Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии определения тревожности у ребенка




1. Постоянное беспокойство (любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство);

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться, на чем-либо (у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться, на чем- либо, когда он волнуется);

3. Мышечное напряжение (во время выполнения заданий или попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

4. Раздражительность (плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания; не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности);

5. Заниженная самооценка (постоянно подавлен, находится настороже, крайне не решителен, мрачный взгляд на свое будущее);

6. Соматические проблемы (боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

7. Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны);

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Диагностическая программа (составлена по кн. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога»)

Участники Методика, автор
Дети 1. «Лесенка» О. Хухлаевой 2.Рисунок семьи 3.КРС 4.Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена)
Родители 1.АСВ 2.Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова. 3.Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П.Бейкер и М.Алворд 4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.
Педагоги 1.Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П.Бейкер и М.Алворд 2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.

 

Графический проективный тест «Кинестетический рисунок семьи» (КРС)

Тест КРС предназначен для психологической диагностики отношения ребенка к членам своей семьи, семейных отношений, вызывающих у ребенка тревогу или конфликты, определения места ребенка в семье.

Выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования (для психолога-наблюдение) и беседы поле этого. Во время выполнения теста вступать в разговор с ребенком не следует.

Порядок работы

Для выполнения теста ребенку предлагается стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик.

Инструкция для ребенка:«Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, чтобы ее члены были чем-нибудь заняты».На все уточняющие вопросы следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После окончания рисования проводится беседа по схеме:

· Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

· Где работают или учатся члены семьи;

· Как в семье распределяются домашние обязанности;

· Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Качественный анализ рисунков

Анализ рисунков проводится с учетом формальных и содержательных аспектов. К формальным признакам относятся:

· Расположение объекта рисунка на бумаге

· Качество линий

· Стирание рисунка или отдельных его частей

· Затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются:

· Изображаемая деятельность членов семьи

· Взаимодействие и расположение членов семьи

· Отношение людей и вещей на рисунке.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки:

1. Структура рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).

2. Особенности рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи).

3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

 

1.Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует лиц, с которыми находится в конфликтных отношениях. Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи, особенно если родители развелись.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Больные дети, нередко пребывающие в санаториях и больницах, чаще, чем их здоровые сверстники, не рисуют себя - показатель смены семейных отношений и их восприятия.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на ни жней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это тоже отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2.Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и закрашивает фигуру своего любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка тревожны и конфликтны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше родителей. Это может свидетельствовать о том исключительном внимании, которое родители оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.

В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как рисует ребенок себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицирует себя (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3.Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать о неоднозначном или негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи.

 

Количественная оценка

Для симптомокомплекса «Тревожность» определен ряд общепринятых показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех его показателей.

 

симптом балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   Штриховка Линия основания – пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных вещей Другие возможные признаки 0,1,2,3 0,1 0,1 0,1 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1

 

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

Экспериментальный материал

14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. (Приложение №6)

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Проведение исследования

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола:

Имя: Николай. Возраст: 6 лет. Дата: 10.11.96 г.

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми Ему надоело играть +  
2. Ребенок и мать с младенцем Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой +  
3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо   +
4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться +  
5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети +  
6. Укладывание спать в одиночестве Я всегда беру спать игрушку   +
7. Умывание Потому что он умывается +  
8. Выговор Мама хочет уйти от него   +
9. Игнорирование Потому что тут малыш +  
10. Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку   +
11. Собирание игрушек Мама заставляет его, а он не хочет   +
12. Изоляция Они не хотят играть с ним   +
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним +  
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю пить молоко +  

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.