Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 9




План

Тема: Орфоэпические нормы, их динамика

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

План

Тема: Культура письменной речи. Орфографические нормы.

1. Особенности правописания слов иностранного происхождения.

2. Правописание сложных слов.

3. Орфографический словарь и правила работы с ним.

Практические задания

Задание 1

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, б...рельеф, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан, г...рпун, л...кв...дировать, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...рн...саж, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

Задание 2

Напишите слова, раскрыв скобки.

(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница,

Задание 3

Напишите слова, раскрыв скобки.

(Дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (диван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор. (Грамм)молекула, (киловатт)час, (тонно)километр. Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь. (Вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпион. (Северо) запад, (юго) восток, (норд) ост. (Орехово) Зуево, (Эльзас) Лотарингия. Ростов (на) Дону, Франкфурт (на) Одере.

Задание 4

Перепишите, раскрывая скобки.

(Жюль) верновская фантастика, (ильфо) петровская сатира.

(Бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд, (грустно) сиротливая ива, (добродушно) хитрая улыбка, (мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная улыбка, (раскатисто) громкий голос, (смущенно) счастливое лицо, (уныло) серый цвет, (холодно) сдержанный тон.

(Восточно) Европейская равнина, (Западно) Корейский залив, (Южно) Африканская Республика.

(Историко) филологический факультет, (критико) библиографический обзор, (литературно) художественный журнал, (словарно) технические издания.

 

 

1. Этапы формирования современной орфоэпической нормы: старомосковское, московское, петербургское произношения.

2. Диалектные и просторечные черты в произношении.

3. Произношение заимствованных слов.

4. Особенности ударения в русском языке: разноместность и подвижность.

5. Причины колебания акцентных норм.

6. Работа с орфоэпическим словарём.

Практические задания

1. Возможны ли варианты произношения в данных словах?

Конечно, молочный, скучно, подсвечник, нарочно, Ильинична, сливочный, будничный, спичечный, пустячный, точно, научный, сердечный, горчичник, нечто, чтобы, непорядочный, дождь, позже, визжать, дрожжи, яичница.

2. Прочитайте слова, обращая внимание на:

а) твёрдость согласных [з] и [с]: капитализм, плюрализм, монополизм, сосиски;

б) мягкость [м]: семь, семьдесят, восемь;

в) оглушение звонких согласных на конце слова: дивиденд, фонд, прогноз, налог (но: дивиденды, асфальт);

г) чтение [г]: город, гарант, лизинг, Господи, ага, бог, лёгкий, первого, сегодня, бухгалтер.

 

3. Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной. В каких словах допустимы варианты.

Атлет, афера, блеф, бытие, маневр, желчный, белесый, блеклый, испекший, опека, оседлый, береста, бесхребетный, преемник, иноплеменный, безнадежный, платежеспособный, отыменный, никчемный.

4. Объедините слова с твердым согласным перед [е] в одну группу, с мягким согласным – в другую.

Антенна, антитеза, артерия, бенефис, критерий, темп, тенденция, тент, термин, компетенция, индексация, компьютер, академия, крем, юриспруденция, менеджер, альтернатива, бассейн, гипотеза, депрессия, сервис, экспресс, сессия, энергия, шинель, зажжен.

5. Прочитайте следующие омографы, объясните их значение.

Броня – броня, видение – видение, лавровый – лавровый, кредит – кредит, мокрота – мокрота, наголо – наголо, острота – острота, парить – парить, трусить – трусить, языковой – языковый.

6. Произнесите слова, соблюдая правильное ударение. Отметьте слова, в которых профессиональный вариант ударения отличается от литературного.

Алкоголь, алфавит, баловать, включишь, газопровод, генезис, гренки, диспансер, добела, договор, досуг, еретик, завсегдатай, заговор, закупоренный, запломбировать, звонишь, изобретение, иконопись, индустрия, инструмент, инсульт, искра, исчерпать, каучук, квартал, километр, компас, мастерски, медикамент, намерение, некролог, обеспечение, предложить, премировать, ржаветь, свекла, соболезнование, столяр, таможня, украинец, упрочение, усугубить, феномен, ходатайство, цемент, черпать, щавель, шасси, эксперт.

7. Расставьте ударения в глагольных формах.

Отнять – отнял – отняла – отняли, понять – понял – поняла – поняли, начать – начал – начала – начали, начаться – начался – началась – начались, создать – создал – создала – создали, класть – клала – клали. Взят – взята, занят – занята – заняты, начат – начата – начаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.