Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста. 4 страница





23. Анализ и интерпретация теста Р.Кеттелла «Культурно- свободный тест интеллекта». Процедура проведения и обработка результатов.

 


24. Интеллектуальный тест Р.Амтхауэра. Теоретические основы методики. Краткая характеристика методики: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.

Один из известнейших групповых тестов, широко используемых в немецкоязычных странах, — Тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.


Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4—6 субтестов, используются задачи закрытого типа

Субтест 1. Логический отбор исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить предложение одним из приведенных слов. Пример задания: Противоположностью понятия "верность" является

а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.

Субтест 2. Определение общих черт: исследование способности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными понятиями В задачах предлагается пять,слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово и следует выделить в ответе.

Пример: а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живопись.

Субтест 3. Аналогии: анализ комбинаторных способностей. В заданиях предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.

Пример: дерево — строгать, железо —?

а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.

Субтест 4. Классификация: оценка способности выносить суждение, обобщать Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием Пример дождь — снег Правильным ответом будет слово "осадки".


Субтест 5. Задания на счет: оценка уровня развития практического математического мышления, сформированности математических навыков. Пример-Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км/ч?

Субтест 6. Ряды чисел: анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В заданиях требовалось установить закономерность числового ряда и продолжить его.

Пример- 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24,?

Субтест 7. Выбор фигур: исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с целой фигурой, которой соответствуют разделенные части.

Субтест 8. Задания с кубиками: исследуется то же, что и в 7-м субтесте. В заданиях предъявлялись изображения кубиков с различно обозначенными гранями. Кубики были определенным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда появлялись новые, неизвестные испытуемому грани. Необходимо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на каждом рисунке.

Субтест 9. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Предлагается запомнить ряд слов, которые объединены в таблице по определенным категориям, например, цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Время заучивания — 3 минуты. Затем тетради с заданиями собираются, и испытуемым выдаются листы с вопросами такого типа: С буквы "б" начиналось слово:

а) растения; б) инструменты; в) птицы; г) произведения искусства; д) животные.

Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.

В нашей стране адаптированный вариант теста Амтхауэра был использован при обследовании учащихся 8—10 классов городских и сельских школ. Получены данные о достаточно высокой надежности и валидности этого теста (М.К. Акимова с соавторами, 1984).

Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа "умственного профиля" он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.


 

25. Общая характеристика шкал Д.Векслера. Сравнительный анализ детского и взрослого вариантов. Диагностические возможности детского варианта.

 


 

26. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты. ГИТ (групповой интеллектуальный тест Дж. Ваной), ШТУР (школьный тест умственного развития), АСТУР (абитуриенты, студенты, тест умственного развития). Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методик. Обработка данных и их интерпретация.

ГИТ разработан словацким психологом и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы. Тест содержит 7 субтестов: 1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления); 2 — арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения); 3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами); 4 — определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков); 5 — числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации);

6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии); 7 — символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы).

ГИТ разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 мин).

Для оценки индивидуальных результатов теста используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы, показатели границ нормы для каждого образовательно-возрастного уровня 1, 3, 5 и 6 классов средней школы получены на выборках российских школьников. Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы и некоторые другие линии анализа.

ГИТ рекомендуется использовать для диагностики уровня умственного развития учащихся 3—6 классов. Тест Амтхауэра хорошо показал себя в качестве методики оценки умственного развития учащихся 8—11 классов.

Основные цели, для достижения которых могут применяться названные тесты, таковы:

а) контроль за эффективностью школьного обучения;

б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся,
нуждающихся в коррекции умственного развития;


в) определение индивидуальных направлений коррекционной работы с учащимися;

г) определение причин школьной неуспеваемости;

д) отбор учащихся в спецклассы и спецшколы;

е) выявление учащихся, способных обучаться по индивидуальной программе;

ж) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания, оценка
работы отдельных учебных заведений, разных педагогов.

Основные принципы, которыми руководствовались психологи при их создании, состояли в следующем:

1) возрастные нормы развития устанавливались с учетом воспитания и условий
жизни детей; поэтому они были не одинаковыми для детей одного календарного
возраста, а выводились для детей, воспитывающихся в определенной возрастной группе
детского сада;

2) основными показателями умственного развития были характеристики
познавательных действий (перцептивных и интеллектуальных);

з) выявление уровня умственного развития сочетало качественную характеристику
способов решения диагностических задач и количественную оценку, отражающую
результат их решения;

4) диагностические задачи для детей каждой возрастной группы были представлены в доступной форме, включены в характерные виды детской деятельности.

Диагностические методики, разработанные на основе указанных выше принципов, были стандартизированы и многократно проверены.


В последнее десятилетие в Психологическом институте РАО коллектив, руководимый К.М. Гуревичем, занялся созданием отечественных диагностических методик, направленных на оценку уровня умственного развития учащихся. В рамках разрабатываемой К.М. Гуревичем концепции социально-психологического норматива был сделан Школьный тест умственного развития (ШТУР), предназначенный для учащихся 7—9 классов.

Согласно этой концепции психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Комплекс этих требований, называемый социально-психологическим нормативом, может выступать критерием оценки индивидуального и возрастного развития. Воплощенный, в частности, в школьных образовательных программах, он может стать источником содержания теста умственного развития (т.е. определить состав слов и понятий, а также логические действия с ними). В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов' математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 — на общую осведомленность, 3 — на установление аналогий, 4 — на классификацию, 5 — на обобщение и 6 — на установление закономерностей в числовых рядах. (Подробнее о ШТУР см.: Психологическая коррекция умственного развития учащихся.М., 1990).

В этой главе мы остановимся лишь на нескольких принципиальных особенностях, отличающих ШТУР от традиционных тестов. Первое отличие — особое содержание, которое было в заданиях (не житейские, а школьные понятия, обязательные для усвоения). Второе отличие — иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степень приближения к социально-психологическому нормативу). Третье отличие — коррекционность методики, возможность предусматривать на ее основе специальные способы


исправления замеченных дефектов развития.

ШТУР соответствует высоким статистическим критериям, которым должен соответствовать любой диагностический тест. Он апробирован на больших выборках и доказал свою эффективность при решении таких задач, как: 1) анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс; 2) сравнение групп учащихся, отобранных в соответствии с какими-либо целями; 3) сравнение эффективности различных программ и методов обучения; 4) отбор в спецклассы и спецшколы;

5) диагноз причин школьной неуспеваемости; 6) отбор учащихся, нуждающихся в
коррекции умственного развития; 7) оценка эффективности работы разных педагогов и
педагогических коллективов; 8) выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальных
программах обучения;

9) профориентационная работа с учащимися

Для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов в Психологическом институте РАО был разработан специальный тест умственного развития АСТУР (для абитуриентов и старшеклассников тест умственного развития) Тест создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР (авторский коллектив: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, В.Т Козлова, Г.П. Логинова, А М. Раевский, Н А. Ференс).

Тест включает 8 субтестов: 1) Осведомленность; 2) Двойные аналогии; 3) Лабильность, 4) Классификация; 5) Обобщение; 6) Логические схемы; 7) Числовые ряды; 8) Геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного) и преобладании вербального или образного мышления Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест "лабильность"), что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности свойств нервной системы ("лабильности — инертности") Ниже приводятся примеры субтестов, входящих в тест АСТУР.

1. Осведомленность. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение из пяти приведенных слов.


2. Двойные аналогии. Испытуемому необходимо определить логические
отношения, существующие между двумя понятиями, при условии, что в обеих парах по
одному понятию пропущено Необходимо подобрать пропущенные понятия таким
образом, чтобы между первым словом задания и первым словом одной из данных на
выбор пар было такое же соотношение, как между вторым словом задания и вторым
словом этой же пары.

3. Лабильность. В субтесте требуется в очень короткий период времени быстро и
без ошибок выполнить ряд простых указаний, например, таких: "Напишите первую
букву своего имени и последнюю букву названия текущего месяца".

4. Классификация. Даются шесть слов Среди них нужно найти два, только два,
которые можно объединить по какому-то общему признаку. Например: а) кошка, б)
попугай, в) дог, г) жук, д) спаниель, е) ящерица. Искомые слова будут "дог" и
"спаниель", поскольку их можно объединить по общему признаку: и то и другое слово
обозначает породу собак.

 

5. Обобщение. Испытуемому предлагаются два слова. Нужно определить, что
между ними общего (найти наиболее существенные признаки для обоих слов) и записать
это понятие в бланк для ответов

6. Логические схемы. Испытуемому предлагается расположить в логическую
схему от общего к частному несколько понятий. То есть требуется построить "дерево"
логических отношений, обозначив место каждого понятия соответствующей буквой, а
отношения между ними — стрелкой

7. Числовые ряды. Предлагаются числовые ряды, расположенные по определенному правилу. Необходимо определить два числа, которые были бы


продолжением соответствующего ряда.

8. Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует особенности пространственного мышления испытуемых и включает разнообразные задания на понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.


27. Методы исследования психофизиологических особенностей человека. Свойства нервной системы человека, свойства и типы темперамента. Сравнительный анализ достоинств и недостатков существующих методов.

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына и их последователями в рамках нового научного направления, получившего название "дифференциальная психофизиология". В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше Оценочный подход имеет место и в опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные, т е соответствующие нормативу человеческие достоинства или констатировать их отсутствие Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.
При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность)

Оценка силы нервной системы. Как уже было отмечено, под силой нервной системы понимается выносливость нервных клеток к/или торможения.
Выделен ряд симптомов (проявлений) силы нервной системы по отношению к возбуждению, образующих синдром, в который входят следующие проявления:
• предел работоспособности нервных клеток;
• особенности концентрации процесса возбуждения;
• сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей;
• соответствие закону силы;
• абсолютная чувствительность.
Методики оценки свойства основаны на измерении эффектов, соответствующих его симптомам. Так, предел работоспособности оценивается динамикой условно-рефлекторной реакции при ее многократном повторении. С этой целью используются ЭЭГ и фотохимические рефлексы (условно-рефлекторная депрессия альфаритма и падение зрительной чувствительности). Однако указанные методические приемы весьма трудоемки и не могут быть использованы в целях практического отбора. Предел работоспособности оценивают также по числу ошибок по методике А. Е. Хильченко при быстром предъявлении положительных и тормозных раздражителей в темпе, подобранном для каждого испытуемого. Используется также показатель динамики теппинг-теста при работе в максимальном темпе на телеграфном ключе и некоторые другие приемы.


Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в прикладных исследованиях деятельности различных специалистов. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы трудоемки и требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест Е. П. Ильина.
Требуемое оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.


Методика "Исключение" представляет набор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов. Испытуемому, после некоторой тренировки, предлагается из пяти предъявленных на карточке слов, назвать лишнее, не объединенное с остальными по общему признаку. Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 сек. Все задания напечатаны на 5 последовательно предъявляемых бланках, по 35 заданий на каждом. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.
Методика "Образование аналогий" представляет набор заданий, каждое из которых состоит из трех слов. Слева располагаются пары слов-образцов. Справа дается одно слово, к которому испытуемый самостоятельно должен подобрать пару, чтобы возникла аналогичная первой паре связь между словами. После называния слова испытуемый должен немедленно приступить к решению следующего задания. Время, отведенное на решение каждого задания, равно 5 сек. Все задания напечатаны на 5 последовательно предъявляемых бланках, по 40 заданий в каждом. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.
Сила нервной системы по возбуждению оценивается индукционной методикой, в которой изучаются особенности концентрации процесса возбуждения. Иррадиация и концентрация возбуждения исследуются по влиянию дополнительного точечного светового источника на зрительную чувствительность, измеряемую с помощью адаптометра.

Диагностика лабильности нервной системы. Под лабильностью принято понимать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель. Проявления лабильности - инертности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности (например, в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т.д.).

А) Оценка лабильности зрительного анализатора. Одной из методик оценки является измерение критической частоты мельканий (КЧМ), при которой испытуемый воспринимает раздельные вспышки света как слитные. Частота мельканий изменяется плавно от 1 до 60 - 62 Гц. КЧМ определяется при нарастании частоты выше критической и при ее последующем снижении к до-критическим величинам. В качестве КЧМ может приниматься среднее из этих значений. Измерение КЧМ должно проводиться повторно (5 раз) до стабилизации показателей, так как возможно неправильное понимание инструкции испытуемым.
Для исследования лабильности зрительного анализатора может использоваться также измерение критической частоты исчезновения фосфена и метод дискретометрии, состоящий в определении минимального интервала между двумя смежными раздражителями, которые испытуемый воспринимает как раздельные.
Лабильность оценивается также по скорости восстановления световой чувствительности после засвета. Первоначально после темновой адаптации определяется порог абсолютной чувствительности зрения и записывается фоновая электроэнцефалограмма. Затем производится засвет глаз (25 люкс). Источником световых раздражений является фотофоностимулятор. Зрительная чувствительность измеряется
непосредственно до засвета и 5-6 раз в течение 5 мин после засвета. Скорость восстановления чувствительности измеряется в минутах. Методика позволяет измерять скорость прекращения нервного процесса.


В исследовании лабильности используются ЭЭГ-показатели. Одним из них является реакция перестройки мозговой ритмики при действии световых импульсов высокой частоты (от 18 до 80 Гц).
Б) Оценка лабильности слухового анализатора оценивается по критической частоте слияния звуковых щелчков (КЧЗ). Частота щелчков изменяется от 0,5 до 80 Гц. Фиксируются критические частоты при увеличении и уменьшении частоты щелчков. В качестве КЧЗ принимается среднее число от пяти измерений.
В) Для оценки лабильности двигательного анализатора используется электромиографическая методика, основанная на определении в миограмме последействия, состоящего в наличии электрической активности мышц в паузах между ритмическими сжатиями руки, осуществляемыми по световым или звуковым сигналам. Наличие электрической активности в паузах свидетельствует об инертности нервных процессов, в качестве показателя которой может использоваться средняя длительность последействия.
Г) Для оценки лабильности НС в мыслительно-речевой деятельности разработаны методики: "Исполнение инструкций" и "Код". Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, т.е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса; немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает прекращение предыдущего процесса и возникновение сменяющего его нового процесса. Следовательно, методики адресуются к той динамической характеристике мыслительно-речевой деятельности, которая детерминируется скоростью возникновения и исчезновения нервного процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих равных условиях ее функцией.
Основными показателями проявления лабильности должны быть быстрота и четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно-речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотрению. Психодиагностические пробы являются кратковременными и не вызывают у испытуемых состояния утомления.
ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов. ОСТ содержит следующие шкалы:
1. ПРЕДМЕТНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие значения (ВЗ) (9—12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3—4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание, умственного напряжения, низкую вовлечённость в процесс деятельности.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ — коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3. ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления, в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5. ТЕМП или СКОРОСТЬ — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигателъных операций.
6. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигагельного аппарата.
НЗ — слабо развита речедвитателъная система, речевая медлительностъ, медленная вербализация.
7. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.
ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.
НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ — высокая эмоциональность в комлгуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» - КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ — адекватное восприятие своего поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.