Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная оценка эффективности использования ресурсов предприятия




Методы сравнительной комплексной оценки

Можно выделить три направления комплексной оценки хозяйственной деятельности:

Необходимость комплексной оценки может возникать в двух случаях:

когда необходимо сопоставить работу нескольких единиц

когда нужно сопоставить работу одного и того же хозяйствующего субъекта во времени

Первое направление использует три метода:

а) метод сумм

б) метод суммы мест

в) метод расстояний

а – заключается в суммировании исходных показателей

kj = å × 100 %

Пример:

Таблица.1

 

Наименование предприятия Показатели в % Методы оценок
R ¦о производитель-ность труда сумма сумма мест расстояние
  108 (2) 105 (2) 104 (2)   2+2+2=6  
2 (1) 109 (1) 100 (3) 113 (1)   1+3+1=5  
  100 (3) 110 (1) 102 (3)   3+1+3=7  
эталон            

Этот метод требует, чтобы показатели были однонаправленными.

Пример: (чем выше, тем лучше).

В случае использования разнонаправленных показателей следует использовать стимуляторы К = +1 и дестимуляторы к = – 1.

Производство требует предварительного ранжирования предприятий по местам или баллам, и затем они суммируются. (здесь чем ниже å, тем лучше)

в – для применения этого метода необходимо выбрать эталонное предприятие. Оно может быть а) наилучшее значение из всех возможных; б) среднеотраслевое; в) нормативное.

kj = åxэталон - x , где

j – индекс предприятия (Пример:1, 2, 3)

x – показатель

к1 = (109 – 108)2 + (110 – 105)2+ (113 – 104)2 = 1 + 25 + 81 = 107

к2 = (109 – 109)2 + (110 – 100)2 + (113 – 113)2 = 100

к3 = (109 – 100)2 + (110 – 110)2 + (113 – 102)2 = 81 + 121 = 202

По этому методу, чем ближе к эталону, тем лучше. (т.е. чем меньше, тем лучше)

 

 

Таблица 2

Показатели 1 год 2 год Абсолютное изменение - @ Темп роста Темп прироста
Продукция тыс. руб.       104.9 4.9
Оплата труда       102.8 2.8
Материальные затраты       104.2 4.2
Основные фонды       105.7 5.7
Оборотные средства       101.5 1.5
Производи- тельность труда руб. на рубль/n 8.278 8.451   102.1 2.1
Материало- отдача 1.526 1.536   100.7 0.7
Фондоотдача 1.072 1.064   99.3 - 0.1
Оборачиваемость оборотных средств 4.979 5.148   103.4 3.4

 

На первом этапе определяется динамика количественных показателей (темп роста, абсолютное отклонение, темп прироста) – 2,3,4,5 показатели. Произошел рост всех количественных показателей.

Определяем динамику качественных показателей (6,7,8,9). Все показатели выросли, за исключением фондоотдачи.

Определяем соответствие прироста в ресурсах в расчете на 1 % прироста объема продукции. Это позволит определить влияние количественных экстенсивных факторов.

По оплате труда = = 0.57 (57 %)

По материальным затратам = 4.2 / 4.9 = 0.857 (85.7 %)

По основным производственным фондам = 5.7 / 4.9 = 1.163 (116.3 %)

т.е. рост практически произошел за счет привлечения дополнительных ресурсов (фондов)

4. Определим действие качественных (интенсивных) факторов.

По оплате труда (производительность труда)

100 – 57 = 43 %

100 – 85.7 = 14.3 %

100 – 116.3 = - 16.3 % - влияние фондоотдачи отр.

100 – 30.6 = 69.4 %

5.Определим относительную экономию ресурсов

@ Ротн. = Р1 – Ро I

@ ОТотносится = ОТ1 – ОТо I

Ip - индекс роста продукции

Ip = Пример: Iр = 1.049

@ОТ = 9894 – 9628 ×1.049 = - 206 тыс. руб.

Если бы мы работали с производительностью труда 1 года, этой экономии бы не было. Такую экономию мы можем определить по всем видам ресурсов.

За счет снижения фондоотдачи нам пришлось дополнительно вовлечь 588 тыс. руб.

@¦о = 78581 – 76350 × 1.049 = +588 тыс. руб.

Когда “ - ” – экономия, “ + ” – дополнительные средства.

Такую оценку можно произвести по всем затратам производствам предприятий.

7. Сущность и приемы прогнозирования в экономическом анализе

Методы прогнозирования это совокупность приёмов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных об исследуемом объекте вывести суждения определённой достоверности относительно будущего развития объекта.

По оценкам отечественных и зарубежных учёных, в настоящее время насчитываются сотни методов прогнозирования, однако на практике регулярно используются несколько десятков базовых методов (рис. №1).

Рис. № 1. Классификация методов прогнозирования

Из рисунка №1 видно, что вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени их однородности:

· простые методы;

· комплексные методы.

Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).

Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами.

Кроме того, все методы прогнозирования поделены еще на три класса:

· фактографические методы;

· экспертные методы;

· комбинированные методы.

В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:

1) фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

2) экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;

3) комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

· статистических (параметрических) методов;

· опережающих методов.

Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

Группа опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

· по количеству привлеченных экспертов;

· по наличию аналитической обработки данных экспертизы.

Прогнозирование спроса в теории осуществляется различными методами. На практике, как правило, реализуется комплексный подход, учитывающий сильные и слабые стороны применяемых методов. Общие методы прогнозирования спроса основываются на:

· Метод экспертных оценок;

· Статистические методы (фактографические);

· Комбинированные методы.

8. Методы финансового оценивания

Понятие временной стоимости денег является основным элементом финансового менеджмента, используется для оценки инвестиционных проектов, осуществления операций на рынке ценных бумаг. Деньги имеют временную стоимость - это проявляется в их обесценивании с течением времени под воздействием инфляции и при вложении в обращение. Денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении сегодня стоят больше, чем те же ресурсы, но полученные через некоторый промежуток времени. Стоимость денег определяется величиной упущенной возможности получить доход в случае наилучшего варианта их размещения. Основными методами расчета денежных потоков является метод дисконтирования и метод наращивания. Метод наращивания – это процесс увеличения первоначальной стоимости в результате начисления процентов. Используя этот метод можно определить величину денежного потока через некоторый период времени, т.е. ее будущую стоимость. Метод дисконтирования – это метод нахождения величины денежной суммы в некоторый начальный момент времени по ее известному или предполагаемому значению в будущем исходя из заданной процентной ставки. Метод применяется для определения современной или текущей стоимости денежной суммы, получение или выплаты которой планируются в будущем. Расчет будущей стоимости денег производится с помощью простых и сложных процентов. Схема простых процентов предполагает, что база начисления процентов остается неизменной.

, где будущая стоимость; первоначальная или настоящая стоимость денежных средств; t – период времени, в течение которого оцениваются денежные средства; i – процентная ставка. В случае сложных процентов годовой доход начисляется не с исходной величины капитала, а с общей суммы, которая включает ранее начисленные и невостребованные инвесторами проценты. Происходит капитализация процентов по мере их начисления. Формула сложных процентов - . В случае начисления процентов менее одного года: , где m – число раз начисления процентов в году.

 

9. Метод оценки предпринимательского риска

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.