Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса




Уровень общения

Выделяются следующие уровни присутствия собеседников во время беседы:

1. Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, фор­мальными характеристиками людей. Например, психолог го­ворит: «Я доктор психологии». Клиент же отвечает ему в от­вет: «А я успешный бизнесмен». На этом уровне зачастую люди как бы начинают соревноваться, кто выше или кто более нуждается в психологической помощи. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрес­сивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо. Общение со­средоточено на имидже.

2. Уровень поддержания контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченно­сти имиджем, но самораскрытия тоже очень немного. В быту разговор на этом уровне бывает недолгим, импровизирован­ным и сосредоточен на непосредственном деле или обмене при­ветствиями. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено.

3. Уровень стандартной беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собст­венном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних пе­реживаний. Так беседуют старые добрые друзья и коллеги в офисе. Беседа течет легко, непринужденно, бесконфликтно. На этом уровне психологу легко собирать информацию.

4. Уровень критических обстоятельств. «Критиче­ский» означает «имеющий решающее значение». Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога.

5. Уровень интимности. Отношения на этом уровне ха­рактеризуются максимальной доступностью и/или экспрес­сивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог. Параллельно психолог в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным воспри­ятием, или телепатией. Результатом выхода на этот уровень яв­ляется возможность конфронтации с образцами собственного поведения, формировавшимися в течение всей жизни.

Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду то, насколько специалист, оказывающий воздействие, своим собственным присутствием способен оказать клиенту помощь в достижении большей глубины субъективности, большего присутствия. От этого зависит качество альянса психолога и клиента. Слово «альянс» (от франц. alliance) означает «союз, объединение». В работе по удержанию глубины отношений психологу могут помочь следующие шаги, которые в свою оче­редь могут задавать параметры шкал для оценки качества дея­тельности специалиста, оказывающего воздействие, в плане его присутствия:

1. Передача клиенту ответственности за ход интервью. Имеется в виду то, что психолог объясняет клиенту, что и зачем он должен делать. В результате клиент работает осознанно; если он отклоняется от предложенного алго­ритма, то сам несет за это ответственность.

2. Делать явным то, что демонстрируется, но пока не осоз­нается. Психолог помогает клиенту осознавать свои чувст­ва, эмоции, желания, которые он не осознает.

3. Проникновение в субъективное. Проявления истинного субъективного почти всегда имеют следующие характер­ные черты:

• выражаются от первого лица;

• имеют настоящее время;

• в них привносятся чувства;

• в них присутствует интенциональность, направленность;

• содержание соответствует непосредственному пережива­нию;

• при выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений;

• меньше абстрактного и больше конкретного.

Клиенту указывают на отсутствие в его словах этих харак­терных моментов.

4. Поддержание необходимой продолжительности и непре­рывности. Имеется в виду, что в разговоре важно придер­живаться обсуждаемой темы или переживаний и не «рас­ползаться». Обсуждаемой темой могут стать:

• забота, которую клиент в данный момент осознает наибо­лее полно;

• чувства, которые требуют выражения и проработки;

• проблема;

• характерный пример сопротивления, который необходи­мо подвергнуть анализу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.