого предпринимателя (если говорить об индивидуальном предприятии).

2.3 Проблема запасов

Разумно распорядиться остаточной прибылью — важная задача предпринимателя. На примере с магазином видно, что, чем больше скорость оборота, тем выше прибыль. С другой стороны, фирме приходится чаще закупать товары для продажи. У менеджера может возникнуть идея увеличить запасы — расширить склады, приобрести складское оборудование, потратив на это часть прибыли. Возможно, это и будет полезно для бизнеса, но следует помнить, что деньги, вложенные в запасы, выпадают из оборота на время хранения товаров и, следовательно, не приносят прибыли. Всегда есть риск, что запасы останутся нераспроданными и фирма потеряет на этом — чем больше запас, тем больше риск. Поэтому менеджер может быть более дальновидным, поддерживая запасы на минимально необходимом уровне, и предложить владельцам фирмы потратить эту сумму на другие цели, например на проведение маркетинговых исследований.

3. Внешние источники финансирования

3.1. Другие фирмы. Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет эффекта экономии на масштабе.

3.2 Продажа акций — тоже способ привлечь финансы извне, и это очень важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

Банки. Если фирма не может или не хочет искать дополнительные средства для своего развития, объединяясь с другими фирмами, она одалживает их в банке. Банк выдает фирме средства на какой-то конкретный срок. Банк берет плату за свои услуги — платность кредита. Банк требует от фирмы гарантий (обеспечения кредита). Фирма тоже может застраховаться на случай банкротства или, скажем, стихийного бедствия. Такая страховка может послужить гарантией и для банка. Кредит — важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Он играет очень большую роль в современном бизнесе. Его преимущества — быстрота, доступность и гибкость.

Торговый (или товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Похожие сделки совершаются между фирмами розничной торговли и населением. Это — покупка товаров в рассрочку.

Государство. Есть несколько форм государственного бюджетного финансирования.

Государство выделяет средства предприятиям государственного сектора в виде прямых капитальных вложений. Предприятия государственного сектора принадлежат государству. Это означает, что государству принадлежит и прибыль от их деятельности.

Государство может также предоставлять фирмам свои средства в виде субсидий. Это — частичное финансирование деятельности фирм. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам.

Главное отличие государственного финансирования от банковского кредита в том, что фирма получает средства от государства бесплатно и безвозвратно. Это означает, что фирма не должна возвращать сумму, полученную от государства, и не должна выплачивать за нее проценты.

Еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм — это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказывать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.

 

Ценные бумаги

1. Ценная бумага — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных рек­визитов, удостоверяющий имущественные права, осу­ществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

2. Признаки ценной бумаги:

· документарность — ценная бумага есть документ;

· воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;

· начало презентации — предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав;

· оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;

· публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.