Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малая социальная группа и ее структурная организация

Понятие о социальной группе. Классификация групп.

V. Ожидаемые результаты

 

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:

значимость воспитания в общественном сознании;

укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;

доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;

повышение уровня информационной безопасности детей;

формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяе­мая из социального целого на основе конкретных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп

 

 

Большая (условная) группа – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных с0циальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.).

Большая (реальная) группа – значительная по размерам и слож­но организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную 0бшественную деятельность (например, коллектив вуза, предпри­ятия и т.д.).

Малая группа – относительно небольшое число (от двух до не­скольких десятков человек) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

Формальная (официальная) группа – реальная или условная со­циальная общность, имеющая юридически фиксированный ста­тус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, доб­ровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.

Условная группа – группа людей, объединенных по определен­ному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.).

Реальная группа – это объединение, где люди связаны реаль­ными контактами (например, группа однокурсников).

Референтная группа – реальная или условная социальная общ­ность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности и оценки которой ориентируется в своем поведении и самооценке.

Нереферентная группа – это группа, психология и поведение членов которой чужды или безразличны человеку.

Антиреферентная группа – это группа, поведение и психоло­гию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует спло­ченность как ценностно-ориентационное единство, а также со­вместная деятельность, способная опосредовать отношения ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценност­ные ориентации, опосредующие межличностные отношения, про­являются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредую­щих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциаль­ные ассоциации.

Просоциальнальные ассоциации – это группы, в которые пози­тивные нравственные ценности привнесены из широкой соци­альной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале процесса обучения.

Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориента­ции которых имеют негативный, иногда антиобщественный ха­рактер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы в условиях антиобщественно направленной органи­зации и руководства легко превращаются в асоциальные корпо­рации.

Корпорация просоциалъная – это организованная группа, ха­рактеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличност­ные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Напри­мер, группа рэкетиров или мафия.

Коллектив – группа людей, объединенных общими целями и задачами, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

В коллективе формируется особый тип межличностных отно­шений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценно-коллективистической идентификацией и т.д.

Особенности зрелого коллектива

Особенности зрелого коллектива Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующей деятельностью
Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности
Каждый член коллектива видит перспективы движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии
Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции
Личность защищена коллективом и ответственна перед ним

 

Проблема группы как важнейшей формы социального объеди­нения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в психологии.

Малая социальная группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как це­лого.

Группа как самостоятельный субъект деятельности может быть рассмотрена с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы – это характеристики соб­ственно группы и характеристики, определяющие положения че­ловека в группе.

К характеристикам группы относятся ее композиция, структу­ра и групповые процессы, а к характеристикам, определяющим положения человека в группе – система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.

Композиция (состав) группы – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.

Структура малой группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют ее отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

Психологическая структура малой группы включает компози­ционную, социометрическую, коммуникативную подструктуры и подструктуру функциональных отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV. Механизмы реализации Стратегии | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.