Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-социологический аспект толерантности и его значение для формирования толерантности у школьников




Термин «толерантность» рассматривается как синоним «терпимости», который в собственную очередь имеет ряд значений. Лексическое значение слова «терпимость» в «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечается как «свойство и качество» личности, проявляющей терпимость по взаимоотношению к «различным вероисповеданиям... индивидуальным убеждениями иных людей. Тем не менее, при кажущейся нейтральности предоставленной формулировки в указанном определении отслеживается оттенок негативности, поскольку «терпимыми» В.И.Даль считает те объекты или субъекты окружающей реальности, которые «терпят только лишь по милосердию, снисхожденью».

В «Словаре русского языка» сохраняется тенденция, исходящая от В.И.Даля, признающая пассивный вид способности человека «мириться с кем-, чем-либо, обращаться снисходительно». Такая трактовка имеет положение и во «Фразеологическом словаре русского языка», который предлагает лишь одно категориальное лексическое значение термина «терпимость».[10]

С.И.Ожегов склонен рассматривать терпение как определенную высоконравственную категорию, устанавливающую модель поведения в согласовании с осознанием ее индивидуального смысла: «без вражды, терпеливо обращаться к чужому мнению, характеру», отказываясь от признания «вынужденности» в качестве составляющей части понимания терпимости.

В «Толковом словаре иноязычных слов» появляется формулировка термина «толерантный» с установкой его этимологического возникновения от латинского tolerans {tolerantis) с идентичной расшифровкой прямого значения как «терпеливо переносящий». В указанном источнике - вслед за «Советским энциклопедическим словарем» - появляется попытка сопоставить значение термина с данными биологической науки.[11]

«Словарь современных понятий и терминов» также применяет специфичный для данной научной области понятийный аппарат, описывающий адаптационные способности организма индивидума. В нем существует тенденция к осмыслению толерантности с точки зрения общественных наук: толерантность рассматривается как «необходимое условие политического плюрализма», при этом границы терпимого действия объединяются к чужому суждению, поведению.[12]

«Новейший словарь иностранных слов и выражений» в целом отражает приведенные выше трактовки толерантности, дополняя список объектов толерантного поведения идейными понятиями веротерпимости.

«Большой толковый социологический словарь» не содержит установления терминов толерантности и терпимости, что возможно говорит о меньшей степени проработанности понятийного аппарата толерантности в предоставленной дисциплине.

Иностранные справочные издания, такие как словари, отмечают применимость термина «толерантность» к техническим наукам, подразумевая под ним различные допустимые отклонения в технологическом процессе. При этом данный словарь непосредственно определяет толерантность как социальное действие, сохраняя значение термина как «принятие».[13]

Анализ вышеперечисленных справочных пособий свидетельствует об отсутствии единого определения в трактовке терминологического аппарата толерантности и терпимости. Вследствие неоднозначного понимания изучаемого феномена обратимся к рассмотрению проблемы определения толерантности в различных научных дисциплинах.

С точки зрения наук об обществе толерантность понимается как системообразующий принцип либерально-демократических ценностей, которые являются основой государственности. Они выступают в качестве основной категории, сквозь призму которой рассматриваются более частные проблемы (сущность толерантного общества, критерии толерантной личности, этика ненасилия, проявления интолерантности в форме дискриминационных практик).

В.П.Родионов, обозначает толерантность в широком ее понимании как явление, зародившееся в период античности на основе идеалов свободы, равенства, уважения к человеческой личности, ее индивидуальности. При этом отмечается, что первоначальное понимание толерантности сводилось к религиозным различиям, и возникновение понятия «общественной толерантности» относят к XVI веку, связывая его появление с законами о веротерпимости.[14]

Подобное разделение морального и политического аспектов считают правомерным и представители психолого-педагогических наук: к примеру, В.С.Кукшкин, поскольку «последний содержит в себе действия не только власти» по дозволенью существования инакомыслия и оппозиции. Автор подмечает одновременно и присутствие взаимосвязи указанных аспектов, так как идейная сфера обязана быть продолжением высоконравственной.[15]

П.Степанов считает, что сама концепция толерантности имеет возможность занять в XXI веке положение «гуманитарной концепции посредством осмысления достижений и многознаменательного навыка гуманизации социальных отношений». Такой аспект, по-видимому, обяснен признанием гуманистической природы толерантности, утверждающей «благо человека как аспект оценки социальных отношений».[16]

Данная идея основывается на признании целого кризиса мирового сообщества, проявляющегося в несовпадении уровня стадиального формирования разных «темпомиров», либо «цивилизаций», противоречие между которыми обусловлен «истощимостью биосферы». Таким образом, единственным способом выхода из такого положения может быть исследование ценностных правил других «темпомиров», принятие их «инаковости» и интеграции с ценностями своего «темпомира».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.