Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к опросу




Контроль над ходом опроса и обусловленное им давление на опрашиваемого в определяющей мере зависят от тщательной подготовки опрашивающего, знания;имеющих отношение к делу фактов, умелого оперирования этими фактами. Каждый опрос по факту нарушения правопорядка в той или иной степени является прямым межличностным конфликтом. Желание опрашиваемого оказать сопротивление должно быть поколеблено в пределах действующих процессуальных правил.

Для успешного проведения опроса опрашивающий должен обладать настойчивостью, упорством и решимостью достичь цели, даже если это потребует значительных усилий, а вначале все выглядит достаточно безнадежно.

Почти в той же мере важна беспристрастность. Сотрудник, проводящий опрос, никогда не должен поддаваться эмоциям в отношении опрашиваемого, но должен уметь симулировать гнев, симпатию, жалость, злость, неприязнь, не испытывая этих чувств (подавляя их).

Все опросы можно предвидеть, но все же редко встречаются ситуации правонарушений с полным отсутствием каких-либо предварительных данных. Обычно можно достичь некоторой степени подготовленности, особенно по наиболее уязвимым моментам. Тем самым можно обеспечить следующее:

знание фактов и обстоятельств по делу;

исходя из этого, определение предмета опроса, составление примерного плана предстоящего опроса;

владение материалами по делу, на которое будут сделаны ссылки во время опроса; общее представление о том, каким образом и в какой момент ввести их по ходу опроса;

выбор оптимальных методов и тактических приемов, намечаемых к применению в процессе опроса;

определение других участников опроса (при необходимости), имеющих право участвовать в нем; договоренность с ними о соответствующем распределении ролей.

При этом принципиально важной является разработка четкой последовательности постановки вопросов. Учитывая практически неизбежное уклонение опрашиваемого от достоверных сообщений, проводящий опрос сотрудник должен предпринять все возможное (об этом речь пойдет далее) для преодоления попыток скрыть правду. С этой целью заранее намечаются необходимые меры психологического воздействия, способные обесценить в сознании опрашиваемого мысль о невозможности исказить истинные обстоятельства и факты по делу.

До того, как сотрудник, осуществляющий опрос, приступит к его проведению, он должен четко уяснить для себя ряд правил:

1. Лица, вызванные по одному и тому же делу, опрашиваются раздельно.

2. Перед опросом следует удостовериться в личности опрашиваемого, выяснить степень владения им русским языком и потребность в услугах переводчика, разъяснить опрашиваемому его права и обязанности.

3. Лицо, являющееся свидетелем, предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений (если этот человек может нести такую ответственность).

4. Перед опросом руководителя предприятия, учреждения, организации (его заместителя), а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, удостоверьтесь в его полномочиях.

5. Для присутствия при опросе физического лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (а по усмотрению самого опрашивающего - и лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет) вызвать педагога или психолога. При необходимости вызвать также законных представителей несовершеннолетнего или его близких родственников, разъяснив им перед началом опроса их права и обязанности (что отмечается в протоколе опроса).

6. При проведении опроса вопросы нужно задавать по одному. Очередной вопрос следует задавать после получения полного ответа на предыдущий. Внимательно выслушивайте каждый ответ. Если ответ на вопрос все же не дается, можно перейти к следующему вопросу.

7. Всегда добивайтесь четкого и определенного ответа на вопрос. Если опрашиваемый кивает, следует уточнить, означает ли это ответ "Да". Ставьте под вопрос любой факт, любую деталь. Никогда не делайте предположений относительно ответа, даже если вопрос предельно прост, а ответ очевиден.

8. Внимательно следите за каждым ответом, стараясь получить как можно больше подробных объяснений. Убедитесь в том, что ни один ответ не допускает двойного толкования. Так, если опрашиваемый говорит: "Мы закупили этот товар...", уточнить: "Кто - мы?"

9. Не предлагайте опрашиваемому вариант ответа в своем вопросе: "Вы читали это, прежде чем подписать?"

10. На начальной стадии опроса не раскрывайте опрашиваемому уже известные вам факты. Чем быстрее опрашиваемый свяжет себя ложной версией, тем более доказуемой будет его ложь и тем скорее его можно будет принудить изложить реальные обстоятельства по делу.

11. Постоянно контролируйте поток информации, поступающей к опрашиваемому, путем:

- ограничения уже известных фактов,

- подавления его попыток представить собственную версию событий в неизменно оппозиционном опрашивающему русле.

Не позволяйте опрашиваемому постоянно говорить о своей невиновности и непричастности к делу, так как такие заявления носят характер самовнушения и блокируют готовность к откровенному изложению.

Избегайте повторения ответов опрашиваемого, поскольку при этом:

 

им лучше запоминается собственная ложь, особенно высказанная спонтанно, в процессе детализации вымышленного события, факта, обстоятельства (такая ложь обычно плохо запоминается);

ложь опрашиваемого как бы усиливается, а в его версию добавляется правдоподобие;

срабатывает эффект внушения;

у опрашиваемого в процессе прослушивания своих слов и их кратковременного обдумывания появляется возможность отказаться от своего непродуманного ответа как неправильно понятого.

 

Прежде чем приступать к доказательству спорных фактов, установите бесспорные (например, принадлежность почерка). Выявите точное происхождение проходящих по делу документов. Предпримите все возможные меры к тому, чтобы предугадать возможные пути "отхода" опрашиваемого и перекройте их до того, как он сможет ими воспользоваться. В результате тщательного опроса опрашиваемый должен признать принадлежность ему наличествующих вещественных доказательств.

В случае молчания опрашиваемого или занятия им позиции "никаких комментариев" опрашивающий должен продолжать опрос, объяснив, например, что еще будут вопросы, на которые опрашиваемый, может быть, сочтет возможным дать ответы.

Стремитесь "задать вопрос, который ведет к ответу, ведущему к вопросу". Получение прямого ответа "да" или "нет" само по себе неплохо, но если это предполагаемый ответ, то тогда опрашивающий должен быть готов к дополнительным вопросам. Ничто не может быть бесполезнее и непродуктивнее ситуации, когда опрашивающий не знает, какой вопрос по делу задать дальше.

Следует избегать ситуаций, которые направляют эмоции опрашиваемого (особенно свидетеля) в русло неприязни к опрашивающему, в результате чего у него созревает твердое решение ни за что не помогать расследованию. Нужно помнить, что если между опрашиваемым в качестве свидетеля и опрашивающим установилось взаимопонимание, если первый начинает испытывать чувство уважения или даже симпатии ко второму, то ему становится труднее говорить неправду в процессе опроса.

Важнейшей составной частью подготовки к опросу является изучение личности опрашиваемого. Здесь имеет значение все: его пол, возраст, должностное положение, стаж (опыт) работы, семейное положение и т.д. Индивидуальные особенности человека накладывают серьезный отпечаток на стиль беседы с ним, способ подачи вопросов, подбор используемых тактических приемов. Особое значение при этом имеют эмоционально-волевые и интеллектуальные качества личности, спектр поведенческих установок. В практическом плане максимальный объем информации об опрашиваемом сотрудник таможенного органа, проводящий опрос, получает в процессе непосредственного наблюдения за его речью, реакциями, мимикой, жестикуляцией, характером эмоциональных проявлений, логикой рассуждений и оценок.

Принципиально важным элементом начальной стадии опроса должна стать демонстрация опрашивающим (не обязательно с помощью слов) своих прав и авторитета, но так, чтобы при этом не напугать опрашиваемого чрезмерным проявлением власти.

Эффективность работы сотрудника, проводящего опрос, особенно в части оказания психологического давления на подозреваемого в нарушении таможенных правил, резко возрастает при наличии очевидной разницы в их статусе. Чем выше (относительно опрашиваемого) статус опрашивающего, тем вероятнее достижение им успеха. Поэтому он должен быть хорошо и опрятно одет, спокоен и уверен в себе. Важнейшие условия обеспечения высокого авторитета проводящего опрос - его компетентность, информированность, хорошо поставленная речь, уверенные и неспешные жесты и походка, спокойное выражение лица, прямая осанка. Все это способствует повышению авторитета в большей степени, чем устное заявление. Хорошим дополняющим приемом может стать присутствие при опросе (или хотя бы в самом его начале) другого сотрудника, явно подчиненного проводящему опрос.

Эту роль может с успехом разыграть любой коллега опрашивающего.

В ходе проведения опроса желательно избегать ситуаций, при которых опрашивающий получает команды или указания от кого бы то ни было, отвлекается на телефонные переговоры, спорит с третьим лицом (другим сотрудником).

Повышению авторитета проводящего опрос будет способствовать и определенная расстановка мебели в его кабинете (комнате для проведения опроса). Так, стол, за которым он сидит, должен быть максимально большим и массивным, а стул - иметь высокую спинку и (или) вращаться. На столе лучше разместить несколько красивых папок.

Стул опрашиваемого должен иметь низкую спинку и немного отстоять от стола опрашивающего (чем дальше, тем ниже статус сидящего на нем).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.