Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура административного процесса




Структура административного процесса определяется категориями индивидуальных конкретных дел, разрешаемых в сфере государственного управления. Элементом структуры административного процесса является производство, т.е. установленный административно-процессуальными нормами порядок рассмотрения и разрешения однородной категории индивидуально-конкретных дел.

В гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс — есть сумма производств; производство — органическая часть процесса.

С точки зрения предметной составляющей, а именно, переченя административных производств, которые входят в состав административного процесса, его структура обусловлена представлениями о понятии административного процесса.

С точки зрения управленческого подхода к пониманию административного процесса, его сторонниками высказываются различные точки зрения о структуре административного процесса.

Так, например, И. В. Панова считает, что логичнее говорить об административно-процессуальной деятельности, состоящей из трех административных процессов: административно-нормотворческом, административно-правонаделительном и административно-юрисдикционном.

По её мнению административно-нормотворческий процесс может быть представлен производствами по созданию: актов (постановлений, распоряжений) Правительства РФ и субъектов РФ; актов (приказов, указаний, положений, наставлений, инструкций, постановлений и т.п.); нормативных актов Банка России[15].

В административно-правонаделительном процессе правомерно выделить следующие виды производств: по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительно-лицензионное; регистрационное; кадровое (служебное): административно-договорное; приватизационное.

В административно-юрисдикционном процессе считает возможным выделить следующие виды производства: а) исполнительное; б) административно-процессуальное (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не являющихся мерами ответственности); в) дисциплинарное; г) по жалобам; д) по делам об административных правонарушениях[16].

В свою очередь П. И. Кононов различает два вида административного процесса: административно-регулятивный и административно-охранительный.

Первый вид процесса, по его мнению, объединяет следующие производства: правопредоставительное; лицензионно-разрешительное; регистрационное, удостоверительное; экзаменационное; конкурсное; поощрительное; по возложению на физических и юридических лиц специальных публично-правовых обязанностей.

В структуре административно-охранительного процесса им выделяются: административно-наблюдательное (контрольное, надзорное) производство; производства по применению мер административного принуждения, не связанных с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности (административно-пресекателъное, административно-обеспечительное, административно-исполнительное); производство по делам об административных правонарушениях; административно-арбитражное производство.

В приведенных классификациях авторы предлагают двухуровневую (и даже трехуровневую) структуру административного процесса, подразделяя его вначале на виды административных процессов, а затем уже на виды административных производств. Это довольно распространенная только в отношении административного процесса тенденция, лишенная, по мнению В.Д.Сорокина, необходимой логики.

В.Д.Сорокин считает, что есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств, которые без труда поддаются классификации, в том числе и той, что предложена И. В. Пановой, но уже в такой интерпретации: административный процесс складывается из трех видов производств: а) административно-правотворческого; б) административно-правонаделительного; в) административно-юрисдикционного[17].

Разделяя мнение В.Д.Сорокина о единстве административного процесса, за основу возьмем предложенную им структуру административного процесса. В настоящее время, с учетом изменений, произошедших в стране, её составляют производства, имеющие уже основательное законодательное закрепление, а именно:

1. Производство по принятию нормативных актов государственного управления.

2. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.

3. Производство по административно-правовым жалобам и спорам.

4. Производство по делам о поощрениях.

8. Производство по делам об административных правонарушениях.

9. Производство по дисциплинарным делам.

6. Лицензионное производство.

5. Регистрационное производство.

7. Исполнительное производство[18].

Критерием предлагаемого варианта классификации административных производств является характер индивидуально-конкретных дел, причем под характером понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел.

В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

а) правотворческое производство;

б) правонаделительные производства;

в) правоохранительные производства[19].

В данном курсе лекций помимо перечисленных В.Д.Сорокиным производств, в структуре административного процесса в числе правоохранительных производств выделяются контрольно-надзорное производство и производство по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения.

Такие виды производств (точнее, процедур), о которых шла речь выше, как удостоверительное; экзаменационное; конкурсное, кадровое (служебное): административно-договорное; приватизационное охватываются понятием управленческий процесс, однако выходят за рамки более узкой правовой категории административный процесс. Перечень таких управленческих процедур можно продолжить: квотирование, кредитование, аттестация, подтверждение соответствия, испытание, освидетельствование, экспертиза, учёт, отчётность, инвентаризация, хранение, выдача, назначение, приведение к присяге и многие другие. Данные административные процедуры обеспечивают прежде всего достижение целей самой управленческой деятельности (например, распределение ресурсов, комплектование кадрами, оценку уровня подготовки кадров, качества продукции, осуществление различных действий с материальными ценностями, информацией). Для данных административных процедур «достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, и оформленного в виде соответствующего юридического акта» не является в отличие от административного процесса главным смыслом этой деятельности, это всего лишь формальная сторона такой управленческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.