Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Практикум по методам психологии» относится к вариативной части Б1 учебного плана направления 37.04.01




Дисциплина «Практикум по методам психологии» относится к вариативной части Б1 учебного плана направления 37.04.01. «Психология».

В рамках дисциплины рассматриваются различные методы психологии, проводится отработка навыков по применению этих методов.

Для эффективного усвоения дисциплины студенты должны получить представление об основных методах психологии, на которых базируется любое психологическое исследование, принципах его построения («Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследования в психологии»).

Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Психологическое консультирование субъектов организационной деятельности», «Построение системы оценки персонала на предприятии», «Организационная психодиагностика». Во время изучения указанных курсов студенты могут применять отработанные навыки использования методов психологии в различных процессах организационной психологии.

Во время изучения указанных курсов студенты могут применять отработанные навыки использования методов психологии в различных процессах организационной психологии.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                 
1. Планирование теоретического и эмпирического исследования + + + + + + + + +
2. Построение системы оценки персонала на предприятии + + + + + + + + +
3. Подбор и адаптация персонала + + + + + + + + +
4. Психологическое консультирование субъектов организационной деятельности + + + + + + + + +

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОПК-3 способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения

ПК-2 готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий

 

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать: основные методы психологии, применяемые в клинической психологии: наблюдение, его виды и особенности; беседу, разновидности беседы и специфику использования каждого вида беседы, способы управления беседой; анализ продуктов деятельности.

Уметь: проводить наблюдение, анализ продуктов деятельности, вести различные виды беседы.

Владеть: навыками планирования наблюдения, выделения единиц наблюдения, регистрации данных, их обработки и интерпретации; навыками поддержания беседы и управления беседой с помощью вопросов; навыками выделения единиц контент-анализа, проведения контент-анализа.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр – 1. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часов, из них 37,2 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. 3,2 ч. иные виды работ), 34,8 часов, выделенных на самостоятельную работу.

Для заочной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа, из них 15,2 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. 3,2 часа ч. иные виды работ), 56,8 часов, выделенных на самостоятельную работу.

 

3. Тематический план

 

Для очной формы обучения

 

Таблица 2

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерак тивной форме, в часах Формы контроля
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа*
                   
  Модуль 1                
1.1 Введение в методы психологии.   - -         устный опрос
1.2. Наблюдение как метод психологии. Виды наблюдения. 2-3 - -         устный опрос
1.3. Программа наблюдения. 4-5 - -         письменный отчет
  Всего   - -          
  Модуль 2                
2.1 Беседа как метод психологии. Виды беседы.     - -         устный опрос
2.2 Техники ведения беседы 7-9 - -         устный опрос
2.3 Сценарии беседы 10-11 - -         письменный отчет
  Всего   - -          
  Модуль 3                
3.1 Анализ продуктов деятельности 12-13 - -         устный опрос
3.2 Основные приемы и процедуры проведения контент-анализа 14-15 - -         устный опрос
3.3 Обработка и анализ текстового материала методом контент-анализа 16-18 - -         контрольная работа, письменный отчет
  Всего   - -          
  Итого (часов):   - -          
  Курсовая работа                
  Из них в интеракт. форме                

 

*- включая иные виды работ.

Для заочной формы обучения

 

Таблица 3

Тема Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерак тивной форме, в часах Формы контроля
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа*
                 
  Модуль 1              
1.1 Введение в методы психологии. - -         устный опрос
1.2. Наблюдение как метод психологии. Виды наблюдения. - -         устный опрос
1.3. Программа наблюдения. - -         письменный отчет
  Всего - -          
  Модуль 2              
2.1 Беседа как метод психологии. Виды беседы.   - -         устный опрос
2.2 Техники ведения беседы - -         устный опрос
2.3 Сценарии беседы - -         письменный отчет
  Всего - -          
  Модуль 3              
3.1 Анализ продуктов деятельности - -         устный опрос
3.2 Основные приемы и процедуры проведения контент-анализа - -         устный опрос
3.3 Обработка и анализ текстового материала методом контент-анализа - -         контрольная работа, письменный отчет
  Всего - -          
  Итого (часов): - -          
  Курсовая работа              
  Из них в интеракт. форме              

 

*- включая иные виды работ.

4. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

Введение в методы психологии

Классификация методов психологии. Классификация Б.Г. Ананьева: организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, тест, анкета, беседа, праксиметрический метод, анализ продуктов деятельности, биографический метод, моделирование), методы обработки, методы интерпретации (генетический, структурный). С.Л. Рубинштейн: наблюдение, эксперимент, беседа, анкета. Методы исследования, обследования, преобразования. В.Н. Дружинин: эмпирические, теоретические методы, интерпретация и описание.

Наблюдение как метод психологии. Виды наблюдения.

Подходы к определению наблюдения. Виды наблюдения: несистематическое и систематическое, сплошное и выборочное, внешнее и включенное, открытое и скрытое, интроспекция. Особенности наблюдения как научного метода: целенаправленность, систематичность, планомерность, аналитичность, регистрация результатов, оперирование системой однозначных понятий.

Программа наблюдения

Процедура наблюдения: определение предмета и ситуации наблюдения, выбор способа наблюдения и регистрации данных, создание плана наблюдения, выбор метода обработки результатов, обработка и интерпретация полученной информации.

Предмет наблюдения: речевые акты, выразительные движения (экспрессия лица и тела), движения, обеспечивающие деятельность (перемещение в пространстве, неподвижность, дистанция между людьми, скорость и направление движений), физические воздействия (касания, толчки, удары). Цели наблюдения по Л.А. Регуш. Возможности и ограничения метода наблюдения.

Типичные ошибки наблюдения (А.А. Ершов): гало-эффект, эффект снисхождения, ошибка центральной тенденции, ошибка корреляции, ошибка контраста, ошибка первого впечатления.

Модуль 2

Беседа как метод психологии. Виды беседы.

Определение беседы. Классификация видов беседы по степени контроля по А.М. Айламазьян: полностью контролируемая, стандартизированная, практически свободная, свободная.

Виды беседы по В.В. Никандрову (2002): терапевтическая (клиническая) беседа как метод оказания психологической помощи нуждающимся в ней (пациентам, клиентам); «введение в эксперимент» – привлечение к сотрудничеству; экспериментальная беседа, в которой проверяются рабочие гипотезы; автобиографическая беседа, позволяющую выявить жизненный путь человека (или историю группы); сбор субъективного анамнеза (сведений о личности собеседника); сбор объективного анамнеза (сведений о знакомых собеседника); телефонная беседа («телефон доверия») как экстренная консультационно-психологическую помощь; интервью – метод, переходный между беседой и опросом.

Характеристики и условия успешной беседы. Критерии эффективности беседы: продуктивность, экономность, экологичность.

Техники ведения беседы

Составляющие умения вести беседу: работа с содержанием и процессом беседы.

Система классификации информации от клиента по С. Каллей (Culley S., 2001): события, поведение, чувства, мысли.

Понятие активного слушания. Виды активного слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание. Техники рефлексивного слушания: эхо-техника, перефразирование, резюмирование.

Вопросы. Виды вопросов по степени развернутости ответа (Лютова-Робертс Е.К., 2007): открытые и закрытые, их особенности и рекомендации по применению. Виды вопросов по степени вовлеченности психических процессов: вопросы к содержанию и к эмоциям. Рекомендации по использованию техники постановки вопросов.

Структура беседы (А.М. Айламазьян, 2000): вводная часть, сбор информации, кульминация беседы, завершение.

Правила проведения беседы (А.М. Айламазьян, 2000): «вы-подход», установка на искренность и на открытость, гарантия для респондента защищенности и безопасности ситуации, доверие психологу, наличие исследовательской задачи.

Сценарии беседы

Виды беседы по Е.Л. Доценко: интервью, консультация, обсуждение, информирование, поиск решения, переговоры. Понятие и задачи интервью. Сценарий интервью. Виды интервью: стандартизированное, структурированное, направленное, свободное. Причины искажения информации в интервью (И. Л. Соломин, 2006). Факторы, повышающие эффективность интервью: характеристики интервьюера, характеристики респондента, характеристики отношений между интервьюером и респондентом, характеристики ситуации

Типы вопросов для интервью (С. Квале, 2003). Отслеживающие вопросы, проясняющие, конкретизирующие, прямые, косвенные, структурирующие вопросы, молчание, вопросы-интерпретации.

Понятие консультирования, его задачи. Консультирование по процессу и по содержанию. Примерный сценарий.

Понятие дискуссии. Примерный сценарий.

Информирование, его задачи. Примерный сценарий.

Поиск решения. Примерный сценарий.

Анализ продуктов деятельности.

Разновидности метода анализа продуктов деятельности (по В.Н. Дружинину, 2003): биографический метод, контент-анализ, проективные методы. Сущность метода контент-анализа и его общая характеристика. Основные направления использования метода. Возможности и ограничения контент-анализа. Специфика его применения при изучении документов, их систематизация.

 

Основные приемы и процедуры проведения контент-анализа

Основные процедуры контент-анализа: формулировка категорий, подсчет частоты упоминания этих категорий в отдельных элементах текста документов и во всей совокупности текстов анализируемых документов (Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г.). Виды единиц анализа (К.М. Гуревич): смысловые единицы и единицы счета.

 

Этапы исследования с применением контент-анализа. Определение задач, теоретической основы, объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Требования к формулировке категорий: четко и однозначно сформулированные, исчерпывающие (охватывающие все части сообщения), взаимоисключающие. Единицы анализа/ выборки и единицы записи/ счета (Krippendorf, 2004). Единицы контекста. Виды единиц анализа (Krippendorf, 2004): физические, синтаксические, категориальные, пропозициональные, тематические.

 

Обработка и анализ текстового материала методом контент-анализа

Составление классификатора.

Составление кодировочной инструкции.

Пилотажная кодировка текста.

Кодировка всего массива данных.

Статистическая обработка. Частотные распределения, коэффициенты корреляций

А.Н. Алексеев, подсчет «удельного веса» смысловых категорий в общем объеме текста.

Интерпретация полученных данных на основе задач исследования.

 

5. Планы семинарских занятий.

Семинарские занятия по этой дисциплине не предусмотрены учебным планом.

 

6. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

Модуль 1

Задание 1

Студенты в парах готовят сообщения по одной из методик формализованного наблюдения. В докладе описывается краткая информация об авторе методики, основные теоретические положения, область применения, цели и задачи методики. Характеризуются единицы наблюдения. Для удобства восприятия рекомендуется использование слайдов (Power Point и др.)

Методики формализованного наблюдения:

1) карта наблюдения Д. Стотта;

2) методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке (сост. Л.А. Регуш);

3) методика экспертной оценки невербального поведения личности (сост. В.А. Лабунская);

4) методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (сост. А.Ц. Пуни);

5) шкала оценок для измерения реактивности ученика (сост. Я. Стреляу);

6) схема наблюдения за проявлением интереса, внимания учащихся на уроке (сост. А.В. Викулов).

 

Задание 2

Магистрант формулирует и согласует с преподавателем цель и задачи своего исследования методом наблюдения. Составляется программа наблюдения. Магистрант может использовать методики формализованного наблюдения, рассмотренные в задании 1. Допускается модификация методик.

Студент проводит исследование методом наблюдения и составляет отчет.

Модуль 2

Задание 3

Цель: выявление индивидуальных особенностей аудирования как основы ведения беседы.

Аудирование – процесс, который включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи.

С целью определения индивидуальных особенностей аудирования используется метод «Построение профиля слушателя» (см. также: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева, 2000, с.184-185). Студенты отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов аудирования, и отмечают графически их положение по осям.

На оси абсцисс перечисляются номера вопросов, на оси ординат – ответы на них по развернутой шкале от + 3 до -3 баллов, соответствующей степени оценки:

+3 – характерно для меня,

+2 – достаточно характерно для меня,

+1 – иногда проявляется,

0 – не знаю.

-1 – почти никогда не бывает

-2 – обычно не бывает,

-3 – никогда не может быть

 

Список вопросов к аудитору:

1. Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?

2. Не делаю ли я вид, что я слушаю?

3. Не слушаю ли я просто из вежливости?

4. Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно?

5. Слушаю ли я, если слушать мне надоело?

6. Часто ли я перебиваю собеседника?

7. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

8. Не делаю ли я поспешных выводов?

9. Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты?

10. Занимаю ли я негативную позицию к говорящему?

Студент сравнивает свой профиль с идеальным профилем.

 

Задание 4

Цель: отработка навыка установления техники рефлексивного слушания, используемой психологом.

Определите технику рефлексивного слушания (или тип вопроса), используемую психологом в следующих высказываниях:

1. Вы смеетесь, но я по тону чувствую, что вам совсем не до смеха.

2. Ну, Вы сегодня улыбаетесь.

3. В прошлый раз мы обсуждали то давление, которому Вы подвергались с разных сторон. Ваша сестра, старые друзья, новые друзья. Они развили в Вас постоянную привычку делать все сначала для других, а потом уже – для себя. Вам бы хотелось думать о себе как о жизнерадостном человеке, избавленном от чувства постоянной подчиненности планам других людей.

4. Вы могли бы поподробнее рассказать о том, что с Вами случилось?

 

Задание 5

Проанализировать дискуссию на примере телепередачи «Тем временем».

Магистрант смотрит один из выпусков передачи «Тем временем» и анализирует поведение ведущего дискуссию на разных этапах дискуссии.

Описываются невербальные и вербальные средства поддержания контакта с гостями. Указываются виды и вопросов, которые задает ведущий, приводятся конкретные формулировки вопросов.

 

Задание 6

Проведение частично стандартизированного интервью.

Возможные варианты темы интервью:

интервью по выбору профессии;

интервью с кандидатом на вакантное рабочее место;

интервью с сотрудником организации.

До начала интервью студент определят совместно с преподавателем цели и задачи интервью. Составляется программа интервью, формулируются вопросы (вводные, основные, завершающие).

По результатам интервью составляется отчет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.