Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика курсовых, бакалаврских, магистерских работ по фольклористике




ГЛОССАРИЙ

ЗАГАДКИ

1. Определение жанра.

2. Происхождение и типы загадок.

3. Поэтика загадок. Их судьба.

Тексты загадок смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 123 — 133; Круглов, с. 69 — 90; Новикова, с. 56 — 65,497 — 799; Кравцов, с. 75 — 89; Померанцева, Минц, с. 178 — 180; Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. М., 1986. С. 299 — 397, данном пособии или в сборниках:

Загадки русского народа / Сост. Д.Н. Садовников; Вступ. ст., ред. и примеч. В.П. Аникина. М., 1960.

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIIIXXвеков / Подгот. М.Я. Мельц, В.В. Митрофанова, ГГ. Шаповалова. М.; Л., 1961. С. 187 — 246.

Загадки / Изд. подгот. В.В. Митрофанова. Л., 1968 (Памятники русского фольклора).

Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов. Ю.Г. Круглов. М., 1990. С. 3 — 98.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество / Сост., подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В.П. Аникина; Подбор илл. В. Жегулевой. М., 1994. С. 401 — 464.

Изучить нужный раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 123 — 133; Аникин, с. 496 — 509; Аникин, Круглов, с. 102 — 115; Новикова, с. 108 — 120; Кравцов, с. 91 — 97; Кравцов, Лазутин, с. 86 — 95), статью М.А. Рыбниковой «Загадка, ее жизнь и природа» в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 176 — 185), статью А. Маркова «О методе изучения загадок» в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 54 — 57) и статьи Д.Н. Садовникова, А.В. Маркова и М.А. Рыбниковой в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 118 — 132).

Знать 10 — 15 загадок.

Дополнительно сведения о загадках можно получить из работ:

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. М., 1957. С. 54 — 86, 162 — 196.

Митрофанова В.В. Историческая действительность в загадках // Славянский фольклор и историческая действительность. М.; Л., 1965. С. 284 - 299.

Митрофанова В.В. Современное состояние русских народных загадок//Современный русский фольклор. М., 1966. С. 199 — 208.

Митрофанова В.В. Художественный образ в загадках // Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971. С. 141 — 151.

Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.

 

ЗАНЯТИЕ 8. Былины (2 часа)

1. Определение жанра. Специфические черты былин. Отличия былин от других эпических жанров фольклора (от сказки, историче­ской песни и т.п.).

2. Географическое распространение былин.

3. Подробный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбой­ник» (сюжет, характер конфликта, особенности изображения героя и его противника, тема, идея, композиция, изобразительно-выразительные средства и их функции в тексте, ритм, особенности стиха и музыкального оформления).

4. Аналогичный анализ изучаемой в школе былины «Вольга и Микула» студенты делают к очередному занятию дома в тетрадях.

 

ЗАНЯТИЕ 9. Новгородские былины (2 часа)

1. Вопрос о происхождении былин. Классификация былин.

2. Историзм былин (на примерах былин новгородского цикла).

3. Анализ былины «Садко» по указанной в занятии 5 схеме.

4. Былина и другие виды искусства.

При подготовке к 5 и 6-му занятиям использовать результаты работы над литературой к лекции. Изучить:

а) лекцию и раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 186 — 249; Аникин, с. 301 — 366; Аникин, Круглов, с. 197 — 249; Новикова, с. 172 — 209; Кравцов, с. 143 — 173; Кравцов, Лазутин, с. 137— 171);

б) извлечения из работ А.Ф. Гильфердинга, В.Ф. Миллера, А.П. Скафтымова, А.М. Астаховой, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева и Ф.М.Селиванова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 292 — 364), или из хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой соответственно А.Ф. Гильфердинга (с. 102 — 112), В.Ф. Миллера (с. 130 — 154), Д.С. Лихачева (с. 249 — 252), А.П. Скафтымова (с. 256 — 273), П.Д. Ухова (с. 274 — 281) и А.М. Астаховой (с. 282 — 291), или из хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 90 — 120), или раздел «Былины» из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 297 — 399).

Ознакомиться и уметь охарактеризовать классические собрания былин Кирши Данилова, П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга.

Прочитать и знать содержание всех былин, напечатанных в одной из хрестоматий (Зуева, Кирдан, с. 179—256; Круглов, с. 212—313; Новикова, с. 151—239; Кравцов, с. 147—230; Померанцева, Минц, с. 248—363).

Используя результаты работы 5-го и 6-го практических занятий, проанализировать дома самостоятельно былины «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец», «Бой Ильи Муромца с сыном», «Василий Буслаев».

При работе над литературой можно делать необходимые (на усмотрение студента) записи в предназначенной для этих целей тетради. По желанию студент может подготовить сообщение на 7 — 10 минут на одну из тем: «Былина и литература», «Былина и живопись», «Былина и музыка», «Былина и кино».

 

ЗАНЯТИЕ 10. НАРОДНЫЕ БАЛЛАДЫ(2 часа)

1. Определение баллады. Происхождение и развитие. Классификация.

2. Принципы художественного отражения действительности в балладах. Своеобразие изображения героев. Судьба балладных песен.

Тексты баллад смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 286 — 306; Круглов, с. 369 — 378; Новикова, с. 327 — 334; Кравцов, с. 258 — 273), в изданиях:

Народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова; Общ. ред. А.М. Астаховой. 2-е изд. М.; Л., 1963 (Б-ка поэта. Большая серия).

Русские народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова; Худож. С. Харламов. М., 1983.

Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и примеч. С.Н. Азбелева. М., 1986 (Классическая б-ка «Современника»).

Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелева; Худож. Б.А. Лавров. М., 1991 (Сокровища русского фольклора).

Изучить соответствующий раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 267 — 277; Аникин, с. 510 — 525; Аникин, Круглов, с. 249 — 256; Новикова, с. 250 — 252; Кравцов, с. 190 — 204; Кравцов, Лазутин, с. 193 — 203), статью Д.М. Балашова «Поэтика баллады» в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой, с. 429 — 435, ознакомиться со вступительными статьями к указанным публикациям и с исследованиями:

ПутиловБ.Н. Славянская историческая баллада. М.; Л., 1965.

•Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1966.

Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции. М., 1974.

Кулагина А.В. Русская народная баллада: Учеб.-метод. пособие по спецкурсу. М., 1977.

Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий. М., 1998.

 

ЗАНЯТИЕ 11. Народные лирические песни (необрядовые) (2 часа)

1. Определение понятия «народная лирика». Специфика народной лирики.

2. Проблема классификации лирических необрядовых песен.

3. Основные композиционные формы, принципы и приемы построения лирических песен.

4. Образ лирического героя в песнях.

5. Проанализировать помещенные ниже (раздел VI, № 1 — 15) песни, обратив особое внимание на тексты «Ветры мои, ветры вы, буйные ветры» (№ 9), «Ах, пал туман на сине море» (№ 10), «Не шуми ты, мати зелёная дубравушка» (№ 11), «Калинушку с малинушкой вода залила» (№ 12) по схеме: тема, тематическая группа, идейное содержание, характер исполнения, композиция, функциональная роль различных изобразительно-выразительных средств и приемов, особенности стиха и ритма.

При подготовке к занятию использовать результаты работы над источниками к лекции 8. Кроме того, студенты должны изучить лекцию и соответствующий раздел одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 288 — 313; Аникин, с. 526 — 555; Аникин, Круглое, с. 256 — 271; Новикова, с. 234 — 270; Кравцов, с. 205 — 231; Кравцов, Лазутин, с. 204 — 228), а также отрывки из статей А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, С.Г. Лазутина, А.М. Новиковой и Т.М. Акимовой, помещен­ные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 364— 395), или раздел «Песни» (с. 400 — 457) в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой. Частичную информацию можно почерпнуть в хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой, изучив работы Н.Г. Чернышевского (с. 42 — 47), А.Н. Веселовского (с. 155 — 168), Б. и Ю. Соколовых (с. 175 — 182), Б.М. Соколова (с. 343 — 355), И.Н. Розанова (с. 356 — 364) и Н.П. Колпаковой (с. 386 — 397), а также в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана статьи Ап. Григорьева, А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, И.Н. Розанова.

Прочесть все песни по одной из хрестоматий (Зуева, Кирдан, с. 337 — 384; Круглов, с. 379 — 419; Новикова, с. 268 — 334; Кравцов, с. 274 — 314; Померанцева, Минц, с. 408 — 456) и знать не менее одного текста (по выбору студента) на каждую тематическую группу и жанровую разновидность, проанализировать их по указанной

выше схеме.

Ознакомиться и уметь охарактеризовать 2 — 3 сборника русских народных песен.

ЗАНЯТИЕ 12 Русские частушки (2 часа)

1. Определение частушек. Отличительные черты жанра.

2. Возникновение и развитие частушек, их поэтические источники.

3. Тематика частушек досоветского, советского и постсоветского времени.

4. Художественное своеобразие частушек (анализ конкретных частушек)

5. Судьба частушек.

Внимательно изучить лекцию, соответствующий раздел в одном из учебников (Аникин, с. 674 — 701; Аникин, Круглое, с. 321 — 333; Зуева, Кирдан, с. 358 — 368; Новикова, с. 300 — 312; Кравцов, с. 232 — 248; Кравцов, Лазутин, с. 229 — 239), извлечения из работ Н.П. Колпаковой и И. В. Зырянова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 395 — 406) и в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 175 — 179), раздел «Частушки» в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 458 — 475).

Прочесть все тексты частушек по одной из хрестоматий (Круглов, с. 420 — 441; Новикова, с. 423 — 428; Кравцов, с. 315 — 328; Померанцева, Минц, с. 495 — 504, 550 — 551, 567 — 569; Зуева, Кирдан, с. 385 — 390), знать наизусть не менее десятка частушек и уметь их анализировать. Проанализировать помещенные в данном пособии частушки по схеме: жанровая разновидность, тема, идея, особенность изображения человека, композиция, наличие изобразительно-выразительных средств и их функции в тексте, рифмы, способы рифмовки, звукопись и т. п.

Ознакомиться с 2 — 3 сборниками частушек (по выбору студента) и уметь охарактеризовать их.

 

ЗАНЯТИЕ 13. НАРОДНЫЙ ТЕАТР (2 часа)

1. Виды народного театра (кукольный театр, раёк, народная драма).

2. Зарождение, развитие и исторические судьбы народного театра. Его значение.

3. Основные сюжеты и художественное своеобразие народной драмы.

4. Драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан».

Изучить нужный раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 314 — 337; Аникин, с. 596 — 641; Аникин, Круглов, с. 282 — 299; Новикова, с. 270 — 286; Кравцов, с. 249 — 264; Кравцов, Лазутин, с. 240 — 256) и извлечения из работ В.Ю. Крупянской, Н.И. Савушкиной и П.Г. Богатырева в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 406 — 435), или В.Ю. Крупянской, Н.И. Савушкиной, А.Ф. Некрыловой и П.Г. Богатырева в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 476 — 526), или в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 180 — 193). При необходимости сделать записи в рабочих тетрадях.

Тексты смотри в любой из хрестоматий (Круглов, с. 442 — 500; Новикова, с. 334 — 362; Кравцов, с. 329 — 353; Померанцева, Минц, с. 457 — 494; Зуева, Кирдан, с. 391 — 408).

Наиболее полно произведения народного театра, высказывания писателей и деятелей культуры о народном театре даны в книгах:

Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М., 1988 (Классическая б-ка «Современника»).

Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. М., 1991 (Б-ка русского фольклора; Т. 10).

Для более глубокого изучения темы рекомендуются следующие работы:

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. М., 1959.

Велецкая Н.Н. Принципы драматургии русского народного театра. М., 1964.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Народный театр: Сборник статей / Под ред. В.Е. Гусева. Л., 1974.

Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.

Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976.

Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII — начала XX века. Л., 1980.

Некрылова А. Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр. Л., 1983.

Савушкина Н.И. Традиционная система персонажей в народной драме//Традиции русского фольклора. М., 1986. С. 102 — 126.

Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988.

Савушкина Н.И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. М., 1988.

 

ЗАНЯТИЕ 14.ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР(2 часа)

1. Определение понятия «детский фольклор».

2. Жанровый состав детского фольклора (колыбельные песни, пестушки и потешки, перевертыши, заклички и приговорки, считалки, жеребьевки, дразнилки, скороговорки, молчанки).

3. Характеристика детского фольклора по жанровым и функциональным признакам.

4. Собирание, изучение и судьба детского фольклора.

Тексты произведений детского фольклора смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 409 — 426; Круглое, с. 501 — 514; Новикова, с. 65 — 72; Кравцов, с. 354 — 362), в данном пособии или в книге: Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. С. 197 — 237.

Изучить нужный раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 338 — 354; Аникин, с. 556 — 595; Аникин, Круглов, с. 299 — 312; Новикова, с. 120 — 135, 382 — 386) и работу Г.С. Виноградова «Детский фольклор» в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 435 — 449) или Кругловых—Смирновой (с. 527 — 542), или в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана, с. 194 — 207 (в последней смотри статью М. П. Чередниковой «Определение понятия «Современная детская мифология», с. 208 — 210).

Для более глубокого ознакомления с темой рекомендуются следующие публикации текстов и исследования:

Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Л., 1928.

Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. Кн. 1.

Детский быт и фольклор / Под ред. О.И. Капицы. Л., 1930. Сб. 1.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. С. 87 — 125.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

Потешки, считалки, небылицы / Сост., автор вступ. ст. и примеч. А.Н. Мартынова. М., 1989. (Классическая б-ка «Современника»).

Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. — Вып. 1: Младенчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.П. Аникина. М., 1991.

Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. СПб., 1997.

Этнография детства /Запись, составление и фотографии Г.М. Науменко. М., 1998.

Виноградов Г.С. «Страна детей»: Избранные труды по этногра­фии детства. СПб., 1999.

Агиография – церковно-житийная литература.

Анахронизм – пережиток старины.

Анимизм – свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; анимизм является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований.

Апокриф – произведение на библейскую тему, не признанное церковью.

Аполог – притча, краткая иносказательно-нравоучительная повесть.

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи; пережиток старины.

Архетип – прообраз, идея; первоначальный вид произведения фольклора, литературы, восстанавливаемый по поздним записям или рукописям.

Генезис – происхождение, история зарождения.

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи.

Калика – в русском народном эпосе: бродячие, обычно слепые певцы.

Компаративизм – сравнительно-историческое литературоведение, изучающие международные литературные связи и отношения, сходства и различия между литературно-художественными явлениями разных стран.

Контаминация – возникновение нового текста путем соединения текстов двух или более разных редакций.

Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Предпосылками мифологической «логики» служили неспособность первобытного человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной, аффективной сферы.

Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние какого-либо явления.

Типология – классификация, представляющая соотношения между разными типами предметов, явлений.

Тотем – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания; каждый род носил имя своего тотема; герб племени с изображением тотема.

Тотемизм – древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем и другом.

 

 


 

1. Донской казачий фольклор и особенности его поэтики.

2. Устное народное творчество казаков-некрасовцев.

3. Донская былина: жанровые и поэтические особенности.

4. Хоровая обрядовая поэзия на Дону.

5. Донская свадьба.

6. Казачьи народные песни в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

7. История казачьей военной песни.

8. Донская женская лирическая песня и особенности ее исполнения.

9. Современная бардовская песня и ее место в истории русского фольклора.

10. Анекдоты и афористические жанры. Анекдот как элемент народной смеховой культуры.

11. Сказочный зачин и концовка: формульная стереотипия стиля русских волшебных сказок.

12. Стилистическая повторяемость и параллелизм русских волшебных сказок

13. «Смех» в русских волшебных сказках.

14. Стилистические черты и лексика русских социально-бытовых сказок.

15. «Смеховой мир» в русских социально-бытовых сказках.

16. Реалистический гротеск в социально-бытовых сказках

17. Балагурство – как «форма смеха» в русских социально-бытовых сказках.

18. Сопоставление и рассмотрение русских, украинских и белорусских сказок по сюжету, типологии и повторяемости.

19. Общие и отличительные черты волшебной сказки на сюжет «Чудесное бегство» (русский и украинский вариант).

20.Сюжетное единство и локальные версии в русских, украинских и белорусских сказках (сюжеты «Чудесная корова», «Братец и сестрица»,

«Подменная жена», «Мать - рысь»).

21. Песенные традиции современного городского фольклора (сюжетно-композиционное своеобразие).

22. Народная демонология в детском прозаическом фольклоре.

23. Нищие и нищенство, юродивые и юродство в библейской, фольклорной и литературной традиции.

24. Жанровая специфика и эстетическая функция бытового и потешного фольклора детей.

25. Поэтические традиции народной культуры греков-урумов Приазовья.

26. Поэтические традиции народной культуры греков-румеев Приазовья.

27. Контаминация как творческий процесс в позднем песнетворчестве Верхнего Дона.

28. Военно-бытовые песни донских казаков.

29. Цветосимволика в традиционной свадебной лирической песне.

30. Цветосимволика в городском романсе.

31. «Спевы» как жанровая специфика частушек.

32. Традиционная и литературная символика в частушках 20-х гг. ХХ века.

33. Композиция и стиль предания.

34. Временная символика в былинах воинского цикла.

35. Пространство и время в новгородских былинах.

36. Шахтерские сказы Донбасса.

37. Детский игровой фольклор Донбасса.

38. Трансформация жанра девичьего альбома (середина XIX – начало XXI века).

39. Фольклорная и книжная традиция в современных устных рассказах.

40. Поэтика свадебной обрядности.

41. Вариативность песенных зачинов в былинах киевского цикла




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.