Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы, осуществляющие уголовное преследование




Суд.

Понятие и классификация участников уголовного процесса. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс.

Введение.

 

Любая деятельность в нашей общественной жизни предопределяет наличие определенных ее субъектов. Если нет участников, то не может быть и отношений. Наделенный определенной ролью каждый субъект выполняет определенную функцию в складывающихся взаимоотношениях, как актер в кинофильме. Уголовный процесс, как самостоятельный вид государственно-правовой деятельности, не может осуществляться без своих «актеров» (участников).

Каждое действующее лицо в уголовном процессе выполняет от­веденную ему роль. В соответствии с задачами или интересами, которые призывают осуществлять в уголовном процессе определен­ное лицо, закон наделяет его необходимыми для этого правами и обязанностями, устанавливает гарантии их реализации. Другими словами, без участников просто немыслимо понятие уголовного процесса.

Знание всех участников процесса, их прав и обязанностей, задач, которые стоят перед ними, позволят не нарушать про­цессуальный закон, действовать в рамках закона.

Тема участников уголовного процесса является довольно обширной, ведь недаром ей в уголовно-процессуальном законе посвящен целый II Раздел. В своей работе я постараюсь отразить наиболее значимые, существенные положения, необходимые для её уяснения.

Изучением процессуального положения участников уголовного процесса занимались и занимаются по сегодняшний день огромное количество как белорусских, так и российских ученых процессуалистов. Среди них хотелось бы отметить работы Басецкого И.И., Кукреш Л.И., Мытника П.В., Мелешко В.В., Мартинович И.И., Шпилева В.Н.

Готовясь к написанию своей работы, я определила перечень наиболее важных вопросов на которые будет необходимо дать ответ: кого понимают под участником уголовного процесса; каким образом можно классифицировать всех субъектов уголовно-процессуальной деятельности; какими правами и обязанностями обладают отдельные из них и др.

Говоря о понятии участников уголовного процесса необходимо отметить, что в юридической литературе изложено несколько точек зрения, различных между собой в некоторых аспектах.

Одни считают, что участником процесса является лишь тот, кто защищает свои личные права и законные интересы, лично за­интересован в исходе уголовного дела, относя к ним обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.[1] Они защищают свои права с помощью наделенных законом правомочий, которые позволяют им активно воздействовать на ход уголовного процесса.

Шпилев В.Н. к субъектам уголовно-процессуальной деятельности относит тех участников уголовного процесса, которые выполняют определенные уголовно-процессуальные функции т.е. лиц, веду­щих уголовный процесс; лиц, защищающих свой личный интерес, и иных участников, которые оказывают содействие органу, ведущему уголовный процесс, и при этом не имеющие никакого лично­го интереса в данном деле.[2]

Некоторые юристы утверждают, что участников уголовного процесса необходимо понимать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае к ним относят только подозреваемого, обвиняемого гражданского истца и гражданского ответчика, то есть лиц защищающих свои уголовно и гражданско-правовые интересы в уголовном процессе. Но наибольшее количество ученых-юристов подходят к данному вопросу в наиболее широком смысле, они к категории участников относят всех участвующих в производстве по уголовному делу лиц, выполняющих определенную уголовно-процессуальную функцию, наделенных конкретными правами и обязанностями, вступающих в определенные правоотношения.

Последнюю позицию воспринял и белорусский законодатель при создании уголовно-процессуального закона. Перечень всех участников он закрепил в п. 49 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК).

Наиболее близкое к нормам действующего законодательства понятие приведенное в учебнике Л.И. Кукреш. Под участниками уголовного процесса необходимо понимать всех участвующих в деле граждан, должностных лиц государственных орга­нов и общественных организаций, выполняющих опреде­ленную функцию в уголовно-процессуальной деятельности и наделенных для этого определенными правами и обязан­ностями.[3]

Огромное количество участников уголовного процесса обуславливает сложность их классификации.

Уголовно-процессуальный закон в зависимости от про­цессуального положения того или иного субъекта (участника про­цесса), их прав и обязанностей, задач уголовного судопроиз­водства - всех участников уголовного процесса делит (классифи­цирует) на следующие группы:

1. Суд (гл.4 УПК РБ).

2. Государственные органы и должностные лица, осуществляю­щие уголовное преследование (суд, прокурор, следова­тель, дознаватель, орган дознания) (гл. 5 УПК).

3. Участники уголовного процесса, защи­щающие свои или представляемые права и интересы (обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, частный обвини­тель гражданский истец, гражданский ответчик, защит­ник, законные представители потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, граж­данского истца и гражданского ответчика) (гл. 6 УПК).

4. Иные лица, участвующие в уголовном процессе (свиде­тель, понятой, эксперт, специалист, переводчик, секретарь судеб­ного заседания) (гл. 7 УПК).

Четкое определение процессуального положе­ния участников процесса обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и правильное применение за­кона, гарантирует обеспечение прав и свобод граждан.

Для удобства изучения классификацию участников уголовного процесса можно изобразить в виде нижеизложенной схемы.

 

 

Участники уголовного процесса  

Участники, защищающие свои права и интересы

 

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс

Суд   Органы уголовно преследования  
  Участники, защищающие представляемые права и интересы
  Иные участники уголовного процесса  
           

Таким образом, под участниками уголовного процесса следует понимать всех участвующих в деле граждан, должностных лиц государственных орга­нов и общественных организаций, выполняющих опреде­ленную функцию в уголовно-процессуальной деятельности и наделенных для этого определенными правами и обязан­ностями. Всех участников в соответствии с действующим законодательством можно разделить на четыре большие группы: государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс; участники защищающие свои права и интересы; защищающие представляемые права и интересы; иные участники уголовного процесса. Данной классификацией я буду пользоваться при дальнейшем рассмотрении моей темы.

В соответствии с уголовно-процессуальным принципом публич­ности борьба с преступностью в Республике Беларусь возложена на специально уполномоченные государственные органы.

Согласно ст.15 ч.2 УПК Республики Беларусь «государствен­ные органы, должностные лица, уполномоченные осуществлять уго­ловное преследование, обязаны в пределах своей компетенции при­нимать необходимые меры по обнаружению преступлений, выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовного дела, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности и созданию условий для постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора».

Государственные органы, осуществляющие борьбу с преступ­ностью, в отличие от других участников процесса, наделены опре­деленными властными полномочиями, которые позволяют им обеспе­чивать достижение задач уголовного судопроизводства.

Что же объединяет государственные органы, ведущие борьбу с преступностью?

Объединяющими началами в их деятельности являются:

1. Общность задач уголовного процесса (ст.7 УПК Республики Беларусь).

2. Единство предмета доказывания (ст.89 УПК Республики Беларусь) и принципов оценки доказательств (ст.105 УПК Республики Беларусь).

3. Обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (ст.18 УПК Республики Бела­русь).

4. Обязанность обеспечения прав всех участвующих в деле лиц (ст.195 УПК Республики Беларусь).

Однако следует иметь в виду, что, несмотря на такое единство, каждый государственный орган решает в процессе свои непосредственные задачи и использует для этого особые про­цессуальные средства. Какие же задачи решает каждый конкретный орган госу­дарства, осуществляющий уголовный процесс?

Одним из центральных органов, осуществляющих уголовный процесс, является суд. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь осуществля­ется только судом. Никто не может быть признан виновным в совер­шении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст.ст.109, 110,113-116 Конституции Республики Беларусь, ст.9 УПК Республики Беларусь).

В соответствии со ст. 1 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" судебная власть осуществляется об­щими судами, к которым относятся Верховный Суд Республики Бела­русь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

Военные суды подразделяются на межгарнизонные, Белорусский военный суд и Военную коллегию Верховного Суда Республики Бела­русь. Эти суды осуществляют производство по уголовным делам.

Согласно ст. 31 УПК суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение.

Осуществление правосудия - это процессуальная функция су­да. Являясь специальным органом государства по разрешению уго­ловных (гражданских) дел, суд отправляет правосудие в строгом соответствии с законом, гарантируя при этом защиту прав и за­конных интересов всех участников уголовного судопроизводства.

Дела в судах рассматриваются коллегиально и единолично. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.

В кассационной инстанции рассмотрение дел осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции - в составе не ме­нее трех судей.

В своей деятельности судьи не связаны не только с выводами органов предварительного расследования, но и выводами вышестоя­щих судебных инстанций. Взаимоотношения судов различных звеньев судебной системы строятся на незыблемой основе принципа незави­симости судей и подчинения их только закону.

Полномочия суда при отправлении правосудия четко регламен­тированы статьей 33 УПК.

Руководство судебным процессом при коллегиальном рассмот­рении дела осуществляет судья, председательствующий в судебном заседании. Однако, все вопросы разрешаются судьями по боль­шинству голосов, причем председательствующий при голосовании не имеет никаких преимуществ перед другими судьями, входящими в состав суда.

В судебном заседании исследованию подлежат все обстоятельства дела. При этом суд не связан выводами органов предва­рительного расследования и оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокуп­ности.

Приговор суда может быть основан только на тех доказа­тельствах, которые рассмотрены в судебном заседании.

Если имеющихся доказательств, по мнению суда, недостаточно для правильного разрешения дела, он принимает соответствующие меры к их восполнению, а в необходимых случаях направляет дело для производства дополнительного расследования.

Вынесенные судом и вступившие в законную силу - приговор, определение или постановление обязательны для всех госу­дарственных и общественных учреждений, предприятий, организа­ций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Решения суда могут быть отменены или изменены в установ­ленном законом порядке только вышестоящим судом.

 

К органам уголовного преследования законом отнесены орга­ны, наделенные в силу принципа публичности обязан­ностью принимать и проверять информацию о совершенном или го­товящемся преступлении; возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование; привлекать лицо в качестве обви­няемого и направлять уголовное дело в суд для решения вопроса о виновности или невиновности обвиняемого; обеспечивать правиль­ное применение закона в целях защиты личности, вовлеченной в сферу уголовного судопроизводства.

В соответствии с главой 5 УПК должностными лицами органов уголовного преследования являются: прокурор, начальник следственного подразделения, следователь, начальник органа дознания, дознаватель. Их правовой статус мы рассмотрим ниже.

Процессуальной функцией прокурора в соответствии с Законом РБ «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 года, является надзор за точ­ным исполнением законов в уголовном процессе. В судеб­ном заседании он поддерживает также обвинение от имени госу­дарства. Во всех стадиях уголовного процесса прокурор обязан своев­ременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. Свои полномочия в уголовном процессе прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального Прокурора Республики Беларусь.

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе регламентировано УПК (ст. 34). Согласно этой статье, прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осу­ществляющим от имени государства уголовное преследование.

Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуж­дения уголовного дела и предварительного расследования.

Он вправе:

- возбуждать уголовные дела;

- поручать их производство следователю, органу дозна­ния, дознавателю;

- принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме;

- отказывать в возбуждении уголовных дел;

- осуществлять надзор за расследованием уголовных дел;

- истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело;

- продлевать, изменять или отменять меры пресечения;

-санкционировать применение меры пресечения, осуществление следственных и иных действий в необходимых случаях;

- давать указание о расследовании;

-отменять незаконные и необоснованные постановления орга­нов дознания и следователя и др.

По окончании предварительного расследования, прокурор оп­ределяет дальнейшее движение уголовного дела.

Получив от органа дознания или следователя уголовное дело с постановлением о направлении дела в суд, прокурор проверяет качество расследованного дела:

- обоснованно или предъявлено обвинение;

- правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого;

- правильно ли избрана мера пресечения;

- произведено ли исследование обстоятельств дела всесто­ронне, полно и объективно.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государс­твенное обвинение, пользуясь равными правами с другими участни­ками судебного разбирательства. Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства, поддерживает обвинение в строгом соответс­твии с законом. Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключени­ем дел частного обвинения.

Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от обвинения (ст. 293 УПК).

Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе при­нести в вышестоящий суд кассационный протест. В стадиях кассационного и надзорного производства участву­ющий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений.

Начальник следственного подразделения — это долж­ностное лицо, которое возглавляет соответствующее след­ственное подразделение (управление предварительного рас­следования, следственный отдел или отдел предварительного расследования) органов прокуратуры, органов предвари­тельного следствия Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности и органов финансовых рас­следований.

В качестве его может выступать начальник соответствующего след­ственного подразделения и его заместитель (п. 15 ст. 6 УПК). Это самостоятельный участник уголовного процесса, на которо­го возложена обязанность осуществления ведомственного контроля за своевременностью действий следователей по расследованию пре­ступлений, принятия мер по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. В этих целях он наделяется процессуальными, организационно-распоряди­тельными и управленческими функциями.

Начальник следственного подразделения вправе давать пись­менные указания о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступле­ния, объеме обвинения, направлении дела, проведении отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер по обеспечению безопасности и др. При этом он не вправе ограни­чивать процессуальную самостоятельность следователя в приня­тии таких принципиальных по делу решений, как о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обви­нения, прекращении предварительного следствия, передаче уго­ловного дела прокурору для направления в суд. Указания началь­ника следственного подразделения по этим вопросам при несогласии с ними следователя приостанавливаются исполнением до разрешения вопроса прокурором в порядке ч. 4 ст. 36 УПК.

Все остальные письменные указания начальника следственно­го подразделения, как организационного порядка, так и направлен­ные на полное, всесторонне и объективное расследование уголов­ного дела, подлежат обязательному исполнению следователем. К примеру, он вправе передать дело от одного следователя к друго­му, поручить производство предварительного следствия несколь­ким следователям. В случае сложности, большого объема дела он вправе лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя; поручать помощнику на­чальника следственного подразделения проверять уголовные дела, давать по ним указания и осуществлять другие предусмотренные ст. 35 УПК действия.

Хоть начальник следственного подразделения и является руководящим элементом, однако закон не наделил начальника его правом отменять постановления следователя. Выявив неза­конные необоснованные постановления следователя по уголовному делу, начальник лишь вправе обратиться к прокурору с представлением об их отмене. Указания прокурора, данные следователю по конкрет­ному уголовному делу, обязательны и для начальника следственно­го подразделения.

Должностное лицо органов внутренних дел, прокуратуры, го­сударственной безопасности, государственного комитета финансо­вых расследований, осуществляющее предварительное следствие по уголовным делам именуется следователем.

Процессуальная функция следователя в уголовном процессе - быстрое и полное раскрытие преступлений, своевременное привлечение к законной ответственности лиц, виновных в его совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступ­лениям и принятие мер к их устранению.

Хотя следователи структурно входят в разные ведомства, процессуальные полномочия их одинаковы. Все они наделены одина­ковыми, широкими процессуальными полномочиями.

Согласно ст. 36 УПК на следователя возлагаются обязанности:

- принимать все меры к всестороннему, полному и объективно­му исследованию обстоятельств дела,

- осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на со­вершение им преступлений, путем привлечения его в качестве об­виняемого и предъявления обвинения,

- принимать меры к обеспечению возмещения ущерба, причинен­ного преступлением, а также возможной конфискации имущества,

- принять меры к охране прав и законных интересов лиц, по­терпевших от преступления.

Следователь обладает широкой процессуальной самостоятель­ностью. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора в части 4 ст.36 УПК следователь вправе приостановив исполнение этих указаний, представить дело вышестоящему прокурору с пись­менным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает произ­водство следствия по этому делу другому следователю. Передача дела другому следователю при несогласии с указаниями прокурора, которые вышестоящим прокурором признаны правильными, означает, что следователь не может быть принужден действовать вопреки внутреннему убеждению, сложившемуся в результате расследования дела.

При осуществлении своих полномочий следователь взаимодействует с органами дознания. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент при­нять дело к своему производству и приступить к его расследова­нию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.

Дознание по уголовным делам и производство по ускоренной подготовке материалов осуществляется под руководством начальни­ка органа дознания.

Согласно ст. 38 УПК он обязан:

- организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявление лиц, их совершавших, предупреждения и пресечения преступлений

- обеспечить всестороннее, полное и объективное исследова­ние обстоятельств дела и своевременное выполнение поручений следователя, прокурора.

Для осуществления руководства предварительного расследо­вания уголовных дел в форме дознания начальник органа дознания наделен правом:

- поручать производство дознания дознавателям, которые под его руководством расследуют уголовные дела;

- давать указания дознавателям о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения; о направлении дел и материалов, производства отдельных следственных и процессуальных действий;

- передает дела и материалы от одного дознавателя друго­му;

- поручает расследование нескольким дознавателям.

- лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполнять отдельные следственные либо процессуальные действия по делу, находящемуся в производстве дознавателя.

Все важные решения по уголовному делу принимаются с сог­ласия начальника органа дознания. Он утверждает почти все пос­тановления, выносимые дознавателем.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу да­ются в письменной форме и обязательны для исполнения.

Дознавателем именуется должностное лицо органа дознания осуществляющее предварительное расследование по уголовным де­лам. Он назначается начальником органа дознания и является са­мостоятельным участником процесса по исследованию всех обстоя­тельств дела и как следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.

При производстве дознания по уголовному делу дознаватель:

- самостоятельно проводит следственные и процессуальные действия;

- принимает по делу решения, кроме случаев, когда требуется утверждение их начальником органа дознания или санкция прокурора.

Постановления дознавателя, как и следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уго­ловным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, уч­реждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 39 УПК).

Подводя итог выше изложенному, необходимо отметить, что государственные органы и должностные лица (прокурор, начальник следственного подразделения, следователь, начальник органа дознания, дознаватель), осуществляю­щие производство по уголовным делам, непосредственно ведут борь­бу с преступностью, в отличие от других участников процесса и наделены определенными властными полномочиями, которые позволяют им обеспечить достижение задач уголовного процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.