Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предварительное следствие




Предмет доказывания

Существенные особенности имеет предмет доказывания. Кроме обстоятельств, содержащихся в части первой ст.89 УПК, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

а) возраст несовершеннолетнего. При исследовании личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно установление точного возраста несовершеннолетнего, который необходим для решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности или освобождения его от ответственности. Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения) должен быть подтвержден документами о возрасте: свидетельством о рождении или паспортом.

б) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Выяснение этих обстоятельств включает в себя выяснение жилищных и материальных условий семьи, образ жизни подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и особенно проведение свободного времени.

в) степень интеллектуального, волевого и психического развития. Важно выяснить уровень его общего развития, то есть способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют поведение несовершеннолетнего в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых. Обращается внимание на его поведение до и после совершения преступления. Необходимо получить данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, его наклонностей и др.

г) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Для этого необходимо выяснить были ли взрослые подстрекатели. При наличии таких данных важно определить действительную роль несовершеннолетнего в совершении преступления. С этой целью необходимо установить такие обстоятельства, как применение мер физического и психического воздействия на несовершеннолетнего (убеждение, запугивание, обман, подкуп, распитие спиртных напитков и др.). Взрослые, склонившие несовершеннолетнего в преступную деятельность, должны привлекаться к уголовной ответственности.

 

Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних осуществляется следователями. Это относится и к делам, когда часть обвиняемых являются взрослыми, а также когда уголовное дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним, возбуждено после достижения им 18 лет. Органы дознания по этим делам могут выполнять лишь неотложные следственные действия и передают дело следователю. Для расследования уголовных дел данной категории должны выделиться следователи. Обладающие высокой профессиональной квалификацией и жизненным опытом.

Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, дело о нем должно быть выделено в отдельное производство, если это не создает препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Этим достигается быстрота расследования и уменьшаются опасность вредного влияния взрослых участников преступления на несовершеннолетнего. Если выделение дела о несовершеннолетних отдельное производство отрицательно скажется на качестве расследования, выделение дела не производится. Следите ведется в отношении всех обвиняемых, но следователь обязан принять все меры, чтобы предотвратить отрицательное влияние взрослых обвиняемых на несовершеннолетнего. На практике большую помощь в расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних следователям оказывают органы дознания – инспекции по делам несовершеннолетних, которые перед вызовом несовершеннолетнего на допрос к следователю представляют ему информацию о нем, если несовершеннолетний ранее состоял на учете в ИДН.

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей к следователю производится через его родителей, или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специальном детском учреждении – через администрацию этого учреждения.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При данном допросе участие педагога или психолога обязательно. Их участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого старше шестнадцати лет по усмотрению дознавателя, следователя, прокурора либо по ходатайству защитника.

Педагог или психолог, участвующие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, вправе с разрешения дознавателя, следователя, прокурора, задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончании допроса – знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права педагогу или психологу разъясняются перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса. Такие же права защитника при допросе несовершеннолетнего обвиняемого. Кстати, участие защитника по этой категории дел обязательно. С одной стороны, участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего помогает следователю наладить контакт с несовершеннолетним, что важно для установления обстоятельств совершения преступления и роли в нем обвиняемого. С другой стороны – для несовершеннолетнего обвиняемого участие данных лиц является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер.

Одной из неотъемлемых гарантий законных прав несовершеннолетнего является участие в следственных действиях и на суде его родителей или законных представителей. Если таковые имеются, то их участие в уголовном деле обязательно (ст.469 УПК). Законный представитель допускается к участию в уголовном деле постановлением следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Перед допросом законному представителю разъясняются его права. Однако следователь может отказать в таком участии, если имеются основания считать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или осуществляются с нарушением закона. Если следователь установил такие основания, он выносит об этом постановление, в котором излагаются основания отстранения от участия в уголовном деле. В этом случае к участию в уголовном деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего.

При решении вопроса с применением меры пресечения в каждом случае должна обсуждаться возможность избрания такой меры пресечения как отдача несовершеннолетнего под присмотр. Причем задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения при наличии оснований могут применяться к несовершеннолетнему лишь в случаях совершения им менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. О принятии к несовершеннолетнему названных мер немедленно ставятся в известность родители или другие законные представители несовершеннолетнего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.