Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 6. Работа с проблемой




ЗАНЯТИЕ 5. РАБОТА С ПРОБЛЕМАТИКОЙ

ЦЕЛЬ: - продолжить понимание природы агрессивного поведения;

- скорректировать в сторону позитива отношение подростка к себе;

- помочь подростку осознать и проявить отрицательные эмоции.

 

УПРАЖНЕНИЕ “РАСКРАШИВАНИЕ ФИГУРОК”

Цель: - выразить и осознать чувства, связанные с теми или иными событиями в жизни подростка;

- помочь подростку понять переживаемые события.

Психологом рисуется пространственное изображение детской фигуры, соответствующее полу и возрасту подростка. Потом его просят подумать, что “этот мальчик” или “эта девочка” чувствуют в ситуации, похожей на ту, когда сам подросток злится. Далее его просят раскрасить фигурку так, чтобы увидеть, как он себя чувствует. По окончании работы рисунок обсуждается.

 

УПРАЖНЕНИЕ “ВУЛКАН”

Цель: - обратиться к внутреннему пониманию подростком агрессивных тенденций поведения.

Схема проведения похожа на технику “цветок”. Подростка просят представить извержение вулкана.

Образ “Вулкана” ассоциативно позволяет проработать процесс аффективного выражения подростком эмоций. При анализе визуализации следует обращать внимание на силу извержения, то, как проходит извержение, характер вещества, вылетающего во время извержения вулкана, чем закончилось извержение вулкана. Важно понять, что предшествовало извержению.

Сила извержения, легкость, с какой подросток представляет извержение вулкана, говорит о природе аффективного напряжения. Легкость, с которой испытуемый может высвободить это напряжение, и то, как это делается, часто проецируется на извержение вулкана. В конце обсуждения надо провести аналогию с агрессивным поведением подростка и извержением вулкана.

Домашнее задание: нарисовать вулкан.

 

УПРАЖНЕНИЕ “СОЛНЫШКО”

Цель: - снять напряжение;

- повысить уровень уважительного отношения к себе.

Подростка просят нарисовать солнышко на весь лист. В центре его пишется имя подростка. На каждый лучик пишется приятное качество, комплимент, или положительная оценка подростка его близкими, или им самим. Если процесс работы вызывает затруднение, можно помочь подростку, предлагая родителям говорить комплименты по очереди. Можно также попросить родителей написать подростку приятные слова – это способствует пониманию родителями ребенка и улучшению отношений между ними. Подростку приятно видеть положительную оценку своей личности со стороны родителей.

 

ЦЕЛЬ: - продолжить процесс осознания проблемы;

- обучить подростка управлять своими эмоциями;

- способствовать развитию эмоциональной саморегуляции.

 

УПРАЖНЕНИЕ “ТРИ ЗЕРКАЛА”

Цель: - помочь подростку осознать, каким его видят другие люди;

- способствовать развитию рефлексии и контроля над эмоциями;

- повысить уровень внутреннего субъективного контроля;

- содействовать росту понимания между родителями и детьми.

На альбомном листе рисуется три больших круга. Подростку дается инструкция: “Ты каждый день смотришься в зеркало и видишь там себя. В этих зеркалах ты можешь увидеть не только свою внешность, но и свою личность. Попробуй увидеть себя в этих зеркалах глазами родителей, учителей, друзей. Нарисуй, каким тебя видят окружающие”.

Рисунок может быть нарисован любым способом. Каждое зеркало подписывается: “Мама”, “Учителя”, “Друзья”, “Я сам”. По окончании рисования происходит обсуждение. Важно обсудить, как подростку себя вести, чтобы его образ в глазах других был лучше.

 

УПРАЖНЕНИЕ “ ЩИТ ГНЕВА”

Цель: - осознание и ощущение защитной роли гнева, возможность увидеть наиболее вероятные альтернативы этому чувству, включая различные способы влияния человека на ситуацию во избежание потенциальных осложнений;

- осознание тех чувств и проблем, от которых гнев защищает;

- понимание роли гнева и причин, приводящих к нему;

- развитие у подростка ответственности за свои чувства, обучение его умению решать проблемы.

Упражнение является одним из ключевых в работе.

Подростку предлагается метафорически нарисовать чувство гнева (то, как выглядит гнев, что он отражает). Затем с внутренней стороны листа подросток должен написать, какие чувства обычно предшествуют гневу (наиболее типичные варианты – обида, грусть, разочарование, страх, одиночество, плохая учеба и т.д.). Благодаря обсуждению подросток должен понять причины, вызывающие чувство гнева. Обсуждается и то, каким способом можно устранить первичную причину, не прибегая к помощи гнева. Опыт показывает, что упражнение очень эффективно в оценке понимания подростком своих чувств.

 

УПРАЖНЕНИЕ “РАССЛАБЛЯЮЩИЕ МЯЧИКИ”

Цель: - способствовать расслаблению мышечной агрессии.

Для этой цели подростку предлагаются специальные шарики разных размеров: большие, сенсорные, маленькие пупырчатые, липкие, мячики-прыгуны. Задача – играть с шарами, кататься на них, мять их руками, прыгать на них.

Упражнение способствует выбросу напряжения, оно вызывает очень радостные чувства и нравится детям. Лучше всего для работы использовать комнату психологической разгрузки, оборудованную такими мячами. В Городском Центре ПМССДКШ такая комната имеется. Если нет возможности иметь много шаров, то могут подойти обычные мячики. В таком случае лучше всего работать по снятию ручного мышечного напряжения.

Для выполнения упражнения необходимо свободное пространство и соблюдение техники безопасности во избежание травм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.