Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бурменская Г. В. - Возрастно-психологическое консультировани




В... Это не мое. Мне это не подходит

К... Здесь необходимо уточнить, что именно не подходит человеку. Как правило, за этим возражением скрывается либо возражение 12 (здесь нужно навязываться и уговаривать), либо возражение 13 (здесь нужно ходить по организациям).

23. В… У меня не получится

К... Спросите, что именно у человека не получится, и Вы услышите от него одно из вышеперечисленных возражений (я не умею продавать; у меня бедный круг знакомых; здесь нужно иметь красноречие и т. д.).

__________________________

Примечание: Приведенные в этой брошюре цифры и расчеты соответствуют компенсационному плану определенной фирмы. Если эти цифры не соответствуют компенсационному плану Вашей фирмы, произведите свои расчеты в контексте данного вопроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хочу Вам сказать, что самые ценные вложения в нашем бизнесе, — это вложения в знания.

 

Вам не кажется удивительным, что за прохождение тренингов Марка и Софьи Атласовых (Марк и Софья Атласовы - ведущие тренера по нашему бизнесу в СНГ) люди готовы платить немалые деньги. И знаете, кто эти люди, которые не жалеют таких денег на знания?

Большей частью - это люди, которые уже имеют немало знаний о нашем бизнесе; это, как правило, люди, которые уже многого добились в нашем бизнесе.

Так как же это понять? Как понять, что люди, имеющие знания о бизнесе МЛМ ищут их, а люди не имеющие могут сказать, что они уже все знают?

К сожалению, это говорит о том, насколько наша человеческая природа склонна к поспешным выводам и поверхностным суждениям. А к чему приводят поверхностные суждения и поспешные выводы?

В сфере человеческих отношений они приводят к взаимному непониманию и бессмысленному осуждению людьми друг друга. Также в жизни они приводят, как правило, к неумению разглядеть свой шанс и к потере возможностей.

В данном случае, в нашем бизнесе, потерей возможностей может обернуться недостаточно серьезный подход к приобретению знаний

Поэтому, дорогие коллеги, желаю Вам много читать, посещать все занятия, которые организуют для Вас Ваши лидеры, много думать и действовать. Можете приравнять эти пожелания к тому, как если б я пожелал Вам богатства и счастья.

 

 

Удачи Вам!

Список возражений,

находящихся в этой брошюре

 

 

1. Нет времени

2. У меня бедный круг знакомых

3. Я не умею продавать

4. У нас все бедные в стране, никто не будет покупать продукцию

5. Здесь нужно иметь большой круг знакомых

6. Здесь нужно иметь красноречие

7. Здесь нужно быть уверенным в себе

8. Здесь нужно быть коммуникабельным

9. Это пирамида

10. У меня соседка занималась этим, у нее не получилось

11. Почему в газетах пишут: «Сетевой маркетинг не предлагать»?

12. В этом бизнесе нужно навязываться людям и уговаривать их

13. Здесь нужно ходить по учреждениям предлагать продукцию

14. Скоро будет перенасыщение рынка продукцией

15. Это обман: нормальные фирмы не берут деньги с того, кого берут на работу

16. Мне не нравится продукция этой фирмы

17. Вы будете иметь с меня деньги

18. Это то же самое, что и … (название фирмы)

19. У нас экономически нестабильная страна, в ней ничего не добьешься

20. В этом бизнесе нужно начинать первым, а уже поздно (скоро все будут дистрибьюторами)

21. Мне это не подходит. Мне нужно так: скажи, что конкретно делать и что я с этого буду иметь

22. Это не мое. Мне это не подходит

23. У меня не получится

 

Глава 1. Задачи и теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования

1.1.Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте

1.2.Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития

1.3.Проблемы теоретического и методического обеспечения консультативной практики

Глава 2.Психологическое консультирование в отдельных возрастных периодах детства

2.1.Психологические трудности дошкольника

2.2.Проблемы готовности ребенка к школьному обучению

2.3.Проблемы младшего школьного возраста

Глава 3.Психологическое обследование ребенка в практике консультирования

3.1.Задачи и общие рекомендации к обследованию

3.2.Тестовое и клиническое обследование

3.3.История развития ребенка

Глава 4.Проблема коррекции психического развития в детском возрасте

4.1.Задачи коррекции психического развития ребенка.Формы коррекции

4.2.Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии

4.2.1.Психодинамический подход

4.2.2.Поведенческий подход

4.3.Принципы организации коррекции психического развития

4.4.Пути коррекции психологических трудностей дошкольника

Глава 5.Работа с родителями в процессе консультирования

5.1.Общие принципы. Беседа

5.2.Родительские группы

Заключение

 


Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

Глава 1. Возрастно-психологическое консультирование: специфика задач и теоретического подхода

1.1. Проблемы и задачи психологического консультирования в детском возрасте

1.1.1.Становление консультативной практики

1.1.2. Психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья детей

1.1.3. Психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной итуации развития

1.1.4. Основные задачи психологического консультирования детей и подростков

1.2. Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития

1.2.1. Основные положения отечественной возрастной психологии развития

1.2.2. Понятие психологического диагноза

1.2.3. Понятие психологического прогноза

1.3. Индивидуальные и типологические варианты психологического развития в онтогенезе 37

1.3.1. Общие закономерности развития и индивидуальные формы их реализации 38

1.3.2. Типологический анализ онтогенеза: от «возрастных» особенностей развития к «индивидуальным»

1.3.3. Типологический подход в возрастной психологии развития

 

Глава 2. Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства

2.1. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста

2.1.1. Проблема речевого развития ребенка

2.1.2. Проблема достижения ребенком автономии действий

2.1.3. Проблема ограничения самостоятельности и инициативы

2.1.4. Проблема овладения навыками самообслуживания

2.2. Психологические трудности дошкольника

2.2.1. Краткая характеристика дошкольного возраста

2.2.2. Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений

2.2.3. Психологические проблемы дошкольников с ослабленным нервно-психическим здоровьем

2.3. Проблема готовности ребенка к школьному обучению

2.4. Проблемы младшего школьного возраста

2.4.1. Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста

2.4.2. Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией

2.4.3. Особенности обследования психического развития младших школьников в ходе консультирования

2.4.4. Взаимоотношения психолога-консультанта со школой и медицинскими учреждениями

2.5. Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста

 

Глава 3. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования

3.1. Принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребенка

3.1.1. Комплексное психологическое обследование ребенка

3.1.2. Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка

3.1.3. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка

3.2. Тестовое и клиническое обследование

3.2.1. Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка

3.2.2. Особенности стратегии клинического обследования ребенка 130

3.3. История развития ребенка

3.3.1. Понятие и значение психологического анамнеза

3.3.2. Принципы составления психологического анамнеза

3.3.3. Схема составления психологического анамнеза

3.4. Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

 

Глава 4. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте

4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы

4.1.1. Коррекция, интервенция и психотерапия

4.1.2. Определение целей и задач коррекции

4.1.3. Эффективность психологической коррекции

4.1.4. Этапы коррекционной работы с детьми

4.2. Принципы построения коррекционных программ

4.3. Методы коррекционной работы

4.3.1. Метод игротерапии

4.3.2. Арттерапия как метод психологической коррекции

4.3.3. Методы коррекции поведения. Поведенческий подход

4.3.4. Метод социальной терапии. Статусная психотерапия

4.4. Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования

 

Глава 5. Методические материалы для диагностической и коррекционной работы

5.1. Обзор методик диагностики семейных отношений в практике возрастно-психологического консультирования

5.1.1. Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей

5.1.2. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Бене—Антони

5.1.3. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования

5.1.4. Проба на совместную деятельность

5.2. Тренинг личностного роста с подростками как дополнение консультативной практики возрастного психолога

5.2.1. Истоки методики

5.2.2. Принципы тренинга личностного роста с подростками

5.2.3. Упражнения на испытания как один из типов упражнений для тренинга личностного роста с подростками

5.3. Обучение родителей гуманистической игротерапии с детьми

5.4. Учебные задания для практикума по возрастно-психологическому консультированию

 

Библиография


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вниманию читателей работа представляет собой попытку •систематического изложения некоторых основных вопросов, возникающих в практике индивидуального возрастно-психологического консультирования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспективы реального решения этой важнейшей практической задачи психологии возникли лишь около десяти лет тому назад в связи с началом создания в нашей стране Психологической службы. В последнее время по всей стране организуются и начинают работать психологические консультации, что создает острую потребность в специальной подготовке психологов к такого рода практической деятельности. С этой целью в ряде педагогических вузов и университетов страны открываются специальные отделения, подготавливающие кадры для работы в консультациях по вопросам воспитания и развития детей. Выполнение данного социального заказа еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблеме психологического консультирования. Настоящая работа в какой-то мере способствует уменьшению имеющегося пробела.

Хотя консультирование населения представляет собой новый вид практической деятельности психологов, строится оно сегодня не на «пустом месте». И в нашей стране, и особенно за рубежом уже накоплен значительный опыт в этой области. Во многих европейских странах, в том числе в ЧСФР, ВР и ГДР, уже много лет функционирует сеть городских и районных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект, интенсивно ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. В Братиславе с 1967 г. работает уникальное научно-производствеионе предприятие «Психологические и дидактические тесты», решающее задачи научной разработки и обеспечения методическим инструментарием практических психологов как в своей стране, так и за рубежом.

Одновременно и в отечественной литературе по возрастной психологии и смежным отраслям (главным образом в журналах и ведомственных сборниках) постепенно накапливается немало ценных сведений о причинах и психологических механизмах различного рода трудностей в развитии, обучении и воспитании детей на разных этапах онтогенеза. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, уточнения теоретических основ и четкого определения принципов возрастно-психологического консультирования. В данной работе мы затронем лишь некоторые аспекты этих проблем.

Как известно, значительную трудность в деятельности возрастного психолога по консультированию представляет недостаточная «стыковка» общетеоретических и методологических установок, с одной стороны, и используемых на практике средств и методов решения конкретных индивидуальных проблем ребенка — с другой. Действительно, работами Л. С. Выготского и его последователей были заложены общие теоретические основы диагностики и коррекции психического развития ребенка, но в значительной мере они до сих пор не доведены до необходимой степени конкретизации. Здесь остро сказывается недостаток исследований «промежуточного» типа.

Отметим в этой связи, что не только в нашей стране, но и за рубежом лишь в самое последнее время стали проводиться достаточно масштабные исследования по прикладной психологии развития. В течение 80-х гг. появилось сразу несколько международных журналов по данной проблематике, От этих исследований можно ожидать получения более четких и детальных сведений о воздействии различных условий, в которых растет ребенок, на формирование особенностей его психики и личности, об отдаленном влиянии на них событий раннего детства и т. д. Такого рода исследования вызваны потребностями современного общества в психологическом анализе многообразных проблем повседневной, реальной жизни детей и острой неудовлетворенностью западных психологов результатами предшествующего периода «искусственных лабораторных экспериментов» [см.: 11]. Требуется, следовательно, прочная база специальных, новых научных данных как для решения проблем общественного воспитания и образования, так и для индивидуального консультирования.

Зарубежная теория и практика консультирования, например в США, имеет давние, сложившиеся направления, принципы и традиции, располагает большим практическим опытом и, бесспорно, заслуживает самого внимательного изучения. Вместе с тем в силу многих причин она не может, с нашей точки зрения, быть принята за основу формирующейся консультативной деятельности в нашей стране. Принципальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, являются глубокие расхождения в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. Следует учитывать также, что, несмотря на высокую материально-техническую обеспеченность и широкие практические возможности, представители западных школ психологического консультирования, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем детства [см., напр., 125]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны [см.: 77]. Считаем уместным упомянуть об этом в связи с примерами некритического преувеличения реальных успехов западной психологии в области консультирования [см.: 6].

Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает также вопрос о специфике возрастно-психологического консультирования среди других психологических специальностей. Мы связываем специфику возрастно-психологического консультирования с применением берущего начало в работах Л. С. Выготского системного анали.за явлений детского развития, т. е. с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии дея-тельностей и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Исходя из этого, решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом. Безусловно, что проблемы развития ребенка не могут быть решены и без учета его психофизиологических особенностей и без анализа общего контекста семейных отношений, однако целиком они к этим аспектам никогда не сводятся. Между тем в текущей литературе и в реальной практике консультирования можно встретить немало примеров «растворения» возрастного аспекта в иной, смежной проблематике. Реализуемого при этом «интуитивного» учета специфики возраста может быть достаточно лишь для весьма поверхностного решения этих проблем. Наш акцент на внимании к специфике возрастных закономерностей развития ребенка не означает, разумеется, игнорирования других аспектов консультирования. Напротив, мы уверены, что лишь совместное, комплексное рассмотрение и «увязывание» различных аспектов консультирования, тесное сотрудничество специалистов разного профиля, объединенных с этой целью в рамках общей организационной структуры, позволяют эффективно способствовать психологическому «оздоровлению» и нормализации детства.

В целях изучения конкретного круга актуальных проблем психического развития детей, а также для отработки форм и методов психологической помощи им и их родителям кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ открыла в 1984 г. (на общественных началах) консультативный пункт для родителей — сотрудников, аспирантов и студентов МГУ. Опыт приема детей дошкольного и младшего школьного возраста и послужил фактической основой данной работы, в которой, однако, мы могли остановиться далеко не на всех возникающих проблемах. В работе можно выделить пять групп вопросов (соответственно пяти главам книги). Прежде всего мы стремились привлечь внимание читателей к тем неблагоприятным тенденциям в развитии современных поколений детей, которые в значительной мере определяют конкретную проблематику консультативной работы. Затем мы обратились к теоретическим и методологическим положениям возрастной психологии как основе практики психологического консультирования, уделив при этом главное внимание анализу той части научного наследия Л. С. Выготского, которая, будучи прямо связана с вопросами практического консультирования, тем не менее не занимает еще должного места в современных работах указанного русла. Наибольшее значение в этой главе придается обсуждению концепции психологического возраста, а также понятий психологического диагноза, прогноза, схемы обследования ребенка. Здесь же намечены основные направления исследований, необходимые для прочного научного обеспечения консультирования.

Следующая глава содержит обзор типичных психологических трудностей детей в дошкольном, младшем школьном и переходном между ними возрасте. Обзор строится на материалах, полученных авторами в практике консультирования родителей по широкому кругу вопросов, и иллюстрирован примерами разбора отдельных случаев.

В третьей главе работы авторы стремились отразить особенности психологического обследования ребенка в целях практического консультирования, а также представить используемый ими вариант схемы составления и анализа истории индивидуального развития ребенка.

Четвертая глава отведена проблемам психологической коррекции. Здесь предпринимается попытка четко сформулировать основные принципы возрастно-психологического подхода к коррекции, раскрывается их тесная связь с положениями деятельностной теории онтогенеза. Учитывая, что значительное число используемых у нас в стране методов и техник коррекции заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы считали важным кратко обозначить их теоретические истоки, анализ которых необходим для адекватного применения коррекционных методик. Мы считали также целесообразным представить обобщенные рекомендации по преодолению некоторых типичных трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста.

Наконец, в последней главе затронуты некоторые наиболее существенные проблемы взаимоотношений психолога с родителями в процессе консультативной работы.

Разумеется, в столь краткой работе не могли найти отражения многие важные вопросы, связанные, например, с методическим оснащением консультирования, содержательным анализом типов нарушении, разбором специфических средств их диагностики и коррекции, и многие другие. Каждый из названных вопросов, образуя перспективное направление исследований, может н должен со временем составить предмет отдельных публикаций и фундаментальных руководств.

Учитывая дискуссионность некоторых положений книги, а также вынужденно избирательный и конспективный характер освещения затронутых сложных проблем, авторы будут весьма признательны за все критические замечания в адрес этой первой попытки изложения вопросов возрастно-пси-хологического консультирования. В то же время мы хотели бы выразить глубокую благодарность сотрудникам кафедры возрастной психологии МГУ за неоценимую помощь в работе консультативного пункта и в обсуждении рукописи данной книги.

Г. В. Бурменской написаны гл. 1 и 3, разд. 2.1 и 5.1; О. А. Карабано-вой — гл. 4 и разд. 5.2; А. Г. Лидерсом — разд. 2.2 и 2.3.


Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.